Музыка на Зайдердаме. Шторм. День рождения короля

Владимир Кожин 3
                Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2017/09/13/190

        Наше путешествие продолжается. После остановки в порту Форт-Лодердейле (Флорида) корабль, пополненный новыми запасами и пассажирами, отправился через океан в Европу. Несмотря на теплый и солнечный день, на океане большие волны, это видно по идущему параллельно катеру-лоцману. Волны и горы брызг почти накрывают его, но катер упорно следует своим курсом и ведет наш корабль в открытый океан. На корабле качка почти не чувствуется, благодаря его огромным размерам и подводным крыльям. Об этом и многом другом нам рассказывал на ознакомительной лекции капитан нашего корабля Воутер Хугдалем (Wouter Van Hoogdalem). Напомню, корабль носит имя Зайдердам (Zuiderdam) и принадлежит голландской компании Холланд Америка Лайн.
        Бросив последний взгляд на город Майами, силуэты небоскребов которого виднелись сквозь дымку, мы с женой вернулись в каюту. На столике нас ожидал сладкий привет от команды корабля, разноцветные шоколадные конфеты. Это только тем, кто продолжил плавание. Еще мы получили значки и сообщение, что нас приняли в морской клуб, т.е. мы стали опытными мореплавателями - морскими волками. Что ж, заслужили, по Карибам прошли 3321 морскую милю, это больше 6000 км!
        Теперь нам идти шесть суток до Азорских островов, это уже Европа, территория Португалии. А пока только море вокруг... Уже на вторые сутки плавания заметил, что море стало темнее. Если в Карибском море вода на небольшой глубине бирюзовая, яркая, на глубине темно синяя, теперь она стала еще темнее. Капитан по корабельному радио объяснил, что цвет воды зависит от микроводорослей. Еще сказал, что скоро будем идти возле Бермудских островов.  Как я ни вглядывался, но острова я так и не увидел, хотя должны были пройти от них в 20 милях. Вероятно, прошли, когда уже стемнело.

            На теплоходе музыка играет
        Пока плывем можно бездельничать, никуда же спешить не надо. Об этом я писал в первой части этого репортажа про круиз. Конечно, занятие себе находили, даже не всегда могли выбрать, что предпочесть. Жена каждое утро составляла план, помечала в напечатанной программе мероприятия, которые вызывали интерес. Посещали все вечерние шоу, очень нравилась балетная группа. Всегда заходили послушать скрипача Роберта Лукаса. Роберт - музыкант из Венгрии, похоже, цыган, родившийся со скрипкой. Великолепно играет, виртуоз! Выступает ежедневно в небольшом зале, где помещается несколько десятков человек, там обычно свободных мест не было. От прохода зал отделен невысоким барьером.  Если мест нет, можно постоять у барьера в проходе и послушать.  Роберт - человек энергичный, еще и с юмором. Девушку аккомпаниатора называет иногда женой, но чаще тещей. А ей 29 лет. Ему заметно больше. С одним из их выступлений можно познакомиться по ссылке внизу*. Играет он все, что попросишь, жаль, «теща» не всегда справлялась с нашими новыми заказами. Многие зрители пели под их аккомпанемент, моей жене публика даже аплодировала, когда они исполнили песню «Ехали на тройке с бубенцами…»
        Музыка звучит во многих местах. В центре, где самое красивое место на корабле, играет музыкальный квинтет, многие гости танцуют. В другом зале выступает рок-группа. Уровень исполнения высокий, музыканты играют и поют с полной отдачей… Это место называется Клуб ББ Кингс блюз, на всех кораблях компании Холланд Америка есть такой клуб. Можно пройти еще немного и в пиано-баре послушать, как играет и поет Рафаэль. На фортепиано он играет отлично, поет хорошо. 
        Идем дальше, проходим через казино, меня оно не интересует, я уже в Лас-Вегасе когда-то экспериментировал, естественно, проиграл. Во многих местах на корабле установлены букеты из живых цветов. Удивляют вставленные в огромные букеты живые орхидеи, их много, каждая в колбочке с питательным раствором.
        Вечерами мы с женой ходили на разнообразные музыкальные шоу. Я и сейчас удивляюсь, как нам повезло с хорошими музыкантами: на корабле оказался еще один скрипач-виртуоз. Точнее скрипачка, ее имя Катерина Росса. Катерина живет в Киеве, но выступает с концертами по всему миру. Она часто заключает контракты и выступает на круизных кораблях. Яркая, выразительная игра, сложнейшие произведения, высокий уровень исполнения. Прекрасно смотрится на большой сцене со световыми эффектами. Девушка высокая, стройная, молодая, красивая, и, главное, талантливая. Можно познакомиться и получить о ней представление, если пойти по ссылке**. Мы были рады с ней побеседовать. Сама она родом из Донецка, выросла в музыкальной семье.
        Обычно на всех круизных кораблях есть выставки-продажи картин. Я только теперь понял, почему эти картины похожие - они одних мастеров. Такой бизнес, продают картины нескольких художников на всех круизных линиях. На многих картинах изображены сидящие у стола дамы. Но двух одинаковых полотен нет, дамы отличаются позами, одеждой и пр. Картины стоят от нескольких сотен до многих тысяч долларов, например, полотна известного художника Питера Макса.  При нас на аукционе была продана картина за 7 тыс. дол. Но можно было что-то купить и за 300 дол. Круизных кораблей сотни, как им удается написать столько картин? Вероятно, большая команда работает.

            Лекции
        Во время морских переходов, можно послушать лекции на разнообразные темы, например, про здоровое питание, про алкогольные напитки, которые даже предлагают попробовать, про цифровую фотографию, про города и острова, куда мы планируем заходить.
        Некоторые лекции я старался не пропускать, можно сказать, совмещал полезное с приятным. Например, лекции о возникновении жизни на Земле. Многое я услышал впервые. Цикл из 10 лекций начался многообещающе. Про период, начиная от формирования материков на Земле, и до появления рептилий и динозавров, слушать было очень интересно. Много времени лектор уделил трилобитам, сыгравшим большую роль при формировании фауны палеозойских образований на земле. Трилобиты похожи на современных мокриц, но отличались большим разнообразием. Некоторые достигали значительных размеров.  Подумалось, неужели это наши предки? То, что это предки раков и крабов, похоже… Последние две лекции разочаровали. Когда я с нетерпением ожидал подробности перехода от обезьяны к человеку, он начал рассказывать про археологические раскопки: черепки, горшки и прочую керамику. Конечно, артефакты рассказывают о людях, их жизни и культуре в древние времена. Но я ждал другого. Этому американскому профессору горшки оказались ближе, он всю жизнь занимался керамикой и даже выпустил ряд книг по этой теме.
        С удовольствием я посещал лекции по военной истории. Лекции о субмаринах читал бывший командир подводной лодки Британского королевского флота Джеф Толл (Jeff Tall). Слушать было интересно, чувствовался профессионал. Оказывается, немцы уже в Первую мировую войну активно использовали подводные лодки и контролировали все морские пути. И в начале Второй мировой они главенствовали на море, у них были сотни подлодок. Вспомнилась песня: “если завтра война….” А ведь не были наши готовы к войне на море.  Бороться с немецкими подлодками тогда еще никто в мире не умел. Потом уже стали использовать конвои, сонары, глубинные бомбы и пр. И про войну Америки с Японией на Тихом океане, я мало что знал. Американцы не были готовы к войне, только после разгрома их флота на Гавайях в Перл Харборе зашевелились.  Поначалу японцы доминировали в Тихом океане, вероятно, поэтому США и Британия не спешили открывать второй фронт в Европе.
        Одну из одиннадцати лекций Джеф посвятил «холодной войне» с СССР.  Расскажу о ней подробнее. Перед началом лекции к моему удивлению зазвучал гимн Советского Союза. Громко, торжественно звучали оркестр и хор, на экране развевались флаги над Кремлем. И это на голландском корабле, где по-русски понимали единицы. Прослушал весь гимн, даже последний куплет, которого я не знал, его в школе мы не учили. Потом Джеф рассказывал 45 минут о развитии атомного подводного флота и про соревнование по созданию подлодок между СССР и США. Сколько же сил и средств было потрачено! Рассказывал он про адмирала С.Г. Горшкова, про его 82 государственные награды за создание мощного подводного флота СССР (1000 подлодок). Цитировал его высказывание, что морская мощь СССР направлена на создание благоприятных условий для строительства коммунизма. Говорил и о полете Гагарина, и как это подстегнуло американцев начать лунную программу. На экране демонстрировался парадный портрет Л.И. Брежнева при всех звездах героя и  орденах, где о нем было написано: твердый последователь старой школы.  Любопытное заключение было в конце лекции, что холодную войну выиграли Западные страны, и миллионы бывших советских граждан теперь наслаждаются свободой. Еще я услышал, что по плану Маршалла, на спасение Европы после окончания Второй Мировой войны США выделило 13 миллиардов долларов. И это не сегодняшние доллары, тогда доллар стоил многократно больше. Подумал, сколько же потратил СССР на обустройство стран социалистического лагеря? До сих пор не могу забыть, с какими восторженными глазами приезжали оттуда наши туристы лет 30-40 назад, например, из ГДР или Польши. Они рассказывали насколько тогда лучше, чем у нас там было обеспечение продуктами и товарами.
        Моей жене эти лекции были не интересны, она ходила на музыкальные представления, выставки, аукционы, лекции по здоровью, встречи за чашкой чая с капитаном… На встречи с капитаном ходили в основном женщины. Капитан Воутер – интересный человек, к тому же, высокий, красивый, вежливый, образованный мужчина, лет сорока … 

            Шторм
        Через 6 дней пути планировалась остановка на одном из Азорских островов – острове Хорта. Еще до прибытия туда море потемнело, появился стальной цвет, даже, в солнечный день с трудом улавливались синие оттенки. Набежали облака, подул сильный ветер, начинался шторм. После долгого пребывания в море мы ждали встречи с землей, тем более, на Азорских островах никогда не бывали. Но на запланированную стоянку на острове Хорта мы так и не попали из-за шторма и сильного ветра (100 км/ч и более). На остров должны были выходить тендерами (на шлюпках). Из-за шторма капитан, вероятно, следуя инструкциям, наш визит отменил. Мало того, что мы и другие гости были разочарованы, на корабль должны были прибыть новые контрактники (для работы) и выйти те, у кого контракты закончились. Например, у скрипачки Катерины, с Хорты она собиралась лететь домой. И билеты были куплены. Я уже не говорю о нас - огорченных гостях, ради которых такие круизы и затеваются. А ведь мы уже прослушали лекцию об этом острове, настроились на экскурсии... Планы поменялись, и мы пошли к следующему Азорскому острову Сан Мигель.
        Море бушевало, немного качало, но на корабле все шло своим чередом, работали рестораны и буфеты, играла музыка, люди гуляли, фотографировались, танцевали… Все двери на палубу прогулочного дека закрыты из соображений безопасности, но я все же выбрался наружу на 9-м деке. Смог там постоять недолго за надстройкой и сделать несколько снимков. На открытом пространстве стоять невозможно, опасно, ветер валит с ног. К вечеру корабль подошел к острову Сан-Мигель. При сильном боковом ветре, было трудно совершить маневр и зайти в бухту. Остров скалистый, видно, как огромные волны бьются о скалы, пенясь и рассыпаясь в мелкие брызги. А ветер как раз туда к скалам нас и толкал.
        В большом зале начинался концерт - филиппинское шоу. Это уборщики решили себя показать. Национальные танцы, песни… Обычно филиппинцы убирают на корабле. Есть среди обслуги и индонезийцы, но те в основном готовят и подают в ресторанах. Долго я концерт не стал смотреть, уровень невысокий.  Было интереснее посмотреть, как мы швартуемся. Назначенное время уже прошло. Нелегко большому кораблю войти в узкий проход бухты при таком ветре. Подошел мощный буксир. Только в 11 вечера (вместо обещанных 9-ти) корабль причалил, и мы смогли сойти на берег.

            День рождения короля
        27 апреля в Голландии национальный праздник - День рождения короля. Он отмечается и в некоторых других странах, например, в Арубе и Кюросао, где мы недавно побывали. В Голландии это главное событие года, и все его ждут. Он является также днем национального единства и солидарности. В это время проводятся базары, где много скидок, распродаж, везде концерты, музыкальные и развлекательные программы. Нидерландцы надевают в этот день одежду оранжевого цвета, который является фамильным цветом королевской династии. Нас еще до круиза просили взять с собой что-нибудь оранжевое из одежды, приглашали отметить на корабле праздник. Мне было интересно на все это посмотреть.
        Утром я надел оранжевую майку и пляжные тапочки с яркой оранжевой полосой. Когда поднимался в лифте в буфет, пожилая американская пара спросила откуда я. Я ответил - из Беларуси. Они:
        - А почему вы в оранжевом?
        - Потому что прочитал об этом и решил соблюсти голландские традиции. Ведь мы плывем на голландском корабле.
        У них на лицах было недоумение.
        Я бы не придал значения этому эпизоду, но в ресторане за ужином наши соседи за столом (пара из Дании) высказали свое мнение:
        - Мы празднуем только день рождения своей королевы, зачем нам это?
        Вероятно, они посчитали, что не патриотично им участвовать в голландском празднике. Подумал, а патриотично им плавать под голландским флагом? Разве нельзя проявить уважение к традициям другой страны? Тем более Дания член Евросоюза, как и Голландия. Или это элемент национализма? Вроде, они люди не глупые. Он адвокат, свободно говорит на четырех языках, она врач. С ним можно говорить на любую тему, знающий, интересный собеседник. Она тоже любит поговорить, даже слишком… На корабле мы с ними отметили ее 72.  Сейчас они оба на пенсии, много времени проводят в путешествиях, хотя она уже ходит с трудом. Во всех городах и странах, где мы останавливались, они уже бывали.  
         Мы с женой оделись в вечерние костюмы и отправились на празднование Дня короля. Должен сказать, что была сильная качка, трудно было ходить, не опираясь на что-нибудь. А жену еще и подташнивало. Зашли в зал на 10-м деке, где шли торжества. Там наверху и ближе к носу корабля качало еще сильнее. И это несмотря на стабилизирующие подводные крылья! У входа нас сразу угостили маленькими стаканчиками рома, за остальные напитки надо было платить. Весь зал украшен в оранжевые цвета: лампы, шары, букеты живых цветов, большие торты. Зал был полон. На каждом из гостей было что-то оранжевое, и у меня оранжевая рубашка, у жены оранжевый шарфик на шее. Правда, стоять и ходить было непросто из-за качки. Пока мы для устойчивости держались за колонну, подошел капитан, поздоровался, мы с ним немного поговорили. Я его поздравил и спросил:
        - Наверное, трудно было сегодня отчаливать, ведь помогали два буксира? Какой был сильный ветер, волны!
        - Нет, сегодня не сложно, сложно было вчера, когда заходили в бухту и швартовались. И волны сегодня не такие уж и большие. Бывает, что через нос перекатываются.
        Ничего себе, подумал я. Ведь нос - это 4-й дек, считай 4-й этаж. Это же выше чем 4-й этаж обычного дома.
        Моя жена чувствовала признаки морской болезни, побыли мы на празднике недолго и пошли домой (в каюту). Даже спускаясь в лифте чувствовали себя неустойчиво, ведь качает. Был четверг, об этом напоминала надпись на коврике пола лифта. Каждое утро она новая…  Наконец-то, добрались до каюты. Здесь тепло, как всегда, чисто прибрано, на кровати стоит новая игрушка-заяц из полотенец, лежат шоколадки, напечатанная программа следующего дня. Можно отдыхать. Три следующих дня будем в море. Потом ждем встречи с Европой, Францией и проливом Ла-Манш.
               
                Продолжение: http://www.proza.ru/2017/11/01/2059 

          На фото: Сверху - след за кормой, где-то рядом Бермуды; при подходе к Азорским островам погода испортилась.  Снизу: выступления скрипачей – Роберта (слева), Катерины (справа) 
       
           Отрывки из выступлений:

        * Robert Lukacs:  https://www.youtube.com/watch?v=l1N8q0_fMw8

        ** Катерина Росса:  https://m.youtube.com/watch?v=AeaBHdbKZ2A