Монолог о Диалоге

Игорь Калинин999
                21
«Диалог» - за границей.

   Пара воспоминаний о той первой зарубежной поездке. Сразу скажу, что посмотрели мы там многое, были на интересных концертах заезжих европейских гастролёров, в музее, в местной администрации, в публичной библиотеке. В этом нам ежедневно помогали представитель культурного департамента Туомо и переводчица Рита. Выступили мы тоже весьма успешно, хотя, конечно, это стоило большого нервного напряжения- поймут не поймут? Нас поняли! Особенно волновался я за номер «Пупусени»- те самые «Зайчики». Во-первых, потому, что миниатюра вообще сложная. Мы с Инной играем там одновременно шестерых персонажей, мгновенно перевоплощаясь из одного героя в другого и обратно. То в озабоченного «Зайчика», то в глуповатого «Суслика», то в наивного «Юношу» и т.д. А во-вторых, играя по-эстрадному, в хорошем темпе, давая персонажам, которые звонят друг дружке по телефону, голосовую характерность, нужно было тем не менее текст на финском языке произносить очень чётко. Забудешь хоть одно слово, «съешь» окончание или не там поставишь ударение- смысл не раскроется, реприза не выстрелит!..
Не забыли, не перепутали, выдюжили!..
Сейчас о том, что впечатлило.
Приняли нас отлично, кормили здорово, возили, даже дали по сто финских марок на мелкие расходы…
Состав нашей делегации был такой: пятеро артистов «Диалога», руководитель от культуры Галина Георгиевна и парочка «разнорабочих», которых нам навязали…
Забегая вперёд, сообщу, что на обратном пути мы встретили за рубежами далёкой Родины двух соотечественников- уже знакомого читателям нашего вечного доброжелателя О.И. Вязовского с милой молоденькой секретаршей. Он прибыл с ней в капиталистический рай, естественно, по важным государственным делам. Увидев нас, функционер, по-моему, был неприятно поражён…

…Хвалёная заграничная жизнь для нас началась уже через минуту после пересечения госграницы. Извините - в туалете. Если на нашей стороне из ржавого брызгающего крана текла, причём, постоянно грязная холодная водица, было грязно и холодно, не говоря о невыносимых флюидах, то в их заведении аналогичного назначения было светло, чисто, тепло и, можно сказать, уютно. А блестящие краны, фаянс, фарфор,салфетки, полотенца, шампуни и жидкое мыло вообще нас поставили в тупик. Сегодня уже этим никого не удивишь, но в далёком 1991 это было что-то! Мы, как аборигены с островов мумбы-юмбы, еле-еле разобрались, как поворачивать кран, чтоб из него мягко шурша, вытекала то холодная, то горячая водичка…
Автобус, который нам подали, тоже несколько отличался от нашей колымаги, в которой мы, за свои же деньги, долго тряслись по нашим родным ухабистым «хайвэям»…
Там тоже было чисто, мягко, удобно. Ехали плавно, работали кондиционер и телевизор…
За окнами- неповторимая природа Севера: сопки, красивые домики, перелески.
-Бродячие собаки!
-Где?
-Вон, целая стая!
-Какие же это собаки? Олени!
В их чистых, ухоженных лесах спокойно бегают стада оленей…
Да-а…
Город Рованиеми. Гостиница «Опипойка».
Знакомимся с удобствами номеров, куда нас, «выдающихся» представителей культуры СССР, разместили.
Первое, на что обращаешь внимание - выключатели. То, что все они работают- уже удивительно. Располагаются внизу, чтобы удобно было включать. Светильники располагаются таким образом, чтобы освещать определённую зону комнаты, общий свет горит не всегда, а лишь в нужный момент. Телевизор, бар. По телевизору- множество программ, вместо привычных отечественных двух!
И наше Центральное телевидение показывает гораздо ярче и чище, нежели дома.
Их рекламу тоже увидели впервые.
В ванной- по четыре полотенца на каждого постояльца, пол с подогревом, шампуни, освежители. Зачем четыре полотенца? Что ими вытирать? Так и не отгадали этот ребус. В подвале гостиницы, вернее, в минус первом этаже- отличная сауна. Она входит в стоимость номера. Из сауны - выход в бассейн, довольно просторный, метров двадцать пять…
«Пристёгнутые» к нашему творческому составу «машинисты сцены» шоумен  Александр Лельков и мелкий бизнесмен Валерий Коллерт, выйдя в бассейн, о чём-то горячо шушукаются. Оказывается, на дальнем «берегу» бассейна – голая женщина. Она загорает под ультрафиолетом. Мужики возбуждённо ныряют и с полчаса плавают невдалеке от незнакомки. Оказалось – это приезжая из Скандинавии, толи шведская, толи норвежская…пенсионерка!..
Номера у нас включают шведский стол на завтрак, обеды и ужины оплачивает принимающая сторона…
Шведский стол.
Сам берёшь что хочешь и сколько хочешь!
Глаза разбегаются от изобилия, особенно на фоне  воспоминаний о родных пенатах, где масло, мясо и колбаска для ребёнка- по норме выдачи, по спецталонам…А в овощных магазинах- гнилая картошка и полный голяк…
Осень на дворе, а тут- пахучая клубника, бананы,ананасы,золотистый виноград, не виданные прежде киви и т.д. и т.п.
Стыдоба: наши соотечественники-туристы подтыривают бутерброды с сёмгой и ветчиной, прячут за пазухи фрукты и одноразовые пакетики чая, сахара, сливочного масла…
Финские товарищи делают вид, что не замечают…
Выход в город.
Супермаркет.
Десятки сортов сыров, колбас, рыбы, фруктов, овощей. Всё свежее, отменное, на загляденье…Красиво выложено, подсвечено. Очередей нет, покупатели ходят чинно-важно, поглядывая на всё это великолепие. Особенно поражает рыбный отдел с огромными форелями, сёмгами, палиями , крабами, сверкающими среди хрустальных льдинок…
Наши артисты пошли ещё посмотреть на второй этаж, где одежда, обувь и прочее, а я не выдержал этой пытки и выскочил на улицу.
Меня душили слёзы…
Как же так? Почему?
Отсталая окраина царской России, расположенная, в основном, за Полярным кругом.
«Где прежде финский рыболов, печальный пасынок природы, бросал в неведомые воды свой ветхий невод, ныне там…»
 Природных залежей почти никаких.
Никто не носится в поте лица, все работают спокойно, размеренно. В четыре часа пополудни банки и офисы повсеместно закрываются, люди едут домой, к семье…
И вот поди ж ты, так утёрли нам нос!
А домики- аккуратные, пряничные. У супермаркета спокойно стоят, блестя никелем ,велосипеды.
Водители- вежливо уступают дорогу нам, пешеходам…
Люди красиво, разноцветно и празднично одеты.
Тротуары помыты…
Все улыбаются…
Как же так? Почему у нас всё  по-другому?! И будет ли в нашем доме когда-нибудь, как у людей?..
Такие мысли терзали мою душу тогда и лишь усугубились после возвращения в родной Мурманск…
…Прошло ещё два месяца и наш огромный и великий, могучий  дом-Советский Союз - вообще рухнул…
Но это уже совсем другая история…

                Продолжение следует