Штрих 18. Управленцы

Анатолий Емельяшин
                ШТРИХ 18. Управленцы.

         Тип руководителя – управленца, не знающего, да и не стремящегося познать нюансы производства, появился на заводе в начале 70-х.
         До этого среди руководителей среднего звена – начальников участков и цехов – превалировали выходцы из рабочих, закончивших без отрыва от производства техникумы, реже – институты. Они познали производство собственными руками и горбом и могли подсказать подчинённым решения почти на всех технологических операциях.
         Были, правда, и прорвавшиеся в «начальники» по комсомольским, профсоюзным и партийным каналам. Исчерпав там свои возможности карьерного роста, они назначались руководителями участков, отделов и цехов. Их было меньшинство, и они терялись в массе корифеев, стоявших в молодости у рабочего станка.

         Засилье способных только «управлять», «держать в кулаке» и не вникать в детали, появилось с приходом на завод  выпускников Красноярского и, особенно, Днепропетровского институтов.
         Был дефицит инженерного состава, и тогдашний директор Фоменко заключил договор с Днепропетровским химико-технологическим институтом. Около двух десятков выпускников институт направил на свердловский РТИ. Они и преддипломную практику прошли у нас на заводе.
         Начинали они с мастеров и рядовых технологов, но за год-полтора продвинулись до начальников участков, техноруков, начальников цехов и отделов.

         Настрой у многих был один – быстрый карьерный рост, и они его осуществляли всеми способами, не гнушаясь подсиживания и прямого доносительства. Их примеру следовали и доморощенные руководители низшего звена, приняв доносительство лучшим способом продвижения по служебной лестнице. Особенно те, у кого не было знаний и умения решать производственные вопросы, но был избыток апломба и самонадеянности.

         Но не буду чохом  мазать грязью всех выпускников ДХТИ, среди них были и порядочные ребята. Они как раз и вгрызлись в заводскую жизнь, оставив о себе хорошие воспоминания и благодарность коллектива. С уважением вспоминают Адонина, Судникова, Шевкопляса, Чебанова, Трофименко, некоторых других. Эти хотя бы не подсиживали своих начальников, пробивались сами. И «мохнатой лапы» у них не было, как у некоторых сокурсников.

         Хохлы с институтским образованием, поработав начальниками цехов и техноруками, вскоре разъехались  по другим заводам на должности с повышением. Кто не пробился в «большие начальники» тоже, отработав положенных три года, умчались на «ридну Украину».

         Снова возник дефицит на инженерию. Старые кадры, поднимавшие завод со времён войны один за другим уходили на пенсию.
         Масса технически неграмотных «управленцев» из местных интриганов  ринулась на  освобождающиеся должности. Уже одно это послужило толчком к падению технологической  дисциплины на  заводе.

         Если добавить к этому ограниченность и самовлюблённость тоже сменившегося высшего руководящего звена, то неизбежность краха заводской экономики в ближайшей перспективе можно и не предсказывать. Никакие «почины», липовые «Знаки Качества» и «реорганизации» не помогут.
         Это уже заметно по безбожному падению технологической дисциплины на всех стадиях производства. Оправдывается старая поговорка: «Каков поп – таков и приход».
                Май1974г.