14ОА - кость в горле националистов

Военный Эксперт Иван Крапива
ПРОЛОГ:
Ряд организаций гражданского общества и независимых экспертов, комбатанты, журналисты и адвокаты  Молдовы выступили с общественным призывом к правительству.

В онлайн-петиции подписанты требуют ответа на действия Оперативной группы российских войск (ОГРВ), незаконно дислоцированной на территории Республики Молдова. Петиция была подписана 300 частными лицами и зарегистрированными организациями, передает IPN со ссылкой на пресс-релиз Института развития и социальных инициатив „Viitorul” (ИРСИ Viitorul).

Подписанты просят правительство принять политики по реинтеграции, цель которых должна быть демилитаризация приднестровского региона, полный и безоговорочный вывод российских войск, без которых невозможно достичь окончательной демократической реинтеграции.

Как указывается в петиции, ОГРВ создает серьезные угрозы для безопасности, снабжая черный рынок боеприпасами и оружием, создавая возможности для враждебной борьбы в Республике Молдова, незаконно призывая местное население в войска Российской Федерации. „Необходимо ускорить требования гражданского общества, что привело бы к пересмотру законного статуса каждого военного ОГРВ, наряду с контролем каждого незаконного действия, совершенного лицами, занимающие руководящие должности сепаратистского режима, многие из которых имеют и гражданство Республики Молдова”, - отметил директор ИРСИ Игорь Мунтяну

Эксперт ИРСИ в области политик по реинтеграции Росиан Василой заявил, что ОГРВ активно участвует в военных учениях „Запад”, которые в действительности имеют место и в приднестровском регионе, с вовлечением незаконно дислоцированных на территории Республики Молдова войск и приднестровскими военными силами. Эти учения усилились на 30% по сравнению с 2016 годом, стали более комплексными, более амбициозными и представляют реальную угрозу для безопасности национального интереса.

Подписанты петиции призывают власти Молдовы аннулировать Соглашение о прекращении огня 1992 года, которое обеспечивает, по мнению российской стороны „утверждение правового статуса этих войск в Республике Молдова”. Эвакуация войск должна быть полной и эффективной, под международным контролем, с передачей всех видов вооружений, которых 14-я армия (теперь ОГРВ) передала приднестровским военнослужащим. Ряд организаций гражданского общества и независимых экспертов, комбатанты, журналисты и адвокаты выступили с общественным призывом к правительству.

В онлайн-петиции подписанты требуют ответа на действия Оперативной группы российских войск (ОГРВ), незаконно дислоцированной на территории Республики Молдова. Петиция была подписана 300 частными лицами и зарегистрированными организациями, передает IPN со ссылкой на пресс-релиз Института развития и социальных инициатив „Viitorul” (ИРСИ Viitorul).

Подписанты просят правительство принять политики по реинтеграции, цель которых должна быть демилитаризация приднестровского региона, полный и безоговорочный вывод российских войск, без которых невозможно достичь окончательной демократической реинтеграции.

Как указывается в петиции, ОГРВ создает серьезные угрозы для безопасности, снабжая черный рынок боеприпасами и оружием, создавая возможности для враждебной борьбы в Республике Молдова, незаконно призывая местное население в войска Российской Федерации. „Необходимо ускорить требования гражданского общества, что привело бы к пересмотру законного статуса каждого военного ОГРВ, наряду с контролем каждого незаконного действия, совершенного лицами, занимающие руководящие должности сепаратистского режима, многие из которых имеют и гражданство Республики Молдова”, - отметил директор ИРСИ Игорь Мунтяну

Эксперт ИРСИ в области политик по реинтеграции Росиан Василой заявил, что ОГРВ активно участвует в военных учениях „Запад”, которые в действительности имеют место и в приднестровском регионе, с вовлечением незаконно дислоцированных на территории Республики Молдова войск и приднестровскими военными силами. Эти учения усилились на 30% по сравнению с 2016 годом, стали более комплексными, более амбициозными и представляют реальную угрозу для безопасности национального интереса.

Подписанты петиции призывают власти Молдовы аннулировать Соглашение о прекращении огня 1992 года, которое обеспечивает, по мнению российской стороны „утверждение правового статуса этих войск в Республике Молдова”. Эвакуация войск должна быть полной и эффективной, под международным контролем, с передачей всех видов вооружений, которых 14-я армия (теперь ОГРВ) передала приднестровским военнослужащим.
Источник:

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Развитие событий к лету 1992 года в Молдове

30 марта 1989 г. президиум Верховного Совета Молдавской Советской Социалистической Республики (ВС МССР) вынес на всенародное обсуждение законопроекты «О статусе государственного языка МССР» и «О функционировании языков на территории МССР».

В это же время (март 1989 г.) был создан Народный фронт Республики Молдова, который полностью был ориентирован на Румынию.

31 августа сессия ВС МССР приняла закон о языках, согласно которому государственным языком утверждается только молдавский язык с одновременным переходом на латинскую графику. Следует отметить, что в молдавском народе не было единства по вопросам перевода молдавского языка на латинскую графику, придания русскому языку статуса государственного и межнационального общения.

27 апреля 1990 г. унионисты, вопреки ссылкам на традицию Молдавского княжества, добились утверждения в качестве флага Молдавской ССР сине-жёлто-красного триколора, подобного румынского, правда, с изображением герба на нём. В качестве нового герба Молдовы был принят модифицированный герб, в период оккупации Бессарабии пожалованный румынским королём городу Кишинёву.

5 июня 1990 г. ВС МССР устанавливает новое название республики – Республика Молдова (РМ).

23 июня была принята декларация о суверенитете РМ, в которой установлено, что республика – есть суверенное единое и неделимое государство, а её законы имеют верховенство над законами СССР.

После того, как к власти в Молдове пришёл Народный Фронт, парламент Республики Молдова: одобрил заключение комиссии Верховного Совета по политико-юридической оценке секретного протокола к пакту «Риббентропа – Молотова» от 23 августа 1939 г. и объявил его недействительным; объявил незаконным образование в 1940 году МССР и принял решение об отмене акта об образовании МССР от 2 августа 1940 г., поскольку «28 июня 1940 года СССР оккупировал силой оружия Бессарабию и Северную Буковину вопреки воле населения этого края», попутно признав и заключение Бухарестского мирного договора 1812 года актом «расчленения Бессарабии и Буковины».

Таким образом, Республика Молдова сама признала тот факт, что левый берег никогда не являлся частью современной Молдовы и на II съезде Народного фронта Молдовы в июле 1990 г. унионисты выступили с требованием о переименовании государства в Румынскую республику Молдова.

Это заявление руководства Молдовы было одной из козырных карт, которую использовало руководство Приднестровья при объявлении независимости ПМР.

Такие законодательные действия официального Кишинёва послужили мощным источником для стихийных выступлений населения Приднестровья.

С 21 августа по 22 сентября 1989 года по левобережью прошли митинги (общее число бастовавших более 200 тыс. чел.) против этих законов. Если Приднестровье вначале хотело, чтобы на её территории была создана свободная экономическая зона, и ни о каком отделении речь не велась, то в дальнейшем ситуация стала меняться.

Переход Народного фронта Молдовы (НфМ) с позиций молдавенизма на позицию румынизма привёл к кардинальным изменениям ситуации, что помогло провести в Приднестровье этническую мобилизацию на антирумынской основе, позволив не только включить этнических молдаван, недовольных румынизацией, в состав руководства ПМР, но и обусловил их участие в боевых действиях на стороне ПМР. Результатом этого стали стихийные политические забастовки, которые прокатились по всему левобережью.

Ион Друцэ, классик молдавской литературы вот так описывает в статье «Предатели и спасители нации» в газете «Молдова Суверена» события того времени и их последствия, а также, что приобрела, и что потеряла Молдова, приняв в августе 1989 года закон о языках: «К полуночи был принят второй вариант и той же ночью, благодаря второму варианту, мы потеряли Приднестровье, оставаясь, по сей день расчленённой страной, да так, что даже Папа римский на одной из своих аудиенций, задумавшись, грустно произнес: «Приднестровье, Приднестровье».

А вот слова другого молдавского поэта Григоре Виеру, произнесённые им 4 февраля 1993 г. «… я лично не обеспокоен особо сильно тем, что имперские силы отобрали у нас Приднестровье. Боюсь, чтобы нам его не вернули, потому что, получив обратно Приднестровье, мы потеряем Бессарабию, а точнее, мы бы отдалили или даже утратили окончательно воссоединение с родиной-матерью. Затем последовала жестокая, кровавая загадочная война, о которой известно слишком мало. Кто именно, и с какой целью спровоцировал это кровопролитие? Что за этим стояло? Чего нам стоила эта война? Сколько молодых жизней мы принесли в жертву? В любой другой цивилизованной стране всё это давно было бы уже расследовано, но у нас, в силу какой-то прихотливой азартной игры, все факторы оказались заинтересованными в том, чтобы не выносить сор из избы».

Характеристики правящей верхушки Республики Молдова:

Мирча Снегур:
родился 17 января 1940 г. во Флорештском районе, молдаванин. В 1960 г. окончил Кишиневский сельхозинститут. Кандидат сельскохозяйственных наук. В 23 года стал председателем колхоза. Работал директором НИИ полевых культур, гендиректором НПО "Селекция" в Бельцах. Из справки прокурора МССР Демиденко от 11.05.1987 г.: «В МолдНИИ полевых культур имели место факты злоупотребления служебным положением. В частности, Снегур М. И. Длительное время незаконно получал в институте зарплату. За время совмещаемой работы (январь 1982- сентябрь 1984 г.) Снегуру было начислено 5033 рубля. Полученные суммы Снегур после вмешательства прокуратуры возвратил в кассу института». С 1981 по 1985 гг. – первый секретарь Единецкого райкома партии. С 1985 года был секретарем ЦК КПМ по сельскому хозяйству. Член ЦК КП Молдавии. В 1989 г. был избран председателем президиума Верховного Совета МССР. С 1991 г. являлся президентом Республики Молдова. В марте 1991 г. Снегур заявил о выходе из КПСС.

Александр Мошану:
родился в 1932 году в Рышкановском районе, молдаванин. Окончил Кишинёвский государственный университет исторический факультет. Занимался научной и преподавательской деятельностью. 1957-1976 гг. – работал в Академии наук МССР; 1976-1990 гг. – работал в Кишинёвском университете. Доктор исторических наук, профессор. Почётный член Румынской академии наук. В феврале 1990 года избран председателем Верховного Совета РМ. Опубликовал около ста работ по вопросам новой и новейшей истории зарубежных стран, по истории Румынии и Молдовы.

Ион Косташ:
родился в 1944 году в селе Цариград Дрокиевского района, молдаванин. В течение восьми лет (1949 – 1957 гг.) проживал в Казахстане вместе с выселенными родителями, (отец получил 25 лет как фашистский пособник). Младший брат отсидел 10 лет за убийство собственной жены и травмирование своих детей. В 1967 г. окончил Харьковское высшее военно-авиационное училище. Окончил военно-воздушную академию и академию МВД. В Вооружённых силах СССР дослужился до заместителя командующего авиацией – начальника штаба авиации общевойсковой армии. 1985-1990 гг. председатель ЦК ДОСААФ МССР. В 1990 году председатель комиссии Верховного Совета ССРМ по госбезопасности и военным вопросам. 1990-1992 гг. министр внутренних дел РМ. С 1992 г. министр обороны РМ. Из аттестационной характеристики председателя ЦК ДОСААФ Молдавской ССР. 1986 г. «Проявил себя политически зрелым… добросовестным, требовательным к себе и подчинённым, дисциплинированным, настойчивым и принципиальным руководителем.… С партийных позиций решает вопросы подбора и расстановки кадров ДОСААФ… В своей работе опирается на партийные организации.… Был делегатом XVII съезда Компартии Молдавии.… По характеру честный, волевой, простой, скромный, общительный, справедливый к людям.… Идеологически выдержан, морально устойчив. Делу КПСС и Советской Родине предан». «…Я целиком стою на платформе ЦК КПСС по национальному вопросу». Из интервью И. Косташа газете «Советский патриот», февраль 1990 г. Дальше, как говорится, без комментариев.

Анатол Плугару:
родился в 1951 году во Флорештском районе. Молдаванин, окончил юридический факультет Кишинёвского университета. С 1975 по 1987 годы работа в органах внутренних дел. В 1987–1989 годах – заместитель заведующего отделом административных органов ЦК КПМ. Из ЦК ушёл по аттестации в связи с несоответствием занимаемой должности. Затем непродолжительное время работал заместителем начальника управления вневедомственной охраны МВД, в 1989-1990 годах – заместитель, затем председатель ТПО Союза кинематографистов. Был исключён из КПМ, потом восстановлен. В сентябре 1991 г. возглавив министерство национальной безопасности, сохранил структуру КГБ, занимающихся политическим сыском и борьбой с «идеологически враждебным влиянием». Организовал 12 – 14 террористических групп под руководством Илие Илашку и действовавших в Приднестровье, которые назывались группами по борьбе с терроризмом. После событий лета 1992 года снят с должности «в связи с переходом на дипломатическую работу».

Друк Мирча Георгиевич
родился 27 мая 1941 г. в селе Почумбэуць Рышкановского района в семье крестьянина. В 1964 году окончил Ленинградский государственный университет. Работал референтом-переводчиком, диспетчером аэропорта, в 1970 г. аспирант, затем младший научный сотрудник Института Латинской Америки АН СССР. В 1972-1975 годах главный специалист Центра научной организации труда и управления производством Молдавской ССР. С 1975 по 1981 годы работал в Москве: старшим инженером Центра проблем управления МГУ, старший научный сотрудник, руководитель сектора техотдела производственного объединения. С 1981 по 1986 годы работа в г. Черновцы УССР. С 1986 года работал в Молдавии. С мая по июнь 1990 года председатель Совета Министров Молдавской ССР. В июле 1990 – феврале 1991 г. премьер-министр ССР Молдовы. В 1989 –1991 один из организаторов и лидеров Народного фронта Молдовы. В 1992 председатель Христианско-демократического народного фронта Молдовы. В июне 1992 года принял румынское гражданство.

11 августа 1989 г. в Тирасполе, в ответ на создание Народного фронта Республики Молдова, создается своя организация - Объединенный совет трудовых коллективов (ОСТК).

2 сентября 1990 года на 2-м Чрезвычайном съезде депутатов всех уровней Приднестровья в Тирасполе провозглашается о создании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР) и избирается временный Верховный Совет. Председателем временного Верховного Совета избирается и утверждается И. Н. Смирнов, принимается Декларация о суверенитете республики и утверждается свой закон, согласно которому на территории Приднестровья вводится три официальных языка: молдавский, русский и украинский.

 Источник:  сайт ветеранов 14ОА http://oa-14.narod.ru/kletu.htm

 
  ТАК КТО ЖЕ НАЧАЛ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ В ГОРОДЕ БЕНДЕРЫ в 1992году?
 
  Снегур помнит, что плакал, узнав о событиях в Бендерах, но забыл, кто развязал бойню, вспоминает  бывший министр обороны генерал Ион Косташ.

  "Приказ о вводе в Бендеры бригады полиции специального назначения (68 человек) отдал министр внутренних дел Константин Анточ по указанию Мирчи Снегура 19 июня 1992 года",- пишет в своей книге  «Дни затмения» Ион Косташ.

 
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
14ОБЩЕВОЙСКОВАЯ АРМИЯ формирование

Управление 10-го гвардейского стрелкового корпуса, сформированное осенью 1942 года, руководило войсками при освобождении Одессы (в составе 5-й ударной армии), в боях за Будапешт (в составе 46-й армии), а завершило Великую Отечественную войну в составе 46-й армии 2-го Украинского фронта ВС СССР в боях за Вену, в Австрии.

По завершении Великой Отечественной войны, в связи с демобилизацией СССР, управление 10-го гвардейского Будапештского стрелкового корпуса осуществляло руководство войсками в составе Одесского военного округа. Основная масса войск корпуса дислоцировались на территории Молдавской ССР, штаб — в Кишинёве.

В ноябре 1956 года при объединении Одесского и Таврического военных округов на базе войск 10-го гвардейского корпуса была развёрнута 14-я общевойсковая армия. В состав армии были включены:

    14-я стрелковая дивизия (с весны 1957 года – 88-я мотострелковая дивизия, с 1964 года – 180-я мотострелковая дивизия)
    59-я гвардейская стрелковая дивизия (с весны 1957 года – 59-я гвардейская мотострелковая дивизия)
    69-я механизированная дивизия (с 1957 года – 118-я мотострелковая дивизия, с 1964 года – 48-я мотострелковая дивизия).
    86-я гвардейская стрелковая (с весны 1957 г. – мотострелковая).

В 1958—1960 годах в состав армии входила выведенная из Румынии 33-я гвардейская мотострелковая дивизия (расформирована).

Приказом Министра обороны СССР от 3 ноября 1967 года армия получила наименование 14-я гвардейская армия. Указом Президиума Верховного совета СССР от 28 октября 1974 года армия была награждена орденом Красного Знамени.

  ХАОС и ГРАБЁЖ

  В период  с января 1991 до 1 апреля 1992 года подразделения 14ОА усиленно разворовывались отделом вооружения бывшего Краснознамённого Одесского Военного Округа, присягнувшего на верность самостийной Украине. В это время всех не украинцев из штаба округа, не пожелавших принять присягу незалежной, выдворяли с так называемых формируемых вооружённых сил.
 На базу ремонта РАВ в  город Воскресенск Николаевской области весной  1991года  начали стремительно вывозить все запасы стрелкового вооружения и боеприпасы к ним предназначенных для  мобилизационных формирований. Вывозили скрытно в основном  фурами ранним утроим  и по ночам.
В дальнейшем оголтелыми начальниками   бывшего округа начался грабёж  и военной техники, приоритетными были  легковые машины  с шасси типа УАЗ-469.
Но силами Приднестровской гвардии грабёж техники был остановлен.

  С момента развала Краснознамённого Одесского Военного Округа,части и подразделения, которого дислоцировались как  на территории  всей Молдавии, так и Одесской и Николаевской  областей.
Куда же ушло оружие "изъятое"Украиной  из  подразделений 14ОА  можно только догадываться!
Всё это происходило не без ведома  бывшего командующего14ОА  Яковлева, который в последующем сбежит в Одессу, где погибнет при странных обстоятельствах.
В этот период в частях армии будет процветать брожение и убытие как солдат, так и офицеров по национальным округам по ближе к дому где родились.
 
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ

 1 апреля 1992 года

 N 320.

 О ПЕРЕХОДЕ ПОД ЮРИСДИКЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ БЫВШЕГО СССР, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА.

 В целях поддержания устойчивого управления и обеспечения функционирования 14-й гвардейской армии, соединений, воинских частей и учреждений Вооруженных Сил бывшего СССР, находящихся на территории Республики Молдова и не вошедших в состав создаваемых Республикой Молдова собственных вооруженных сил, недопущения вовлечения войск в межнациональные конфликты, а также социальной защиты военнослужащих и членов их семей постановляю:

1. Перевести 14-ю гвардейскую армию, соединения, воинские части и учреждения Вооруженных Сил бывшего СССР, находящихся на территории Республики Молдова и не вошедших в состав ее собственных вооруженных сил, под юрисдикцию Российской Федерации с подчинением их Главнокомандующему Объединенными вооруженными силами Содружества независимых государств.

2. Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Главным командованием Объединенных вооруженных сил СНГ немедленно приступить к переговорам с Республикой Молдова о правовом положении и условиях пребывания на ее территории войск, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.

3. Установить, что финансирование деятельности 14-й гвардейской армии, соединений, воинских частей и учреждений Вооруженных Сил бывшего СССР, находящихся на территории Республики Молдова и не вошедших в состав ее собственных вооруженных сил, осуществляется за счет бюджета Российской Федерации.

4. Назначить генерал-полковника Семенова Владимира Магомедовича уполномоченным представителем Российской Федерации по вопросам пребывания войск на территории Республика Молдова.

5. Уполномоченному представителю Российской Федерации принять меры по недопущению вовлечения войск, переведенных в соответствии с настоящим Указом под юрисдикцию Российской Федерации, в межнациональные конфликты и их вмешательства во внутренние дела Республики Молдова, а также по пресечению попыток захвата вооружения, военной техники и военных объектов указанных воинских формирований.

6. Указ вступает в силу с момента подписания.

 Президент Российской Федерации                Б.ЕЛЬЦИН


  ПЕРЕДЕЛ ЧАСТЕЙ КРАСНОЗНАМЁННОГО ОДЕССКОГО ОКРУГА В МОЛДАВИИ

  С переходом  частей и подразделений 14 ОА   под юрисдикцию России, начались трения между молдавской стороной и российским министерством обороны по поводу того, какие же всё таки части перешли под юрисдикцию России, а какие уже переданы Молдове, так как уже было подписано одно соглашение между Шапошниковым и Муравским о передачи частей 14-й армии расположенных в гарнизонах Дубоссары,Бендеры, Бельцы, Рыбница и другие. Получалось, что Москва противоречит сама себе. Никакого взаимодействия между МИДом и Минобороны России с Объединенными Вооружёнными силами СНГ не существовало.
Получилась интересная картина: «Соглашение...» с одной стороны подписал председатель правительства Молдовы, а с другой, российской - Главнокомандующий Объединёнными Вооружёнными силами СНГ, не являющийся даже представителем высшей исполнительной власти России. В последующем на этом нюансе здорово сыграл А. Лебедь, который на все претензии молдавской стороны о принадлежности спорной воинской части или техники всегда отвечал: «При чём здесь ОВС СНГ и Шапошников, если это Российская армия ...».

  НЕТ ВОЙНЕ
  2 апреля офицеры 14-й армии провели собрание, на котором были выдвинуты следующие требования: «Если после завершения переговоров окончательно не будут прекращены боевые действия и провокации и не начнется отвод вооруженных формирований, личный состав армии приведёт соединения и части в полную боевую готовность. Приведение начнется с 16 часов 2 апреля 1992 г.» Причём на этом собрании отсутствовали как командующий армией генерал-майор Ю. Неткачев, так и начальник штаба армии генерал-майор В. Тихомиров. Они на него просто не пришли. Собрание вёл заместитель командующего по боевой подготовке генерал-майор Б. Мельничук. Также на этом собрании офицеры предложили вывести части и подразделения 14-й армии на линию, разделяющую противоборствующие стороны. Эта инициатива была доложена министру иностранных дел России А. Козыреву во время его визита в Тирасполь. Однако ответа на это предложение не последовало.
  5 апреля вице-президент России А. Руцкой, советник президента С. Станкевич и заместитель министра обороны генерал-полковник Б. Громов прибыли в Тирасполь. На площади возле памятника погибшим воинам в Великой Отечественной войне прошёл митинг, на котором А. Руцкой заверил всех собравшихся, что Россия найдёт способ защитить своих граждан, «независимо от места их проживания» и примет ответные меры против Молдовы. А. Руцкой заявил, что вопрос о Приднестровье будет поставлен на первой же встрече глав государств СНГ. Он выразил желание видеть 14-ю армию на разделительной линии между враждующими сторонами в качестве «что-то типа голубых касок или голубых беретов». Затем он хотел полететь в Кишинёв, но его там не приняли. Оскорблённый Руцкой улетел в Москву. Своё слово он сдержал. На шестом съезде народных депутатов Российской Федерации было принято постановление «О содействии в обеспечении прав человека в Приднестровье со стороны Молдовы. Съезд подтвердил готовность России до создания миротворческих сил сформировать воинский контингент на добровольной основе из военнослужащих 14-й армии для разделения конфликтующих сторон».

     Российская армия пыталась не вмешиваться в эти события, но в силу неразберихи ночного боя к утру 20 июня1992года  в частях Бендерского и Дубоссарского гарнизонов среди личного состава появились убитые и раненые, был убит 1 военнослужащий -- прапорщик БАБКИН Ю.И. из 5-ой разведывательной эскадрильи (ОДРАЭ), ранены 12 человек, в том числе:
      - подполковник ВОРОНА С.П., ст. прапорщик ГОЛЬЦЕВ Н.В., рядовой КОРКИН К.В. (173 рбр);
      - рядовые КАНДАУРОВ С.А., КУЗНЕЦОВ Л.В. ПАСКАРЬ А.А.(183мсп);
      - КРИВОРУЧКО А.А.- 130 обхз;
      - ЗАХАРОВ А.В.- 237 исбр;
      - ВАГУ В.И.- 903 абрмо;
      - ХОЛОДЮК А.В.- 59 мсд;
      - НЕПОМЯЩИЙ Е.В.- 785 обзр.
      - майор КОЗЛОВ В.А.- гарнизонная КЭЧ;
       В тот же день был захвачен полицией в г. Бендеры прапорщик КАРНАУХОВ В.Б. - старшина 2-ой миномётной батареи 183 гв. мсп.
       В ходе артиллерийского обстрела Бендерской крепости со стороны Молдовы было повреждено 7 казарм и одна столовая (Бендерский гарнизон: позывные "Бамбуковый, Заушина, Аграрный, Угломерщик"); разрушено хранилище на 32 единицы техники и уничтожено 63 единицы инженерной техники; во 2 понтонно-мостовом полку взорван склад ГСМ, сгорели 2 Краз-260, выведено из строя 25 единиц специальной техники; в результате пожаров было уничтожено вещевого имущества на сумму 8 млн. руб.
22 июня пришла шифровка от министра обороны П. Грачёва, разрешающая отвечать огнём на огонь в случае прямой угрозы нападения на военные городки, а также места компактного проживания семей военнослужащих. Но командущий армией Ю.Неткачёв нашел в приказе пункт, в котором говорилось: "исключить случаи провоцирования действий нападающих", на основании которого запретил любую стрельбу без разрешения командующего.
     26 июня Военный совет 14-й армии выступил с заявлением к главам правительств и народам Содружества Независимых Государств: "Лживое заявление руководителя военного ведомства Молдовы господина Косташа о неприменении авиации по мирным объектам Приднестровья является не чем иным, как очередной попыткой ввести в заблуждение мировую общественность и собственный народ, скрыть преступления, совершаемые против мирного населения. В своих оправдательных речах разбойные действия боевой авиации он представляет ни чем иным как мифом, созданным Тираспольскими идеологами. Вместе с тем, наличие неопровержимых фактов и, в частности, последствие бомбового удара с воздуха в районе населённого пункта Парканы, вынудило дивизионного генерала Косташа признать реальность применения ВВС РМ в зоне конфликта, якобы с разведывательными целями. Военный совет 14-й армии официально заявляет и уведомляет, что руководство Молдовы, несмотря на неоднократные заявления о своей приверженности к миру, не отказывается от шагов эскалации вооружённого конфликта с использованием авиации. Так, в период с 9.00 до 11.00 26 июня с. г., была предпринята попытка нанести бомбовый удар по народнохозяйственным объектам города Тирасполь. Хотелось бы услышать ответ руководства Республики Молдова и, в частности, господина Косташа, почему ими сознательно вводится в заблуждение мировое сообщество? Военный совет ещё раз уведомляет, что средства ПВО 14-й армии не позволят нанести варварские удары с воздуха по мирному населению Приднестровья".
       В 17 часов того же дня А. Лебедь собрал журналистов на пресс-конференцию. На этой пресс-конференции А. Лебедь чётко и ясно сформулировал свою позицию: "... армия будет продолжать сохранять нейтралитет, но качество этого нейтралитета изменится. Это будет другой, качественно другой нейтралитет - вооружённый нейтралитет. Мы достаточно сильны для того, чтобы дать отпор кому угодно. Сущность этого вооружённого нейтралитета будет состоять в том что, пока нас трогать не будут, и мы никого трогать не будем".

  ЗАКОННО ЛИ ПЕРЕДАНЫ МОЛДОВЕ  ЧАСТИ и ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ  КРАСНОЗНАМЁННОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ПОСЛЕ ЕГО  РАСПАДА?

    К июню 1992 года в Вооруженным силам Республики Молдова были переданы на основании соглашения между Главнокомандующим ВС СНГ и премьер-министром РМ техника и вооружение:
       1. 4-й армейский артиллерийский полк (аап) в составе:
      - 2-х артиллерийских дивизионов (адн) 152 мм пушек 2А36 "Гиацинт" (21 орудие) с дальностью стрельбы 27 км, а активно-реактивными снарядами - 32 км;
      - 3-х артиллерийских дивизионов 152 мм гаубиц Д-20 (32 орудий).
       К этим артиллерийским системам было передано соответственно по 12 и 15 тысяч боеприпасов.
       2. 803-й армейский реактивный полк (ареап) в составе:
      - 3-х дивизионов 220 мм реактивных систем залпового огня 9П140 "Ураган" (29 боевых машин) с дальностью стрельбы 35 км;
      - 2200 штук боеприпасов к ним
       3. 952-й армейский противотанковый артиллерийский полк (аптап) в составе:
      - 3-х дивизионов 100 мм противотанковых пушек МТ-12 (47 орудий);   
      - 3-х дивизионов боевых машин (БМ) противотанковых управляемых ракет (ПТУР) 9П149 (27 БМ);
      - МТЛБ-АТ - 53 единицы; БТР-60 ПБ 27 единиц.
       4. Часть противотанковой артиллерии бывшей 89 мсд, которая располагалась в городах Бельцы и во Флорешты:
      - 2-е батареи (птбатр) 100 мм противотанковых пушек МТ-12 (12 орудий);
      - противотанковая батарея противотанковых управляемых ракет "Конкурс" (9 боевых машин).
       Укомплектованность данных частей и подразделений вооружением и техникой составляла от 85 до 95%, а наличие боеприпасов к ним было от 7 до 14 боевых комплектов к орудиям и миномётам и 1,5-2.0 боекомплекта к противотанковым комплексам.
       5. Зенитно-ракетная бригада, на вооружении которой находились:
      - зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-200 - 12 пусковых установок;
      - ЗРК С-75 - 18 пусковых установок;
      - ЗРК С-125 - 16 пусковых установок.
       6. Вертолётный отряд (г. Кишинёв) на вооружении которого находились вертолёты:
      - МИ-8 - 4 единицы;
      - МИ-9 - 3 единицы;
      - МИ-24 - 4 единицы.
       7. Бывший 119-й полк МИГ-29 истребительной морской авиационной дивизии Черноморско флота (34 самолёта, из них 31 самолет боевых типов 9-12 и 9-13 и 3 учебно-боевые "спарки").

  По данным разведки 14-й российской армии, к моменту конфликта (в г. Бендеры) и в 10 первых дней боевых действий из республики Румыния в Республику Молдова было поставлено:
       1. К началу боевых действий:
      - до 3-х артиллерийских дивизионов буксируемой артиллерии (12 шт. 152 мм гаубиц Д-1, 18 шт. 122 мм гаубиц М-30);
      - до 13-и миномётных батарей (25 шт. 82 мм и 28 шт. 120 мм миномётов);
      - до противотанкового дивизиона (19 шт.) 85 мм пушек.
       2. В первых десять дней боевых действий:
      - до 4-х батарей буксируемой артиллерии (6 шт. 122 мм гаубиц М-30, 8 шт. 152 мм гаубиц Д-1);
      - одна самоходная батарея (4 шт. 122 мм самоходных гаубиц);
      - одна реактивная батарея (4 шт. 122 мм реактивные установки БМ-21).
       Всего в вооруженных силах Республики Молдова во время конфликта из артиллерийских систем имелось:
      - для стрельбы с закрытых огневых позиций: орудий и боевых машин реактивной артиллерии до 140; миномётов до 55;
      - для стрельбы прямой наводкой: боевых машин ПТУР - 36; артиллерийских орудий до 70.
 
ЭПИЛОГ:
Премьер-министр Республики Молдова Павел Филип 23 сентябрь 2017 встретился с Генеральным секретарем ООН Антонио Гутерреш в Нью-Йорке. От имени правительства Павел Филип призвал ООН поддержать усилия, предпринятые для вывода иностранных войск с территории Республики Молдова.

Глава Кабмина заявил, что это требование – применение превентивной дипломатии в регионе, в котором существует угроза по отношению к поддержанию мира и безопасности. «Вывод иностранных войск с территории Республики Молдова способствует улучшению атмосферы для решения приднестровского конфликта», - подчеркнул Павел Филип.

«Я не думаю, что можно предрекать войну. Никто этого не хочет, кроме тех, кто водил рукой представителей молдавского правительства, когда они писали ноту о необходимости вывести наших военнослужащих из Приднестровья. Те, кто это подсказал молдавскому правительству, они хотят войны между нами и Украиной, между нами и Молдовой», - считает Лавров.

21.01.2018года  Спикер парламента Молдавии Андриан Канду обвинил Россию в нарушении норм международного права и сообщил о намерении взыскать с Москвы миллиарды долларов за "оккупацию" Приднестровья. Об этом он заявил в интервью Latvijas Avize.
"Российские военные подразделения представляют угрозу безопасности, поскольку это незаконное военное присутствие, такое как присутствие российской армии в Абхазии, Южной Осетии и Восточной Украине", — считает спикер парламента. Он также выразил надежду на то, что вопрос о "незаконном присутствии российских войск" в Приднестровье попадет в поле зрения ООН.

Кроме того, Канду заявил о намерении выставить Москве счет, который будет "измеряться в миллиардах долларов".

"Это нарушение международного права со стороны России. Мы намерены нанять международную юридическую компанию для расчета потерь от присутствия России в Приднестровье в течение 25 лет", — добавил Канду.https://press.try.md/item.php?id=1042817314

На вопрос журналиста о том, собирается ли Кишинев в таком случае запросить денежную компенсацию и за "советскую оккупацию", спикер парламента ответил уклончиво. По его словам, это "более чувствительный вопрос" и общественность Молдавии пока еще к нему не готова.

"Мы не можем абсолютно во всем винить советскую оккупацию. Может быть, когда-нибудь мы создадим такую комиссию, чтобы рассчитать компенсацию", — сказал Канду.

Канду добавил, что, в отличие от "пророссийского" президента Игоря Додона, он видит в качестве партнера Молдавии ЕС и США.

И.Додон - гражданам: Мы победим их, если будем вместе. https://www.youtube.com/watch?v=aoiGu4hONUE&feature=youtu.be