На сумму

Сибирская Хиджра
На сумму
В первой части книги "Сумма технологий" С. Лем цитируя Шкловского заключает. Раз вероятность возникновения жизни и в конечном итоге цивилизации деятельность которой была-бы заметна на Земле довольно высока, но мы эту деятельность не замечаем - Следовательно время жизни цивилизации ограничено и на данном конкретном временном отрезки существует лишь крайне малое их число. Далее Лем размышляет о причинах которые могли-бы вызвать гибель таких цивилизаций и последствия данного для ее планеты. Так в случае если гибель цивилизации наступила например в результате деградации и не понесла за собой уничтожение остальных форм жизни, то дальнейшее возникновение техногенной цивилизации Лем считает невозможным. Дело в том, что пригодные для освоения молодой цивилизацией запасы невозобновляемых природных ресурсов будут уже исчерпаны предведущей цивилизацией, что сделает невозможным промышленную революцию в новой.
Такой вариант развития событий сей-час, кажется даже более вероятным, чем во времена Лема. Дело в том, что при снижении давления естественного отбора преимущество получают особи которые размножаются быстрей - пусть даже они уступают остальным по другим параметрам. В человеческом-же обществе такими особями являются люди не наделённые интеллектом и образованием. (Привет фильму "Идиократия").
В главе "Интеллектроника" Лем рассуждает об самообучающейся, самопрограмирующейся машине, способной  усовершенствовать свои программы до такой степени,что на выходе об принципах ее функционирования не будет иметь понятия ни кто - в том числе и она сама (так-как она не обладает сознанием). Однако такое положение Лем считает не столь важным, если при этом машина будет выполнять свои задачи.

В качестве области применения подобной машины Лем рассматривает "Электрократическую машину" которая по посылу может заменить собой мировые правительства. Лем предостерегает от этого, так-как видит основную опасность электрократии именно в том, что ее машина самообучаемая. То-есть пока такая машина обучается правильному управлению, она может наломать не мало дров.
Здесь-же автор поднимает вопрос и о вере в бога. Он приходит к выводу, что такая вера является атрибутом любой высокоорганизованной информационной машины. Будь-то чёрный ящик - или человеческий мозг. Дело в том, что в закрытой системе общее количество информации повышается не может - следовательно она должна работать с неполной информацией, как с достоверной и от сюда и происходит вера.

В шестой главе автор, явно основываясь на идеях Декарта и (возможно) ведической философии развивает идею фантомата. Машины продуцирующею "реальность' из информации внутри себя.
Автор для начала говорит о том, что при наличии денег и желания "фантомат" можно организовать и при отсутствии различных технических ухищрений просто сняв например средневековый замок, наняв актёров и разыграв для себя представление, где человек например будет королём.
А если подключить к черепным и позвоночным нервам датчики и принемать -отправлять через них импульс a-la "Баночный мозг" сие можно поднять и на более высокий уровень.
Автор делает отступление к тому, что вместо фантомата такая система может быть подключена и к роботу находящемуся во внешней реальности. С помощи подобного робота человек сможет на некотором расстоянии от себе работать в опасных условиях. А то и просто путешествовать (привет фильм "Сурогаты).
Лем рассматривает так-же возможность и телетаксии - подключения церебрального устройства к другому человеку. С помощью него например можно будет передавать ощущения бегуна и воспринимать их во время трансляции.

Возвращаясь к теме фантоматики автор показывает, что основной ее предел не столько в том, что человек находящийся в фантомате будет знать об этом. Лем предлагает снять данное ограничение тем, что после окончания фантоматического представления человек, примет участие в следующем, думая что он по прежнему находится внутри фантомата (привет фильму "Вспомнить все" - в том-же фильме использован и эпизод из художественного произведения того-же автора на подобную-же тему "футурологический конгресс" где Ион Тихий выбирает флаконы (в кино одну таблетку)).
Основное ограничение периферической фантоматики автор видит в том, что человек не будет соответствовать обстановки, так-как например будучи там королём он не будет знать дворцового этикета, а будучи поэтом не сможет писать стихов. Для выхода из этого Лем предлагает "Центральный фантомат" который может воздействовать на память и личность человека.
Лем также приводит пример такого "фантомата" построенного без использования высокотехнологичных средтств. Для этого в качестве "декораций" из предведущего примера следует использовать настоящею модель небольшого города, а в качестве центрального' действующего лица младенца (привет фильму "Шоу Трумена").
От сюда один шаг до "Фантопликации" превращения одного человека в другого. Лем рассматривает его как убийство даже в том случае если данное производится во благо и по обоюдному согласию. Он сравнивает спекулу, на которую производится "Фантопликации" со стогом сена из которого берут по соломинке и в конечном итоге становится непонятно когда именно исчез стог.

С матрицей для Фантопликации Лем связывает  также множество философских вещей. Данное он иллюстрирует на конкретном выдуманном им персонаже "Мистере Смите" который оказался годным на множество приводимых автором примеров. Так если мы встречаем нашего старого знакомого Смита и пообщавшись с ним убеждаемся в его личности. Затем к нам подходит человек как две капли воду похожий на него. Потом пообщавшись с ними обоими мы приходим хотя и к парадоксальному, но более-менее объясняющему положение выводу что они оба являются "Мистерами Смитами". Потом приходит кибернетик и заявляет что на самом деле один из них совершенно другой человек прошедший через процедуру Фантопликации.
Так Лем даёт нам понять, что между понятиями быть и казаться на самом деле нет четкой разницы, что ещё более усиливается при предположении кто окажется кем после выхода из "фантомата". Далее Лем рассматривает случаи что будет если разбить мистеру Смиту череп и зачем это нужно, подвергает его облысению. Доказывает на его примере-почему личность не может быть восстановлена после глубокой заморозки и доводит его число до миллионов копий во всей солнечной системе.

В седьмой главе Лем переходит к "суперфантомату" к которому могут быть подключены все без исключения люди на планете. Лем указывает, что только если "снаружи' фантомата не останется ни единого существа обладающего сознанием, фантоматическая реальность сможет быть по настоящему "реальной" Лем рассматривает различные способы поддержки жизнедеятельности "подключенных", как например чтобы они не умерли с голоду. Далее он опровергнув возможность поддержания суперфантомата на протяжении жизни более чем одного поколения рассуждает о том, какую бы реальность в нем можно было бы построить, будь он технически возможен. Лем рассматривает создание в нем отсека под "тот свет" и различных "чудес". После чего поясняет, что данное может иметь смысл только при условии, что тамошние наблюдатели не будут участвовать в них лично и будут получать непроверяемую информацию об них из третьих источников. То-есть Лем доказывает что "тот свет' и "чудеса" остаются таковыми только до тех пор, пока они являются предметом веры.
Заканчивает же рассуждения о фантоматике Лем следующим  вопросом - можно ли конструируя в фантомате последовательно и другие фантоматы более низкого порядка (привет "Симулякрону") в конечном итоге придти к идеальной "реальности" Лем указывает на техническое ограничение, связанное с тем что электрон во внешней реальности, должен будет играть и себя, и электрон в реальности низшего порядка и электроны во всех остальных реальностях. Однако он указывает на то, то "идеал' вполне может быть достигнут и до достижения данного предела. Там-же и рассуждения a-la "слепой червь”.

В последней главе Лем рассуждает об механизмах эволюции и их несовершенствах. Он указывает что эволюция похожа на конструктора который не только не заботится о том, чтобы к финишу перешли все автомобили, но и забывает технические решения примененные на автомобилях других сконструированных им марок, переходя к постройке следующих. Указывает на недостатки конструкции человека и на то, как их можно было бы избежать будь у эволюции разум. Так он приводит проект электромагнитного насоса на основе электрического органа ската и магнитных эритроцитов. Показывает его достоинства перед механическим насосом (сердцем) и то почему такой насос не могла создать эволюция, хотя и имела для этого все средства. Приводит и другие примеры.

Предлагает человечеству перейти к направленной эволюции "автоэволюции" показывая эквивалент на примере "Электронной свахи" машины подбирающей пары на основе психологических портретов и генотипа. Приходит к выводу что подобные браки будут гораздо крепче обычных и по сути такая машина является воплощением легенды о "разделенных половинках" помогающая  их объединить.

Странно что из перечисленного выше Лем не пришел к предположению о том что проблему "электрократической машины" можно решить построив для ее обучения тот-же фантомат (у Лема фантомат также мог функционировать и без подключенных к нему людей). А также к тому, что "суперфантомат" вполне может функционировать и более длительное время, при условии что снаружи останется описанный им "Чёрный ящик".

А про фантопликацию я бы очень подумала. Только конечно если со стороны матрицы будет стоять не "Мистер Смит", а красивая и успешная девушка. Впрочем я уже развивала этот посыл в "Анукаранам"
Ом.