Хозяйка горы

Игорь Муханов
В 1964 году пропала женщина, чабанившая вместе с мужем неподалёку от села Кижинга. Её искали повсюду, но найти так и не смогли. И тогда решили обратиться за помощью к ламе Пирангалаю, бывшему в то время уже стариком.
Ламу Пирангалая  привезли к летнему домику, в котором жила эта женщина вместе с мужем и детьми, и Пирангалай совершил обряд, положенный по этому случаю. А после подошёл к кустарнику, растущему в десяти шагах от дома, и сообщил:
– Сейчас эта женщина выбежит из кустов. Ловите её, иначе больше не увидите!
Вскоре пропавшая женщина действительно выбежала из кустов, посмотрела странным взглядом на людей и метнулась в сторону… Её догнали и привели в дом.
В этом состоянии женщина находилась ещё несколько дней, а потом пришла в себя и рассказала такую историю:
– Встретила я незнакомую женщину, которая назвалась Хозяйкой горы, расположенной в нашем районе. Эта женщина, сидевшая на коне, пригласила меня с ней прогуляться, и мы поехали.
У женщины были распущенные волосы, закрывавшие ей грудь, и она пела песни, которые я прежде не слышала. Мне было приятно слушать эти песни.
Питались мы какой-то незнакомой мне ягодой, которую находили в пути. Ягода была крупной, и я вполне ею наедалась.
Когда мы отдыхали в поле, возле копны, за ней приехали люди на телеге. Хозяйка взяла меня за руку, и люди нас не увидели.
Ездили мы с ней на Байкал, где присутствовали на каком-то большом собрании. Курили длинную трубку, из которой шёл очень приятный дым.
Когда мы проезжали заброшенное кладбище, я увидела дома, стоявшие повсюду, и людей, ходивших по улице. Люди разговаривали о чём-то своём, а вдалеке лаяли собаки.
Когда мы находились возле одного санатория, нас заметила девочка лет пяти, гулявшая по дорожке вместе со своими родителями. Девочка захотела к нам подойти, но Хозяйка увела меня оттуда.
Наконец, Хозяйке горы понадобились спички и табак, и мы поехали к горе Челсана.  Хозяин этой горы, Седой Отец, спросил сердитым голосом Хозяйку:
– Где ты была? Эту женщину повсюду ищут… Срочно верни её домой!
Хозяйка отвезла меня домой, и чем-то, видно, недовольная, столкнула с коня. Я упала и потеряла сознание. А когда очнулась, увидела людей…
Вот такая история.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)