Немного про поручительство

Александр Цесаревский
Весь народ Израиля ответственен друг за друга

И стал весь народ Израиля ответственен друг за друга, так как Тора была дарована ему только после того, как был опрошен каждый: согласен ли он принять на себя выполнение заповеди «возлюби ближнего» именно так, как написано: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Чтобы каждый принял на себя обязанность заботиться обо всех и заботился бы об удовлетворении потребностей каждого в степени не меньшей, чем природой заложено в человеке заботиться об обеспечении собственных потребностей.

И только после того, как весь народ согласился и, как один, воскликнули все: «Сделаем и услышим», были удостоены дарования Торы, и не ранее. Ведь только когда каждый из народа Израиля стал ответственен за то, чтобы никто из них ни в чем не нуждался, так как это всеобщее поручительство освободило всех от забот о своих потребностях, стало возможным полностью выполнить заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» и дать все, что имеешь любому нуждающемуся, и не заботиться больше о потребностях своего тела, так как каждый знает и уверен в том, что шестьсот тысяч преданно любящих его находятся рядом, готовые все для него сделать в любую секунду.

И потому еще не были готовы принять Тору во времена Авраама, Ицхака и Якова. Только после исхода из Египта сложилась реальность, когда ни у кого не было никаких сомнений в том, что каждому будет гарантировано обеспечение всех его потребностей.

Но в то время, когда находились среди египтян и были связаны с ними, заботу о некоторой части своих нужд были вынуждены передать в руки чужих, полных любви лишь к себе. И, таким образом, каждому из народа Израиля не могло быть гарантировано обеспечение той части его нужд, которая была передана в руки чужих; а ведь до тех пор, пока хотя бы один занят заботами о себе, весь народ не может даже приступить к выполнению заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Таким образом, дарование Торы должно было быть отложено до исхода из Египта и становления народа Израиля как единой нации, чтобы обеспечение всех ее потребностей ни в чем не зависело бы от чужих. Только тогда стали способны принять на себя упомянутое поручительство, и Тора была дарована им. Но и после принятия Торы, если даже единицы, не считаясь с остальными, изменят народу Израиля и вернутся в грязь эгоистической любви, то забота о потребностях, которая была возложена на них, заставит остальных заботиться о самих себе. И единицы эти не пожалеют большинства, и так или иначе, помешают выполнению заповеди «возлюби ближнего» всем народом Израиля. Эти разгильдяи заставят изучающих Тору остаться в трясине эгоистической любви, поскольку не смогут те выполнить заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» и достичь любви к ближнему без помощи этих разгильдяев.

Таким образом, оказался народ Израиля в ответе друг за друга, как с положительной, так и с отрицательной сторон. Исполнение поручительства, когда каждый заботится обо всех и обеспечивает потребности каждого, позволяет выполнять заповеди Торы в совершенстве, то есть, доставляя наслаждение Творцу. Отрицательная же сторона заключается в том, что если часть народа не захочет исполнять поручительство, а останутся они погруженными в любовь к самим себе, то тем самым и остальных вынудят оставаться погруженными в эту грязь и низость, без всякой возможности выбраться из этого мерзкого положения.

Поэтому мудрецы образно сравнивали поручительство с двумя людьми, плывущими в одной лодке, когда один начал сверлить дыру в дне лодки под собой и на вопрос другого, зачем же он это делает, ответил: «Какое тебе дело? Я же сверлю дыру под собой, а не под тобой.» На что второй сказал: «Глупец! Ведь находясь в одной лодке, мы утонем вместе.» Так что эти разгильдяи, погруженные в любовь к самим себе, строят тем самым железный забор, не позволяющий изучающим Тору даже приступить к выполнению Торы в указанной степени: возлюби ближнего своего, как самого себя, — что является лестницей, ведущей к слиянию с Творцом. И как же были правы в приведенном примере мудрецы, сказав: «Глупец! Ведь находясь в одной лодке, мы утонем вместе.»

Рабби Эльазар, сын РАШБ”И в вопросе о поручительстве пошел еще дальше, заявив, что не только народ Израиля ответственен друг за друга, но и все народы мира. Но существует и другое мнение, согласно которому, для начала выполнения Торы, то есть, только для начала исправления мира, достаточно взаимопоручительства одного народа, так как невозможно начинать исправление мира всем народам одновременно. Как писали мудрецы, Творец предлагал Тору всем народам мира, но никто не захотел принять ее, так как были задраны их носы кверху из-за непомерной любви к самим себе, в то время как сами погрязли в разврате, грабежах и убийствах так, что в те дни невозможно было даже помыслить говорить с ними о том, чтобы согласились отказаться от эгоистической любви.

И потому Творец не нашел ни одного народа, с которым можно было бы найти общий язык, достойного принять Тору, кроме сыновей Авраама, Ицхака и Якова, которым зачлись заслуги отцов их. Как написано мудрецами, отцы их выполняли Тору еще до того, как она была дарована им, так как вследствие возвышенности их душ была дана им возможность идти дорогами Творца. То есть, из-за их приверженности Творцу, им было дано постичь духовный смысл Торы без предварительного выполнения ее практической части, выполнять которую у них не было никакой возможности. И нет сомнения, что телесная чистота и возвышенность душ наших святых отцов оказали огромное влияние на их сыновей, и на сыновей их сыновей — так, что заслуги эти были зачтены и тому поколению, в котором каждый принял на себя эту возвышенную работу, и все, как один, воскликнули: «Сделаем и услышим». И потому мы обязаны были стать избранным народом среди всех народов. Таким образом, только сыны Израиля приняли на себя требуемое поручительство, а не другие народы мира, которые не принимали в этом никакого участия, поскольку сама действительность обязывала к этому. И как мог рабби Эльазар быть не согласен с этим.

Однако, окончание исправления мира наступит, когда все соединятся в своем стремлении к Творцу, и Он откроется всем народам мира, как писали мудрецы: «И станет Творец Царем Вселенной. В тот день станут Он и Имя Его едины». И уточнил написавший: «в тот день», — и не ранее, как написано: «И наполнилась земля знанием о Нем, и устремились к Нему все народы мира». Однако, роль народа Израиля по отношению ко всему миру похожа на роль наших святых праотцов по отношению к народу Израиля. Если бы не заслуги праотцов наших, что были зачтены нам и помогли возвыситься так, что стали мы достойны получения Торы, если бы не праотцы наши, которые выполняли Тору еще до того, как она была дарована им, разумеется, не стали бы мы избранным народом среди других народов. И потому возложено на народ Израиля, изучением Торы и выполнением заповедей ради Творца, совершенствовать себя и все человечество, чтобы стало возможным принятие на себя этой высокой работы любви к ближнему, что является лестницей, ведущей к достижению цели творения — слияния с Творцом.

И каждая заповедь, выполненная любым из народа Израиля, направленная на доставление наслаждения Творцу, без требования какой-либо платы и любви к самому себе, служит толчком к развитию всего человечества. Ведь невозможно это сделать одним скачком, а лишь медленным поступенчатым развитием до степени, необходимой для достижения всем человечеством желательного очищения. Как образно написано мудрецами: «Пока не склонится чаша весов на сторону заслуг». Словно происходит взвешивание на чашах весов, когда масса, которая очищается, достигает необходимой величины, и тогда перевешивает чаша, что означает окончание взвешивания.

И вот слова рабби Эльазара, сына рабби Шимона, который говорил, что о мире судят по большинству, имея в виду роль народа Израиля в совершенствовании мира до определенной степени очищения, при которой они станут достойными принятия на себя работы Творца. И эта степень очищения будет не меньше, чем та, которую достиг народ Израиля, когда удостоился получения Торы. Так называли мудрецы то достижение большинства заслуг, которые перевешивают чашу вины грязной эгоистической любви. И ясно, что если велика чаша заслуг высокого понимания свойств любви к ближнему, то перевесит она чашу вины. И тогда удостоятся согласия в решении воскликнуть: «Сделаем и услышим!», — как это сделал народ Израиля, что невозможно раньше достижения большинством заслуг, когда эгоистическая любовь еще мешает возложению на себя бремени служения Творцу.

Как сказано: «Выполняющий одну заповедь, перевешивает себя и весь мир на сторону заслуг». То есть, в конце концов, каждый из народа Израиля вносит свою лепту в вынесение окончательного решения, подобно тому, как взвешивающий семена кунжута добавляет по зернышку на чашу весов до тех пор, пока не закончит взвешивание. И конечно, каждое зернышко имеет значение, так как без него невозможно закончить взвешивание. И это же имеется в виду, когда говорится, что каждое действие любого из народа Израиля перевешивает весь мир на сторону заслуг, когда завершение его действия склоняет мир, стоящий на чаше весов, на сторону заслуг. И каждый вносит свой вклад в принятие этого окончательного решения, которое было бы невозможным без его действия.

Таким образом, рабби Эльазар, сын РАШБ”И, не опровергает сказанного мудрецами, что весь народ Израиля ответственен друг за друга. Просто рабби Эльазар говорит о будущем исправлении всего мира, в то время как мудрецы имели в виду настоящее время, когда только народ Израиля получил Тору.

И рабби Эльазар, сын РАШБ”И поддерживает высказывание, в котором говорится, что один грешник приводит к потере многих благ, поскольку, как уже говорилось выше, человек, выполняющий заповедь между ним и Творцом, получает такое же ощущение вдохновения, как и человек, выполняющий заповедь между ним и его ближним. Ведь выполнять любую из этих заповедей требуется ради Творца, без всякой примеси эгоистической любви, без всякого света и надежды на получение в ответ хоть какого-нибудь вознаграждения или уважения за свои усилия, когда здесь, в этой высокой точке, соединяются любовь к Творцу и любовь к ближнему, становясь единым целым.

Таким образом, это приводит к определенному продвижению всего человечества по лестнице любви к ближнему. И эта ступенька, достигнутая выполнением заповеди, большой или маленькой, одним человеком, приведет в конце концов к тому, что чаша весов, со стоящим на ней человечеством, будет склонена на сторону заслуг, так как принятие решения зависит от вклада каждого.

И совершающий одно нарушение, то есть, не сумевший преодолеть эгоистическую любовь и таким образом совершающий кражу, перевешивает себя и весь мир на сторону вины. Ведь в грязи эгоистической любви обнажается низменность природы творения, которая каждый раз, по мере ее использования, поднимается заново и укрепляется. И таким образом человек уменьшает вес находящегося на чаше заслуг, как если бы он вернулся и забрал с чаши весов то единственное зернышко кунжута, которое положил там его товарищ. Тем самым он хоть немного, но приподнял бы чашу вины, и нужно было бы начинать взвешивание заново. Так один человек тянет назад весь мир, и об этом сказано: «Один грешник приводит к потере многих благ», когда из-за того, что не смог удержаться от совершения маленькой ошибки, духовность всего мира оказалась отброшенной назад.

Все вышесказанное объясняет, почему Тора была дарована лишь тогда, когда объединился весь народ Израиля. И не может быть двух мнений по поводу цели творения, ведь она едина для всех: для черных, белых и желтых, — без различия в происхождении, до самого нижнего уровня творения, которым является эгоистическая любовь, что владеет человечеством не хуже, чем египтяне владели народом Израиля. А в этом состоянии ни с кем нет никакой возможности даже начать какие-либо переговоры, как-то объяснить, убедить согласиться принять на себя достижение цели творения, добиться хотя бы простого обещания постараться выйти из узких рамок в широкий мир любви к ближнему, кроме как с народом Израиля, получившим силу сопротивления через неимоверные страдания в четырехсотлетнем рабстве у жестоких египтян. И становятся понятны слова мудрецов, говоривших: «как соль «подслащивает» мясо, так и страдания делают человека человеком», то есть приводят тело к возвышенному очищению. И кроме того, засчитана им чистота их святых праотцов, что является главным, как о том свидетельствуют главы из Торы.

И на основании этого были подготовлены к такому состоянию, и потому о них пишется в единственном числе, как сказано: «И предстал Израиль перед горой...», что означает — все, как один, так как каждый из народа Израиля полностью отказался от эгоистической любви к себе, и все их стремления были направлены на благо ближнего, во исполнение заповеди «возлюби ближнего, как самого себя». Таким образом были объединены в единый народ, став как один человек, одно сердце, и только тогда были удостоены получения Торы.

Таким образом, вследствие вышеуказанных обязательных условий, Тора была дарована только народу Израиля, потомкам Авраама, Ицхака и Якова, так как невозможно было даже помыслить о том, что кто-то посторонний согласится принять в этом участие. Именно поэтому народ Израиля был исправлен и стал своеобразным проводником искр очищения для всего человечества, которые умножаются день ото дня, что похоже на увеличивающего свое богатство, пока не достигнет оно желаемой величины, то есть пока не достигнут понимания блаженства и покоя, находящихся в ядре любви к ближнему. И тогда поймут они необходимость склонить чашу весов на сторону заслуг и примут на себя бремя работы на Творца, и тогда чаша вины будет стерта с лица земли.

И осталось только разъяснить, почему Тора не была дарована праотцам. Ведь заповедь «возлюби ближнего, как самого себя», которая является сутью всей Торы — так что все остальные заповеди лишь разъясняют и толкуют ее — невозможна для исполнения одним человеком, а только при предварительном согласии всего народа, которое было достигнуто только после исхода из Египта, когда стали достойны ее выполнения. И каждый был спрошен — согласен ли он принять на себя выполнение этой заповеди. И лишь после того, как все согласились, была дарована им Тора. Однако следует разъяснить, каким образом в Торе было отражено то, что народу Израиля был задан этот вопрос, и все согласились, еще до дарования Торы?

Ответ на это становится очевиден любому, если вспомнить о приглашении, которое Творец послал через Моше народу Израиля еще до принятия Торы. «И сейчас, имеющий уши да услышит глас Мой. Храните союз, заключенный со Мной, и будете избраны из всех народов, потому что Мне вся земля. И будете вы Мне царством служителей (Коэнов) и святым народом», — вот слова Его, обращенные к народу Израиля, когда говорил с ними. И вернулся Моше, и передал старейшинам слова Творца, обращенные к ним. И весь народ, как один, воскликнул: «Сделаем все, что предназначил нам Творец!». И передал Моше Творцу сказанное народом».

И на первый взгляд существует противоречие, ведь разум подсказывает, что если кто-то предлагает своему товарищу какую-то работу и хочет получить его согласие, то он должен объяснить суть работы и назначить вознаграждение за нее. Тогда лишь может получающий работу решить — принимает он ее или нет. Однако, в сказанном мы не находим, на первый взгляд, ни описания сути работы, ни предполагаемого вознаграждения. Ведь говорится: «имеющий уши, да услышит глас Мой. Храните союз, заключенный со Мной», но никак не толкуется — что означает «глас», а что — «союз», и на что это распространяется. И далее говорится: «И будете избраны из всех народов, потому что Мне вся земля», — что воспринимается неоднозначно: или возложено на нас исполнение заповеди приложить усилия, чтобы стать избранными из всех народов, или этим дается обещание из благоволения к нам.

Необходимо также понять связь со сказанным в конце: «…потому что Мне вся земля». Три переводчика: Ункалус, Йонатан бен Узиэль и Иерусалимский Талмуд, а также комментаторы РАШ”И и РАМБА”Н вынуждены были здесь исправить простой смысл написанного. Ибн Эзра от имени рава Маринуса трактует слова «потому что» как «несмотря на то, что», превращая написанное в «... и будете избраны из всех народов, несмотря на то, что Мне вся земля». Однако его комментарий не соответствует сказанному мудрецами, которые говорили, что слова «потому что» имеют четыре значения: «или», «может быть», «однако» и «что», — и он добавляет еще и пятое — «несмотря на то, что». И заканчивается это: «... и будете вы Мне царством служителей и святым народом». И это тоже не воспринимается однозначно: или возлагается на нас исполнение заповеди приложить усилия, чтобы достичь этого, или дается обещание из благоволения к нам. Да и слова «царство служителей» никак не толкуются, и нет им аналога в ТАНА”Хе. И в принципе, надо дать определение различия между «царством служителей» и «святым народом». Ведь в соответствии с обычным толкованием, статус «служителя» означает одно из проявлений святого народа, и таким образом, понятно, что царство, где все — «служители», и означает царство святого народа, так что слова «святой народ» оказываются лишними.

И в соответствии с тем, о чем говорится в этой статье, становится понятным смысл написанного, который сводится к подобию переговоров-предложения и получения согласия, то есть, описывает суть и предлагает способному услышать все возможные формы работы в занятиях Торой и в выполнении ее заповедей, а также соответствующее этому вознаграждение. Ведь суть работы определена в словах «... и будете вы Мне царством служителей», что означает — будете как «служители», от мала до велика, то есть, как у Коэнов (служителей) нет никакой доли во владении и никакой личной собственности в этом мире, поскольку Творец — их удел, так и весь народ ваш, вся земля ваша, со всем, находящимся на ней, — все будете посвящены лишь Творцу. Так, что не будет никого, занимающегося чем либо, кроме выполнения заповедей Творца и удовлетворения потребностей ближнего своего, чтобы не вознуждался он ни в чем, и не найдешь ты никого, заботящегося о себе.


пояснение: представленное есть описание сил и их взаимодействия внутри точки Человека в человеке в её подъёме над Животным в себе.

Если так - попробуем перечитать но уже с внутренним поиском: где всё это во мне?