12-25. Дела житейские

Маша Стрекоза
Июнь в разгаре. А мы все еще живем в городе, выезжая на дачу только на выходные. Весь месяц  мы с Мишуткой учились -писали читательский дневник, и лечились - обходили врачей, прошли курс массажа и ЛФК, физиотерапии - по рекомендации ортопеда. А еще обошли специалистов в порядке его подготовки к операции, которую ему сделают  26 августа. Прочли массу книг по гимназической программе и теперь наконец у нас  будет месячный отдых на даче. Там Мишутка  планирует целый день гулять с Денисом и Колей и кататься на велике.  Нам  предлагают дополнительно взять участок земли на поле - продвинуть границу нашего участка на юг на несколько метров. Скорее всего мы на это пойдем - я люблю дикое поле, кроме того, иначе его  возьмут соседи слева - Тихомировы, от которых нас и с восточной  стороны участка  тошнит, не хватает их видеть еще и  на юге! )) И для Лизы в перспективе будет место для строительства еще одного дома... Через неделю (после прививки) ее привезет  Маша и будем жить всей семьей на природе. Осенью дочка  пойдет на работу - заканчивается ее декретный отпуск. Мне будет нескучно с двумя детьми…

Люблю их обоих. К Лизе привыкаю. Быстро дети растут. И грустно, что все это - в последний раз. .. С Машей мы стали очень разные, отчего раздражаем друг друга. Хотя дочка  в точности  повторяет мою реакцию на маму. А я - мамину на меня. Характеры разные, а суть отношений одна. Все повторяется!

Ходила в гости к Веронике. Проболтали аж 4 часа - откровенно, интересно. Мы очень  разные, но с ней мне хорошо. Других подруг у меня не было, и нет - вот что странно!

Сегодня впервые за много времени я посмотрела по ТВ «Прямой эфир» с ведущим этого ток-шоу Борисом Корчевниковым, который меня раздражает даже больше, чем Андрей Малахов с его «Пусть говорят». Обсуждали Жанну Фриске, недавно умершую от рака. Мерзкая гламурная шелупня, которая сначала всем миром собирала деньги на ее лечение, потом, в том же ток-шоу возносила Жанну и ее преданных друзей до небес, а теперь всем миром полоскали   ее грязное семейное белье - отношение к ней мужа в последние полгода ее жизни. Публично обсуждалось, как  Жанну обслуживали все, кроме мужа (Жанна в последние дни ее жизни была почти парализована), перечислялись измены последнего  и дикие шутки по поводу ее болезни и смерти в интернете. Как же противно мне было видеть этих сытых и размалеванных  прозападных молодчиков и девок - без совести, без веры и страха перед  Богом, их делание денег на всём, что только деньги даёт, а главное - подавляющее неумение людей слушать друг друга даже на телевизионном шоу: все, включая и ведущего, кричали в микрофон, «тыкали» и хамили, смакуя подробности чужой личной жизни и страшной болезни, которую они пока лично не знают и знать не хотят… Мерзко, стыдно, отвратительно. Чем мы лучше Запада, их узаконенной свободы от всего, что мешает жить по прихоти страстей?…

Весь июль мы прожили на даче - я, Маша, Мишутка и Лиза. Миша Большой приезжал по выходным, и, в основном,  подрабатывал электриком на садоводстве, выполняя поручение нашего садоводческого правления. Подработка - это хорошо: деньги нужны. Но и вся мужская работа по саду остается на мне: выпиливание веток яблонь и их лечение, стрижка деревьев, укладка дров, разборка сарая (краски, химия сада и инструменты), уборка в дровянике, который давно планировали разобрать, пока он сам не рухнул, но в этом году это опять не получится - взамен его что-то построить нет ни денег, ни времени, а в августе Миша планирует строительство ворот на севере участка - для заезда машины. По новым правилам (и с подачи соседской Людмилы) запрещают оставлять машину на улице, хотя именно там все 20 лет нашей дачной жизни  именно Людмила  и ее отец Сима оставляли свою… Опять вынужденные траты и подлянка со стороны соседки... Идет оформление наших земельных участков в собственность - устанавливают границы. Мы уже получили новый документ на 10 соток, а соседи - оформляют. Нам предложили небесплатно увеличить  свой участок соток на  5 в поле… Я с радостью поддержала эту идею: не мы возьмем, так у нас под носом других подселят, а так будет у нас свое поле за зеленой изгородью… Я уже и ручной косой прокосила луг и планирую кусторезом привести в порядок заросли спиреи. Мише отчим подарил мотоблок (культиватор на бензине) - пропашем и засеем лужайку клевером - будет красиво. Там по границе с краем садоводческой территории даже 3 или 4 сосенки выросли - очень славно будет когда-нибудь! Своя земля… Деньги найду - сниму НЗ с книжки и купим!  Как только правление даст точную границу и поставит колышки , так и приступим. А пока временно живем в городе: на нашей Полевой улице меняли кабель - два дня нет электричества. Мы забрали все продукты из холодильника и махнули в город.

Хорошего много не бывает. Сначала Маша, а потом и Миша Большой заболели - вирусная инфекция: всю неделю температура и понос. А мы с Мишуткой как-то избежали… Зять  на больничном, а мы все в городе. Делаем покупки к школе, занимаюсь конкурсом на сайте, домашними делами. У меня побаливает кисть левой руки - контрактура мизинца - как у мамы была. На середине ладони образовался бугорок.  Хирург поставил диагноз и сказал, что это не лечится. И на том спасибо.

А Регине сделали 5 сеансов лучевого скальпеля на головном мозге - у нее по-прежнему увеличивалась опухоль. Результаты будут известны только через год, после нового МРТ. (Это я с ее мужем, Иосифом, говорила: Регина с Юрочкой поехали на рынок). Хочется верить, что все у нее будет хорошо. Регина очень светлый и мужественный человек, она не поддается отрицательным эмоциям, за что я ее бесконечно уважаю и восхищаюсь. Я так совсем не умею. Мне необходимо выговориться, даже страхи и сомнения свои выразить, иначе я просто изнутри взорвусь. А правильные люди все это держат в себе.

Мишутка первое лето проводит с мальчишками - Денисом, Тимуром, Даней и Глебом, еще с соседским Ваней (отчего я совсем не в восторге). Целый день мальчики на велосипедах, внук забегает в дом только поесть. А мы - с Лизой. С ней пока несложно, только все вещи надо наверх поднимать - цапает руками… Ест хорошо, много спит - быстро засыпает, но только в своей кроватке, во время прогулки не спит, любит коляску и таращится по сторонам, хотя может и пешком до озера дойти, с остановочками… Еще не говорит, если не считать птичьего языка, но, похоже, всё понимает. Волосы у нее тонкие и светлые, на затылке кудряшками, их почти не видно. Крепенькая, но маленькая, маленькие руки и  ступни, красивые уши. Маленькая, но не астенического сложения. Глаза «чайного цвета» - светло карие с серым ободком, большие. Курносая - видны ноздри. Красивой не назову, но уже люблю - своя, хотя и не в нашу породу. Вылитая Мишка Столин! Раз в неделю ходим к Екатерине Кузьминичне на их участок. Там ее муж Володя всякого нужного настроил - живут весь год на даче. Накупили кур, зарабатывают на продаже яиц. Люди они простые, работящие, хорошие. Но говорить с ними особо не о чем. Впрочем, это я такая - с придурью, а они - нормальные, хорошие люди,  родня!
                __________

Вчера мы с Мишуткой вернулись  электричкой на дачу после нашего недельного проживания в городе. Сначала Большой Миша был на больничном, потом вирус подхватила и дочка.   Лиза тоже дня три поносила, может быть, она и заразила их всех. Температура у зятя спала, они пока втроем остались в городе, а мы с Мишуткой прибыли в Пери. Как раз в день нашего приезда - 4 августа - сюда приезжала скорая к Нине Афанасьевне (нашей соседки с 74 участка ,88-и лет), она скончалась днем от сердечного приступа. Уже второй год Валентина (мать Людмилы)  жила в состоянии «овоща»: никого не узнавала, ходила под себя и вот... умерла. Я стала свидетелем приезда труповозки - на носилках в черном пакете Нину увезли в морг. Соседи на трех машинах съехались  на дачу - Дима, Сергей,  сама Люда с мужем (у последнего в это же лето умерла его мать - Нина, жившая на даче под опекой той же Люды). Там же была и Марина - проводили всем миром - дружно, без ссор, по людски…

Я не любила наших соседей - всех этих Мининых-Алексеевых: обе сестры никогда не вызывали в нас симпатии, как впрочем и их потомки, они досаждали нас музыкой из машин, криками, пьянками и ссорами, но все же они были семьей - ссорились и снова мирились, пели песни. Типично русские люди не в самом красивом их обличье, зато работящие, с руками. Было грустно прощаться с Ниной, пусть  и ставшей растением, над которым Люда шумно тренировала свою тягу опекать и унижать старческую немощь - во всеуслышание, напоказ. Но в дом престарелых все же не отдала, не бросила, как делают многие из интеллигентов, обстировала и кормила, привозила на дачу. Молодец.

Мне грустно. Пусть мы в прошлом году с Людой поссорились, но я не злорадствую: и Нина, и ее еще живая сестра-близнец  Валя, мать Марины - все они  часть моей долгой дачной жизни. Боюсь только, что с уходом стариков, Людины внуки зачастят на дачу, и начнется новый круг их пьянок, ссор и  музыки под окнами нашего дома. Сима еще жив, хотя стал молчалив и постарел - ему под 80. Димин сын - Ваня, иногда входит в компанию мальчишек Мишутки, чему я не рада. Хотя ничего плохого о нем я сказать не могу, разве что речь с матерками - ничему  хорошему Миша от него не научится. В пятницу 7 августа состоятся похороны Нины, а потом и поминки - на даче,  в доме Марины.

Август 2015. Какое удивительное лето! Всё в нем, точнее - многое, не такое, как обычно. Обычно я отмечаю в календаре дни проживания на даче и жду дня своего возврата в город. В это лето я вообще точно не помню, какое нынче число и не тороплю осень - не хочу в город: здесь так тихо, красиво, комфортно (трудами Миши и Маши). Много интересных для меня работ по благоустройству дачного ландшафта - обрезки кустов и деревьев, расчистки сарая и дровяника, разборки и пилки дров, выкашивания луга на поле… В это лето я не написала ни одного стихотворения и не насилую себя этим: не хочу. Не рвусь в город к ПК и конкурсу Мастер-класс, хотя заявок уже полно. У меня  есть зять с машиной, есть душ, есть привоз продуктов по Вт, Чт и Сб у шлагбаума на въезде из Рохмы. Жить стало удобнее и приятнее. Не хочется мне в город!

В этом году я не встречаюсь с Женей Гетман, помня ее прошлогоднюю фразу «нам не нужно больше поддерживать отношения». Я с ней согласна - я вечно говорю, что думаю и не права я: она не виновата, что ее старшая дочь уехала на ПМЖ в США. Это не мое дело, но я высказала то, что чувствую, без дипломатии, я - слон  в посудной лавке. Но если меня не хотят - я страдаю. Лучше нам не встречаться, обходить стороной их дом. У меня масса комплексов, ибо чаще всего неправа я, а не другие. Но мне грустно - из головы не выходит мысль, что друзей на даче у меня нет. И вообще нет. Украина нас развела и с Женей, и с Таней Шипилиной. Мне больно, мне хватает их, но я не могу, не умею «быть проще». Женя, похоже, относится ко мне лучше, чем я могла бы ожидать. В это лето она дважды встретилась нам с Машей на дороге к мусорке. Поздоровались (я первая). Увидела её готовность к диалогу (как бы «все забыто»), но я сигнала не приняла - пошла дальше. Мне всегда важно объясниться, а не замять прошлое, я с детства не умею жить без выяснения отношений, я, видите ли,  гордая - не я предложила расстаться! И это со мною тоже не так, как всегда: я ведь обычно не помню плохое, если меня обидели, а вот если я была не права и меня «не хотели», то я не могу сделать вид, что все рассосалось. Тем более - ничего между нами не изменилось, у нее и без меня масса друзей, она вся из себя правильная и положительная, у нас с ней разная жизнь, где я - сама отрицательность, а она - интеллигентность и мудрость.  Вот я и не хожу больше по Средней улице все это лето... И с Шипилиной тоже не общаюсь - не звоню и не пишуей : у нее Лариса обоих детей в Италию и в США отправила и они -  «яблочники», Лариса по убеждению, а Татьяна скорее по бесхарактерности и глупости. Мы разной крови.

Так ли? Может это моя инфантильность и упёртость? Мои личные заскоки? Это мой отрицательный срез, а не её, я боюсь нашего общения, чтобы не высказать ей что-то обидное, лишнее и ненужное, что совершенно лишнее  в нашем возрасте и что от Тани никак не зависит.

Политика меня отравила: я не могу больше искренне и дружелюбно общаться с теми, у кого есть корни и симпатии на Украине или в США, или кто (или их дети) свалили из страны в Европу навсегда. Полный идиотизм.

В это лето мой Мишутка впервые целые дни проводит в компании мальчишек без меня. Мне одной на велосипеде не хочется кататься и страшно упасть, хотя хочется снова почувствовать себя в седле. Велосипед у Мишутки новый - Стелс-410, его привез на дачу его отец,  по первому Мишиному звонку… Вчера я впервые за лето на нем прокатилась (он чуть лучше нашей «Камы») до сватьи Кати и обратно. Маша с Лизой в коляске катили следом…Страх свой я преодолела и даже получила удовольствие. У нового велика лучше тормоза и меньше инерционность - мне на нем спокойнее.

Итак, лето прошло в трудах. Маша покрасила сарай, обитый зятем вагонкой,  и еще им же сделанный душ, а я - скамейки и рабочий столик у сарая. Сожгла несколько костров - на три мешка золы накопилось сушняка, перелопатила компост, выкосила луг ручной косой, а Маша участок - триммером. Красиво стало в саду, комфортно, не хочется уезжать… Участок на поле (то ли 1 то ли 2 сотки) нам дадут в собственность, как только установят кадастровые столбики на границе садоводства. Прирастаем землею… Но на это нужны будут деньги, и на обустройства въезда машины и ворот на севере участка - тоже. Нужен и бетонный мостик с трубой через канаву перед воротами. Маше с мая больше не платят декретные, она собирается  на работу. Но там тоже заказов на новые проекты нет, зато есть задержки зарплаты, так что пока один зять  у нас добытчик: на основной работе он проводит по 11 часов в день и в выходные тоже - делает на дачных участках проводку. Плюс еще я ему работу придумываю - по даче… Хороший у меня зять. Золотой. Это я - никудышняя.

Лиза растет и уже все понимает, бродит по всему участку и дому, хорошо ест, много спит, но говорит только пока «междометиями». Не признает горшка и трусов - писает только в памперс. Маша, помимо возни с Лизой, занята росписью ваз специальной художественной  краской по стеклу:  и приятная ей практика, и хорошие подарки друзьям, если куда в гости идти. Умница. Я занимаюсь обедами, производством полезных идей и ворчанием. Прямо Баба Яга стала! Спина и руки, позвоночник, ноги - все время болят, голова дурная, но работать и хочется и можется. Все время свою маму вспоминаю - у нее точно так же болели руки (контрактура кисти) и спина, и ноги отекали. Все, как у меня ныне. Я очень похожа на нее стала, и внешне тоже, более того, ощущаю, что в моем теле помимо меня живет еще и моя мама - все больше её во мне, и все меньше меня - прежней, той, что из периода эзотерики. А сейчас я не люблю эзотерику. Хотя и  в церковь хожу редко, редко причащаюсь, но ощущаю себя только православной. М-да…


В это лето в Пери опять зачастил мой первый зять, Шурик. Он по-прежнему странен и необъясним. Созванивается по трубке с Мишуткой и спрашивает, что ему хочется. Мишка в ответах невнятен и непредсказуем, ответы его кратки и без подходов, но все равно Шурик  рядом с моим внуком - еще бОльший ребенок! Он еженедельно приезжал трехчасовой электричкой в Пери и пешком с рюкзаком за плечами, шел к сыну. Рюкзак всегда полон продуктов, набор которых никогда не согласовывается с нами: в нем бывают  то крупы и макароны в большом количестве, то палки твердой колбасы, то помидоры, огурцы и картошка, часто - обилие  южных фруктов - уже мятых, купленных на рынке. Конфеты, сушки, печение - все в немыслимых количествах, как будто хочет всю семью накормить, а не сына, который вообще на все это (кроме конфет) - малоежка. Фрукты хороши, но когда их излишки, они  портятся, огурцы - это лучше: две 4 литровых   кастрюли засолила...  В общем - и всегда непредсказуемо,   и с пользой для кошелька, хотя для меня (зануды) всегда не ко времени: где хранить?  Жаль тратить время на обработку и размещение!  Холодильник маленький, а моя мечта идти по жизни без лишних вещей и залежей лишних припасов категорически не осуществляется. Сколько  я не выбрасываю из дома лишнее, столько же приходит ко мне холявы от других и опять заполняет полки и занимает мое личное время. А свободных  денег на приобретение  чего-то качественного, нового и  желаемого -  на ремонт или на  хорошую одежду (прежде всего - комфортную и качественную, ту, что к лицу и куплена на меня) как не было, так и нет.

Итак, продолжаю описывать типичную картинку этого лета. Шурик, отшагавший 4 км пешком после электрички,   разгружает рюкзак, минут 10 общается с сыном (Мишутка если и говорит ему что-то, то сущую чушь о своих играх с мальчишками) и уходит на следующую электричку. В дом он даже не заходит, сколько ни приглашаю - разгрузит рюкзак, на скамеечке посидит и  - домой. Как курьер. Странное поведение. А мне его жаль: он одинок и аутичен, когда я звоню ему, чтобы поблагодарить за дары, обнаружив его внезапное исчезновение, он благодарен. Он совсем  не настроен на добро от других, не ожидает его…Шурик не жаден, даже щедр, но замкнут и подозрителен, он ведет себя как аутист, непредсказуем во всем, не поддается никаким советам, типа что не стоит привозить и почему - он все делает по своему и если влезешь с советом в лучшем случае промолчит, а чаще -  на грубость переходит. Точно так же он в это лето привез Мише новый велосипед, услышав по телефону, что Мишутка вырос из прежнего, юношеского… Фраза прозвучала мельком, без всякого умысла, но папа  в тот же день пошел в магазин и выбрал, не раздумывая,  новый велосипед - из числа тех, на который у него  денег хватало, не спрашивая наших пожеланий («через 2 года новый куплю, как только подрастет»). Он даже мысли не имел  купить велосипед  с нами вскладчину, чтобы уж сразу выбрать лучший (дешевые вещи - на сезон! - могут покупать себе  только богатые). Шурику  плевать, что у нас в сарае мало места для 3-х  велосипедов...  И все равно - спасибо ему.

Дареному коню в зубы не смотрят. Я задумалась: это еще один повторяющийся эпизод моей жизни. За счет своих мужчин женщины нашей семьи никогда  не жили - сами работали на равных с ними, а вот мужчины и даже люди совершенно сторонние нам почему-то непредсказуемо нас облагодетельствуют, что меня всегда напрягает. Сначала это были Добрусины-  эмигранты, сбрасывающие на нас все б/у - ненужное в Германии, но в девяностые представляющее ценность для жителей России. Они делали свою мицву, а я ее брала, но от нее же и страдала - вернуть им нечем и не хочется. Теперь вот Шурик. Он, конечно, не посторонний, а отец Мишутки, но я не привыкла к дарам... Все его дары - всегда без повода, без системы, то нужные, но в немыслимом количестве, то по поводу, но  никаких («не помнит, когда день рождения»…). Шурик в этом смысле  - антипод дочкиного отца, у которого всё по расписанию, ко дню и  продуманно- практично. Такие разные люди - Валера  и Шурик смешались в одной общей крови - в Мишутке.

Мою дочку мы с мамой  растили на всем своем - все покупали. Потом двадцать лет ее детские вещи бережно хранились на дачном чердаке - внукам! Многое в итоге  не понадобилось - устарело и морально и физически. Лучше бы знакомым раздали. Мишутка и особенно Лиза растут на всём чужом, причем,  качественном. Мы раздали даром все Мишуткино имущество Машиным знакомым, а для Лизы получили такое от других - совсем других людей! Нам негде хранить детские вещи - их нужно раздать. Рука дающего не оскудевает.

Почему я злюсь на дары Шурика? Он живет, как может. Карма отбирает у нас и отдает то, что хочет и когда хочет. Я привязываюсь к дарам, я боюсь их. И привязываюсь к своим старым вещам - к памяти. Мне больно с ними расставаться, особенно, если они мои и с моей историей. И всегда настороженно отношусь к чужим вещам, особенно к чужой стряпне.  По мне - лучше покупные, общепитовские, но только не ручная стряпня другой хозяйки. Мама такая же была. Я все больше и больше становлюсь ею.

20 августа я весь день провела в Лысом парке - стояла в очереди за абонементом в бассейн Мишутки. Пришла к бассейну  в 5-45 утра была в списке 315-ой. Всего выдавали порядка 500 абонементов на курс с тренером. Купила и на то же самое время - будем ходить по  воскресениям к 12 -00. Так что на дачу больше ездить уже не сможем. Но ходить в будни в бассейн тоже не хочется:  где найти  на это свободные 3 часа? Поэтому с грустью простилась с дачей. Стоит бабье лето - прекрасная погода, свежий воздух, совсем не хочется расставаться с дачей. Хотя, когда я уже в городе, мне не хочется ехать на дачу - есть и там чем заняться. Старею. Охоты к перемене мест во мне все меньше и меньше.

23 августа мы окончательно съехали с дачи. Завтра у Мишутки визит в больницу Раухуса и 27-го операция. Волнуюсь, хотя вмешательство (говорят) несложное и необходимое. Накануне отъезда меня взяла тоска, что я так и не встретилась за все лето, не поговорила с Женей Гетман. Я видела, что она не прочь помириться, а я - мимо… Зачем? Нам ведь хорошо было дружить. Мне с нею было хорошо! Надумала, что позвоню  ей в городе в день ее рождения - у нее кажется в октябре , (8 июня!!!) , но только где это у меня записано? Решила, что пройдусь напоследок по Средней улице  и... И что я ей скажу? Не знаю. .. Итак,  за два часа до отъезда я пошла на помойку выбросить мешочек с мусором. Думала на обратном пути пройтись  мимо Жениного дома. И вдруг на углу с ее  улицей я увидела ее - нос к носу: она тоже шла  с мусором! Нас так Господь свел вместе. И мы помирились. Я честно сказала, что чувствовала все это лето, и что наша размолвка меня  мучила. Женя сказала, что  тоже  искала повод к примирению. Разговор наш был бестолков (с моей стороны), но после него на душе стало легко. Мы помирились. И кто после этого будет уверять меня, что Бога нет??????

27 августа Мишутке сделали операцию.  Я жутко волновалась. Толку от меня - чуть,  поэтому в стационар Раухфуса , где когда-то оперировали щечку Машеньки, Мишутку повезли  Миша и Маша. Взяли ему отдельную палату (1,5 тысячи на полдня). До операции (а она была назначена на  11 час), все сидели в палате, играли в смартфоны, а я ждала их дома - с Лизой. Потом (это все по рассказам Маши) мою лапушку, накормив сонным и успокоительным, увезли оперировать под  общим наркозом. Когда привезли, он проснулся почти сразу, но был не в себе - кричал, ругался и вырывался. Втроем - медсестра, Миша и Маша - его не могли удержать! Видимо, ему было очень больно. В тот же день его привези домой. Был на больничном почти неделю - пропустил 4 дня в школе.

Наконец-то, все это позади. С 27 августа мой Мишутка стал  обрезанным, пусть и не во имя Бога, а по чисто медицинским показаниям, но мне больше нравится мысль - во имя Божия. Я буду думать именно так, несмотря на то, что он, как и все мы, православный.  Мишутка начал учебный год в Чесменской православной воскресной школе - там прекрасные занятия по закону Божию для детей (кстати,  все - Мишкины ровесники!) и по Литургии, которые ведет наш замечательный регент Юлия Бордиловская - прекрасный специалист, у которой всегда великолепные занятия как для детей, так для взрослых! Жаль, что у меня нет слуха и нотной грамотности, а то я бы тоже поучилась петь молитвы... Даже Мишутке ее занятия нравятся, хотя он и ворчит об обратном - из вредности, но ходит без уговоров и вовлекается в процесс!

На сайте я попросила Григория избавить меня от судейства в Больших конкурсах в пользу Иланы. Она меня допекла: сложная для моего понимания женщина с вкрадчиво-ласковой речью. Сколько я ни пыталась с ней искренне подружиться - в ответ  стена, но при этом на словах «патока в сиропе». Не люблю таких. Она часто вмешивалась в процесс проведения мною конкурса, а в две головы и без возможности договориться, я работать не могу. Она рада, что я отказалась - ну и хорошо! И я рада. Сосредоточусь на своей Мастерской, где я  уже задумала целый курс из двух серий учебных конкурсов - по лексике и художественным средствам, а еще -  по особым формам стихов. Сформировала две команды судей  и жду от них подтверждений. В конкурсах Фонда я больше не участвую - и это тоже облегчение. Работаю над  путевыми записками «По земле русской» - пишу о городах Золотого Кольца, где когда-то побывала, восполняя пробелы в памяти интернетом и видео-путешествиями. Конечно, так писать много труднее, чем по свежим впечатлениям, но познавательно. Цикл про Ростов Великий получилось неплохо, мне кажется. Сейчас «путешествую» по Ярославлю.

О политике - вкратце. Главная новость - осеннее нашествие беженцев на Европу и война с ИГИЛ  на Ближнем Востоке. Еще ждем  выступления Путина в ООН (в США) - я очень волнуюсь за него. И за безопасность его, и за возможные «освистывания» его сволочами, и за итог этой речи. Очень волнуюсь и молюсь за него. Смешно? Да, я такая…