ХР Смысл и значение понятия пять

Александр Суворый
ХР. 2.7.83.32. Смысл и значение понятия «пять».

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.1. Первобытное словообразование. Смысл и значение понятия «пять».

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл и значение понятия «пять». 46 000 до н.э.


26. пять (пятеро)

На 26-м месте в Списке Сводеша (словарь первобытных понятий пра- пра- праязыка) слово-понятие «пять» - вероятно, одно из первых конкретно-абстрактных обобщающих структур-образов и осмысленных (осознанных) человеческих понятий, моделирующих окружающую среду и мир.

Слово-понятие «пять» произносится так - [п'ат']. В слове «пять»: слогов - 1 (пять), букв - 4, звуков - 3:

п ; [п'] : согласный, парный глухой, парный мягкий,
я ; [а] : гласный,
т ; [т'] : согласный, парный глухой, парный мягкий,
ь ; - (знак мягкой краткости).

О древности, изначальности и цельности слова-понятия, а также структуры-образа «пять» свидетельствует то, что оно состоит из одного корня «пять», которое затем используется во всех сложносоставных словах-понятиях.

Значение слова-понятия «пять» по современному Интернет Толковому Словарю Русского Языка:

ПЯТЬ, пяти, пятью, числит, колич. 1. Число, цифра и количество 5. За пять дней и за пять дней. На пять дней и на пять дней. По пять дней. 2. нескл. То же, что пятёрка (во 2 значение). За сочинение получил пять. Дай пять! (прост.) — давай пожму твою руку. || порядк. пятый, -ая, -ое. С пятого надесятое (рассказывать, пересказывать) (разговорное шутливое) — сбивчиво, перескакивая с одного на другое. Пятый пункт — 1) пункт в анкете о национальности; 2) принадлежность к еврейской нации (разговорное шутливое). Не прошёл по конкурсу из-за пятого пункта. Пятое колесо в телеге (разговорное) — о ком-чём-нибудь лишнем, ненужном. Как собаке пятая нога нужно что (нужен кто) кому (прост.) - совершенно не нужен, не нужно.

Также сейчас общепринято считается, что слово-понятие «пять» означает только «Имя числительное. Число, цифра и количество 5». А как на самом деле? Что означало слово-понятие «пять» в первобытные времена?

Подсказка открытию смыслового значения слова-понятия «пять» содержится в Словаре Русского языка Даля:
«Пять - счёт, следующий за четырьмя, четыре с одним, например: «На руке пять перстов», «Хвать (в карман), ан мягких пять! Пусто», «Православная церковь о пяти главах», «На пяти просвирах обедня. Без пяти просвир обедни нет, а шестая в запас», «Потерял пять, а нашёл семь».

Пять – пять перстов, пять пальцев, пясть – «пять лучеобразно расположенных косточек, соединяющих пальцы с запястьем и образующих остов кисти руки».

Пясть – кисть руки, ладонь; пять долгих косточек со связками и прочими частями меж пальцев и запястья, например: «Аще сварятся два мужа, и ударить един другого каменем или пястью» (Исход).
«Тесьма, шириной в пясть, в ладонь, в два вершка».

Пясть – пястка или пясточка чего, сев. горсть, как мера, например: «Пясть пшена, соли, шерсти, льну», «Хвасть, что голая пясть», «Трушки сенной пясточку да осколок белого камня (чаю и сахару)».

Пясть – троеперстная щепоть, сколько захватишь в пясть, в горсть или тремя пальцами, например: «Пястный, к пясти относящийся», «Пястать что, трепать, бить пястью, ладонью, хлопать, колотить», «Пястать тесто».

Пясть – архаичное слово-понятие, то же самое, что: нянчить, носить на руках, вынашивать, качать на руках ребёнка, пестать, пестовать. Вполне вероятно слово «пестовать» произошло от слова «пястовать», вынашивать, то есть пястоваться с кем, с чем, архан. - пестоваться, нянчиться; возиться, носиться, хлопотать.

Запястье – отдел верхней конечности между костями предплечья (лучевой и локтевой) и пястными костями (пястью), образованный восьмью костями. Кости запястья расположены в два ряда; кости дистального ряда сочленяются с пястными костями, кости проксимального — с лучевой костью. В отличие от остальных структур кисти (пясти и пальцев) запястье не имеет лучевого строения (Википедия).

Слово-понятие «пясть» созвучно со словом-понятием «пасть»…

Несомненно, изначальная структура-образ слова-понятия «пасть» имела значение пасти, то есть зева, рта зверя или рыбы, рта человека, ощерившихся зубов и полости рта, в которой можно пасть-пропасть, то есть быть укушенным или съеденным.

Вот почему изначальное глубинное врождённое представление пасти – это оскаленная пасть медведя, волка, тигра, льва, а также человеческий рот, ощерившийся в ярости. Кроме этого, структура-образ пасти – это, несомненно, тёмное, зияющее отверстие, углубление, вход в глубокую нору или пещеру, в ущелье или в тоннель.

Вот почему изначальное глубинное врождённое представление пасти – это вероятность пасть или пропасть, исчезнуть, раствориться, быть проглоченным пастью.

Вот почему по Закону подобия («Всё подобно всему») мелкая вещь, зажатая в ладони, пропадает в пасти-пясти, закрывается пятью пальцами, исчезает из вида.

Вот почему слово-понятие пасть означает – пропасть, погибнуть, быть схваченным (охваченным, как пятью пальцами в крепкий захват). Кстати, западню для ловли зверей и птиц тоже называют «пастью»…

Вот почему слово-понятие пасть означает: 1. Погибнуть в сражении, поединке. 2. Прекратить сопротивление, оборону; сдаться (об укреплённом пункте). 3. перен. Лишиться власти. Утратить общественное значение, былое могущество, престиж. Прекращать свою деятельность, оказываться несостоятельным (об организации, учреждении). 4. Падать (упасть). 5. Потерять бодрость, уверенность, отчаяться, пасть духом.

Словарю Брокгауза и Ефрона так определяет и толкует слово-понятие «пасть»:

Пасть — ловушка различных систем, употребляемая зверопромышленниками для добывания медведей, лисиц, песцов, соболей, зайцев. Главные части пасти. состоят из бревенчатого пола и из бревенчатой же крышки, или гнёта, одним концом лежащего на полу, а другим подпёртого колом; кол этот приспосабливается таким образом, что он падает и гнёт задавливает зверя, когда тот дёрнет за положенную в пасть приманку. Подобные же ловушки, но меньшего размера, употребляемые для добывания лесных птиц, называются «пастушками». Для ловли рябчиков употребляется в Сибири особенная пастушка, состоящая из вырытой в земле кувшинообразной ямы, закрываемой сверху прутиками и слоем листьев или мха с рассыпанными хлебными зёрнами или ягодами рябины: птица, прилетев клевать приманку, проваливается в яму, откуда уже не может вылететь.

Обратите внимание на эту структуру-образ – попадает в пасть-пясть и оттуда уже не может вылететь. Так и охват пятью пальцами или пястью не даёт какой либо вещи или предмету, например, рукоятке дубины, копья, камню, рукоятке ножа, топора, птичьему яйцу, птенцу или мелкому животному выскочить, вырваться, пробиться сквозь пальцы.

Ладонь руки человека со сжатыми пятью пальцами составляет горсть. Горсть – это: 1. Ладонь с пальцами, согнутыми так, чтобы ими можно было что-либо зачерпнуть, захватить или удержать что-либо положенное, насыпанное и т.п.; 2. Количество чего-либо, вмещающееся в такую ладонь, то есть небольшое количество чего-либо. Также словом-понятием «горсть» (горсточка) обозначают «очень малое количество людей».

Словарь Ушакова так определяет слово-понятие» горсть»: Горсть - горсти, мн. горсти, горстей, ж. 1. Рука (ладонь и пальцы), сложенная так, чтобы ею можно было что-н. зачерпнуть. Держать руку горстью. 2. То, что содержится в горсти. Горсть песку. 3. перен. Незначительное количество, ничтожное число (книжн.). Горсть храбрецов.

Значение слова «горсть» по словарю Даля: Горсть – ж. пясть, полость ладони с перстами, Подставь горстку. | Количество чего, забираемое в одну горсть, загребаемое одною ладонью с перстами. | Малость, ничтожное, несоразмерно малое число. Горсть войска. Горсточка да пясточка - та же пригоршня.

Несомненно, изначальное происхождение слова-понятия «пять», пясть, горсть произошли от действия, обозначаемого словом-понятием «пить» – пить из горсти, то есть пить из ладони с сомкнутыми «лодочкой» пальцами. 

Вот так, слов за словом, раскрывается глубина и многогранность структуры-образа и слова-понятия «пять» (пясть, горсть, пригоршня и т.д.)…

Общепринятая этимология (происхождение) слова «пять»:

Происходит от праслав. *р;tь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. пять, ст.-слав. п;ть (др.-греч. ;;;;;), русск. пять, укр. п'ять, белор. пяць, болг. пет, макед. пент, сербохорв. пе;т, словенск. ре;;t, чешск. p;t, словацк. р;;, польск. pi;;, в.-луж. рjе;, н.-луж. p;;, полабск. p;t. Праслав. *р;tь, ср. др.-инд. pa;kt;; «число пять», др.-исл. fimt ж. — то же, далее лит. penk;, ж. pe;kios, латышск. р;есi, ж. р;есаs, др.-инд. ра;;са, авест. ра;;а, арм. hing, греч. ;;;;;, эол. ;;;;;, лат. qu;nque, галльск. реmре, др.-ирл. с;iс, готск., др.-в.-нем. fimf, алб. реsё, тохар. А р;;, В pis. Ср. также: пясть.

Использованы данные словаря М. Фасмера.

Известные фразеологизмы и устойчивые сочетания со словом «пять»:

дать пять,
пять баллов,
пять с плюсом,
свои пять копеек,
знать как свои пять пальцев,
без пяти минут специалист.

Изначальное значение букв, входящих в слово-понятие-корень «пять»:

п - Покой, защита
я - Божественная связь земного и вселенского
т - Твёрдо, утверждённое свыше, уверенно
ь - Богом данная жизнь

Таким образом, «пять» - это «защита покоя божественной связи земного и вселенского твёрдо, уверенно утверждённой свыше Богом данной жизни». Действительно крепкая твёрдая мощная ладонь, в которой находится в покое ладошка младенца – это покой и уверенность, ощущение счастья и безопасности, тепла и живого чуткого участия, твёрдая и уверенная связь реального и возвышенного, земного и горнего, грешного и святого, покой уверенности в жизни.

Недаром, например, когда мужчины берут в руки, охватывают пятью пальцами рукоятки мечей, сабель, ножей, ложе автоматов и рукоятки пистолетов, то инстинктивно ощущают себя несоизмеримо уверенней, надёжней, сильнее, значимее. То же самое ощущают девушки-женщины, когда их пальчики оказываются в пясти-ладони сильной мужской длани-руки…

Пять – это пять пальцев одной руки или ноги. Пять – это модель пасти зверя, крепкой, сильной западни-захвата. Пять пальцев – это уже такой захват, из которого практически невозможно без супер усилий вырваться. Пять человек – это уже группа, в которой находится не просто один из нескольких, а главный, то есть командир.

Пять воинов – это среднее количество человек в отделении, то есть в минимальное тактической единице в родах войск (сил) видов вооружённых силах (ВС), отдельных родах войск (сил) и спецвойсках (Википедия).

Как правило (в разных видах войск) отделение состоит из 3-16 воинов.

Справка:
Звено или расчёт состоит из 3-4 воинов, командир – ефрейтор.
Отделение – 8-14 воинов, командир – сержант.
Взвод – 21-45, лейтенант.
Рота – 80-150, капитан.
Батальон – 400-800, майор.
Полк – 2000-4000, полковник.
Дивизия – 5000-21 000, генерал-майор.
Корпус – 20 000-40 000, генерал-лейтенант.
Армия – 80 000 и более, генерал-полковник.
Фронт или группа армий – 500 000-1 000 000, генерал армии или маршал.

Так вот, несомненно, изначально, естественно и реально-рационально первичные группы-отряды первобытных охотников классических неандертальцев и кроманьонцев составляли по численности пятёрки охотников во главе с самым опытным, следовательно, самым зрело возрастным человеком.

Конечно, в леса, в поля, в саванну, на реку, на морское побережье и т.д. ходили на охоту, на рыбалку и на сбор съестного и меньшими группами или большими, по три, по четыре, по десять и более человек, но наиболее эффективной по всем критериям и параметрам группой охотников-воинов была именно пятёрка. Почему?

Дело в том, что четверо охотников-воинов могли составить круговую оборону по всем четырём сторонам: спереди, по бокам и сздаи, а человек в центре группы мог, не отвлекаясь на конкретную противостоящую цель-напасть видеть картину боя или охоты в целом, крутиться по сторонам и руководить членами своей группы, вовремя помогать и защищать кого-то, кто более всех нуждался в помощи.

Кроме этого, при охоте на крупного зверя или животное, четверо охотников могли угрожать, то есть отвлекать зверя в свои четыре стороны, а пятый – самый опытный и сильный – мог с наскока из-за спины кого-либо из охотников подскочить вовремя и нанести смертельный удар или ранение в нужное (не защищённое) место зверя.

Также естественно и понятно, что справиться в бою «тет а тет», то есть с одним противником – это равные шансы на успех (50 на 50, кто кого), с двумя противниками – трудно, но хорошему бойцу реально по силам, с тремя – очень трудно, но тоже возможно, с четырьмя – сверх трудно, но всё же возможно, если двигаться очень быстро, ловко и мощно, но вот с пятью противниками, когда четверо наседают со всех сторон, а пяты неожиданно поражает, - справиться практически невозможно. Вот почему на войне обычно в разведку за «языками» посылают минимум пять лазутчиков-разведчиков-пластунов…

Вот почему универсальное понятие «пять» сопряжено с универсальным понятием «отлично». Вот почему первобытные мальчики-подростки, проходя традиционный ритуал посвящения во взрослую жизнь, пробирались через тёмные холодные и жутко страшные лабиринты пещер и оставляли на стенах в контрольной точке изображения своих пяти пальцев, пятерни. При этом, кстати, краску в рот, чтобы ею сбрызнуть свои растопыренные пальцы на стене пещеры, они набирали, вероятно, у входа в тёмную пасть пещеры, чтобы донести эту краску до нужного места и выполнить свой долг первоосвящённого отличника…