Эссе 2 Читая дневники Свиридова. Мысли вслух

Владимир Мочалов
Читая дневники Свиридова. Мысли вслух.

Эссе 2

Сначала я хотел бы сделать небольшое пояснение к самой работе составителя книги дневников Свиридова музыковеда А. Белоненко. Не умаляя огромной важности и ценности для Русского Мiра книги «Музыка как Судьба» сделаю замечание. Белоненко поясняя свои раздумья и сомнения при работе над дневниками Свиридова говорит, что не стал включать в публикацию личностные оценки Свиридова разных деятелей Культуры (очевидно живущих или еще влияющих на сегодняшнюю действительность), и отдал на моральную рецензию работу А. Солженицыну, а тот дал добро публикации исследования.

Но сам то Свиридов, великий психолог, в свое время дал короткую,  исчерпывающую характеристику (по моему мнению самую верную и исчерпывающую) писателю и человеку Солженицыну: - «Солженицын всю жизнь хотел стать русским писателем, но так и не стал им». И это солженицынское рецензирование укладывается в ряд шуточных зарисовок В. Высоцкого из песни «Подготовка к матчу» (за шахматную корону): - «скажу спасибо заводскому другу, он научил, как ходють, как сдають». Вот такая же ценность отзыва, и самого Солженицына.

Свиридов пророчески видит: -

«Бунт против видимого зла окончился его, как бы ниспровержением. На смену злу видимому пришло ЗЛО НЕВИДИМОЕ… Механизм (этого В.М.) зла запутан, как лабиринт, негде найти ни справедливости, ни правды, сплошь и рядом человек, исполняя какую-либо невинную с виду функцию, сам поддерживает угнетающую его силу и не догадывается о том, вернее не думает. Нежелание идти в глубину, мыслить глубоко… является одной из (наших общих В.М.) бед (правит бал в таком мире личность из близкой по «простому и доступному сознанию простого народа» духу толпы, признающей лишь материалистический реализм «простых, наглядных» и удобных для сознания демократической толпы, социальных теорий типа «марксизма-ленинизма», позволяющих и призывающих «решать» вопросы Жизни силой, в том числе оправданием «революционной необходимости» или обычного террора; «а что тут думать отнять и поделить» В.М.)

    Кто, допустим, из старшего поколения не помнит бездумного (безумно-зверского по замыслу В.М.) лозунга (правоверного марксиста В.М.) Ленина (прямо вытекающего из краеугольных теоретических положений «вечно живого человеконевистнического марксизма» В.М.) - «Превратить империалистическую войну в войну гражданскую», Свиридов же обнажил зловещую суть этого лозунга, разжигающего вражду внутри народа, натравливающего одни народы или слои народа на другие, породившего тотальную «эпоху Террора, не прекращающуюся до сего дня».

(и ведь даже мыслители и обычные люди, допускающие подобную мысль, не додумывают, не доводят ее в своем сознании до логического конца из житейской трусости, и царящей в России и мире, убийственной общественной системы «политкорректности», и быть обвиненным в экстремизме; хотя голым, зловещим экстремизмом то изначально пронизана вся «революционно-социалистическая теория марксизма-ленинизма»», как и система родственной, исходной, здесь, для самого «социализма», системы западной иудохристианской «демократии» В.М.).

Свиридов с нескрываемой болью говорит о состоянии «советской культуры»: -

«Достигшие большого распространения безъязыкие, космополитические, интеграциональные искусства - балет или симфоническая музыка, - в наши дни стали «престижными» государственными занятиями, вроде игры в шахматы, состязания по боксу, гимнастике или хоккею.

Большой театр должен быть театром по-настоящему большого (общенационального имперского В.М.) масштаба (а не площадкой космополитических экспериментов В.М.). А он превращен в своем ядре в маленький, однообразный, НЭПовский коллектив типа театра Мейерхольда, созданный для постановочных экспериментов одного режиссера (тогда, а сейчас для сонма крайних либералов-режиссеров В.М.). Театр перестал быть театром, прежде всего, национальной оперы и превратился в разбухший эклектический организм, невысокого художественного вкуса. Упадок театрального дела так велик, что трудно даже вообразить, кого можно поставить на место давно себя исчерпавшего Покровского.

Чего только стоят некоторые оперы или балеты, идущие на сцене Большого Театра, в которых великие, глубочайшие произведения русской и зарубежной литературы обращены в рыночную дешевку (и где сегодня правит бал зловещая урина «уриных» и их ставленников «режиссеров, поисковиков «нового», изначально мертвого искусства» в его крайне агрессивном либеральном варианте В.М.).

А как унижено Русское творчество! Например, возьмем Ленинградский Эрмитаж. Есть ли где, в какой-либо стране музей Мирового искусства, в котором не было бы произведений своих национальных художников? Можно ли представить Лувр. Британский музей, музей Будапешта или Мюнхенскую Пинакотеку без произведений французских, английских, венгерских или немецких мастеров?

У нас же в Эрмитаже нет ни одной иконы, ни одного полотна Русского художника [даже Дионисия или Рублева - зачеркнуто - С. Б.]

«Теперешнее поколение - плоды нигилятины отцов. Страшные плоды. Но и их очередь придет. Подымается поколение детей, которое возненавидит своих отцов» (здесь пророчески прав Свиридов В.М.)

В последнее время о музыке написано огромное количество слов. Десятки, сотни и даже тысячи людей занимаются ее толкованием. Мусоргский называл их «музыкальными цадиками». Тысячи людей сделали своей профессией толкование музыки. Обилие безсловесной, безтекстовой (совершенно не русской по Духу В.М.) музыки особенно располагает к этому.

Можно говорить, можно придумать что угодно - здесь ничего нельзя доказать и ничего нельзя опровергнуть. Каждый волен фантазировать, как угодно. Вокруг этого создается целое общество людей, которых в ужасающих масштабах плодят консерватории, в огромном количестве (совершенно не нужном!) созданы ныне в СССР.

…они регулярно выбрасывают в жизнь десятки этих самых «цадиков», которые с важным ученым видом рассуждают об искусстве музыки священной. Обучая студентов, они воспроизводят сами себя в будущих поколениях, воспитывают …в снисходительном презрении к Русской отечественной музыке, культуре, убивая в зародыше, всякое национальное чувство, если оно появится у студента.

Прогресс цивилизации, рост науки и техники привел к тому, что земной шар превратился в гигантскую коммунальную квартиру, в которой живут разные, чужие, ничем внутренне не связанные люди, царит постоянная (безнациональная, космополитическая жизненная среда и такая же марионеточная от либерализма власть и безконечная В.М.) свара, злоба, скандалы.

Роман Евтушенко – «Зубатовщина»: -
«Литературный сексот, провокатор, которому, в силу особенностей его службы, разрешено говорить иногда некоторые «вольности», «Есенин сам себя наказал».

За что же его надо было наказывать? В чем он виноват? В чем его преступление? В чем были виноваты Н. А. Клюев, Павел Васильев, Б. Корнилов, Н. Рубцов, А. Прасолов и многие еще, погибшие в расцвете лет? Двадцатые годы и начало тридцатых были годами интенсивного разрушения Русской культуры. В России было 80 000 церквей и монастырей. Где ценности их наполнявшие, куда они исчезли? Куда исчезли попы и монахи как класс?

О Рахманинове
«ВСЕНОЩНАЯ»
В самом деле, демоническое «богоборчество» Скрябинского «Прометея», парижское «язычество» Стравинского с его культом человеческих жертвоприношений («Весна Священная»), балетное дикарство («Скифская сюита») Прокофьева - все это было ново, ярко, красочно, пикантно, так будоражило сознанием «избранности», щекотало нервы проповедью абсолютной свободы человеческой личности: свободы от социальных обязанностей, свободы от религии, от долга, свободы от совести...

Всему этому буйству оркестровых красок, звуковой фантазии, разрушению гармонии и лада, пряности балетных пантомим, отказу от «нудной» христианской морали, Рахманинов противопоставил свою «Всенощную», написанную всего лишь для хора, без сопровождения: строгие старинные напевы и стройную классическую гармонию, храмовую музыку, уходящую своими корнями в глубины эллинской культуры, обретшей новую жизнь в горячо любимой им России, судьба которой его так тревожила».

Два типа художников

Первый тип - А. Блок, С. Есенин, Н. Рубцов, Мусоргский, Корсаков, Рахманинов - поэты национальные (народные). Они никому не служат, но выражают дух нации, дух народа, на него же опираясь. Подобного типа художники могут быть, разумеется, в любом народе, если есть предпосылки к их появлению, время как бы само рождает их. Второй тип художника - прислуга. Такой поэт или художник СЛУЖИТ силе, стоящей над народом и, как правило, чужеродной силе. Под видом национального беспристрастия, (космополитического по своей сути В.М.) «интернационализма», в его, главным образом, американском понимании, он служит интересам обычно чужой нации, стремящейся установить свое господство над коренным народом. Примеров этого - много.

я выяснил достоверно, что Революция (не только октября 1917-го года) и все революционное движение на протяжении десятков лет, не создали ни одной своей песни. Все песни Революции - это немецкие, французские (Варшавянка, Интернационал), польские и т.д. песни.

Ни одной песни Русской: «Беснуйтесь, тираны», «Смело, товарищи, в ногу», «Красное знамя», Марсельезы разных родов. Ни одной своей ноты и, кажется, ни одного русского слова.

Это - не только удивительно. Россия и Революция оказались духовно несовместимыми. А сама Революция - по выражению Блока - оказалась совершенно «немузыкальным» явлением».

До встречи в следующей части.