Смех сквозь слёзы

Александр Бернацкий
  Мою маму рассмешить было почти невозможно. Я, её родной сын, не слышал или не помню, чтобы она громко смеялась. Так, улыбнётся раз в пятилетку. Оказалось, что и все мои родственники по материнской линии,  любимые тети и дядя, тоже никогда не смеялись. Да, иногда шутили. Да, иногда улыбались. Но так, чтобы, извините,  в «покатуху», так нет! И если бы не случай, я бы никогда не узнал, как смеётся моя мама. Правда, рассмешить её удалось не мне, а моим друзьям. Впрочем,  важен результат.
Итак, всё по порядку.

Моя мама и её родные сестры  обладали устойчивым  и, очевидно, наследственным качеством, они всегда замечали, где и что плохо лежит! 
Нет! Нет! Нет! В том смысле, что вещи или предметы домашнего обихода должны всегда находиться в том месте и пространственном положении, в котором они были положены на это самое место хозяйкой этих вещей. Как оказалось, взаиморасположение таких вещей или предметов между собой, также имело существенное значение. Любое изменение геометрических размеров, формы, веса, географических координат этих предметов, замечалось в кратчайшие сроки, после чего следовала фраза приблизительно следующего содержания:
- Этот предмет специально положен на это место  и в таком положении должен лежать!
 В случаях изменения пространственного положения или исчезновения этого самого предмета с места постоянной дислокации, по всему дому объявлялась тревога. Когда вещь была найдена и водружена на место, нам, детям, в очередной раз приходилось выслушивать нравоучения, суть которых сводилось к следующему: нарушение взаимного расположения вещей в доме или отдельно взятой комнате ни к чему хорошему не приведёт.

Когда мы с братом и сестрой были маленькими, нас это не сильно беспокоило. Более того, в некоторых случаях это было даже удобно. Если в толпе, на автобусной остановке или на базаре, кто-то говорил вслух о теории взаимного расположения предметов и их роли в благоустройстве современного быта,  это означало, что  где-то в том направлении находятся наши родные тёти.
В поведении родного дяди таких особенностей замечено не было, мужик все-таки, да и лёгкое ранение в Сталинграде, видно, давало о себе знать.
Тяжёлое сиротское детство  в осаждённом немцами городе, наложило суровый отпечаток на «улыбчивость» моих родственников. Из-за этой чёртовой войны с приставкой «вторая мировая», малые дети  перестали улыбаться. Какой уж тут смех! Зато природа сполна попыталась отыграться  на мне, мне постоянно хотелось, шутить, хохмить, ёрничать.
По мере взросления, я постоянно наращивал  мощь своих экспромтов и шуток, однако рассмешить маму мне никак не удавалось. В некоторых случаях мне казалось, что вот-вот должен наступить момент взрывной смехотерапии, однако мама быстро «уходила из-под  удара» и меняла тему разговора. Одна из таких попыток все-таки закончилась небольшим успехом.

Мы сидели за обеденным столом с нашими родственниками. Всё обоснованно восхищались кулинарными способностями хозяйки. Когда дошла очередь до меня, я заверил всех присутствующих, что моя мама может приготовить бульон из пробегающего мышонка и  тот ничего не заметит. При этом, вкусовые качества бульона с плавающими прожилками мяса,  гарантировались. Это вызвало весёлый смех всех присутствующих, а моя мама ограничилась более широкой улыбкой, чем обычно.

Однажды я пригласил в гости своего армейского друга. Когда я служил в армии после окончания института, он был кадровым военным в  звании «капитан». Благодаря его дружеской поддержке, мне удалось преодолеть тяготы и лишения военной службы без каких-либо осложнений на голову и физического ущерба на тело. Друг прилетел из далёкого города Иваново и не один,  взял с собой своего товарища.

Я встретил ребят в аэропорту  и, как полагается, мы как следует «посидели» в моей скромной однокомнатной квартире. Для ночлега одновременно трех человек она не была приспособлена, и мы  решили, что «столоваться» ребята будут у меня, а ночевать у моей мамы в двухкомнатной квартире на Оболони.
За три дня пребывания ребят в моём городе, нам встретиться так и не удалось, у меня – работа, у них - командировочные хлопоты.
И вот наступил день отъезда.

Как принято, мы решили «отобедать» у меня дома с последующим перемещением гостей в аэропорт. Полдня я крутился, как «белка в колесе», для того чтобы приготовить праздничный стол. Ровно в  полдень раздался звонок в двери…
С первого взгляда на своего друга, я понял, что-то случилось!
- Ты заболел?
- Нет! - был ответ.
- А почему такой взъерошенный вид?
Алексей поставил свою сумку на пол, в которой что-то глухо звякнуло.
- Бутылки разбил? - с деланным  равнодушием спросил я.
- Нет!
- Что, «нет»? Нет, не разбил? Нет, разбил? Какой вариант ответа мне выбрать? Чего молчишь?
- Да…
- Что, «да»? Да, разбил? Да, не разбил?
- Дай воды! - закончил он начатую фразу.
Пока он большими глотками пил воду, я подумал, что надо достать щипцы и нагреть их на огне, иначе из Алексея слова не вытянешь.
- Говори, что случилось, или улетите голодными и трезвыми! - как можно убедительнее сказал я.
Это подействовало.
- Понимаешь? Я разбил цветочный горшок у твоей мамы! Вдребезги! - тихо выдавил он из себя.
- Какая ерунда! И что по этому поводу сказала моя мама? - спросил я, предчувствуя вариант ответа.
- Ничего! - промямлил он.
- Как ничего? Такого быть не может! Моя мама, обожает, цветы в глиняных горшках и следит за ними, как в детстве за мной. Они у неё все любимые. Я почти уверен, что ты разбил самый любимый из них!
- Может, она выгнала Вас из дому?
- Мы ей об этом ничего не сказали!
- Как не сказали? Почему?
- Мы подумали, что она ничего не заметит! 
- Вы  ушли и ничего ей не сказали?
- Да!
- Да, сказали? Да, не сказали? Какой вариант ответа мне выбрать?
- Не сказали!
- А  цветок куда дели?
- Выбросили в окно!
- С ума сошли? Там же люди ходят! Могли убить кого-нибудь!
- Нет, не могли! Мы выбросили только цветок с землёй!
- А разбитый горшок куда дели? Смыли в унитаз?
- Нет! С собой принесли!
- ???
- Мы подумали, что его можно склеить! - сказал Лёша и достал из сумки груду глиняных осколков.
- И кто будет его клеить? Я? Или Вы, пока будете лететь в самолёте? Да моя мама наверняка уже сошла с ума – среди бела дня из её собственной квартиры исчез любимейший горшок с цветами, причём без следа! Если она сопоставит исчезновение цветка и Ваш уход, то наверняка подумает, что Вы – цветочные воры или что-то в этом роде!».

Прощальный обед был испорчен  и  через некоторое время  «изобретательные» гости мрачно ретировались, оставив мне груду глиняных осколков и гору грязной посуды.
Мо-лод-цы!
Через некоторое время в квартире раздался телефонный звонок. Звонила моя мама.

- Сына! Твои гости уже уехали? - насторожено спросила она.
- Да! - ответил я и замолчал, ожидая дальнейшего развития событий.
- Тут такое дело…не знаю даже, как сказать… у меня цветок пропал вместе с горшком! - сказала она и замолчала.
Я уже выстроил следующую фразу и готов был произнести её в трубку, когда мама заговорила сама.
Сначала она подумала, что с вечера цветок не поставила на место, но такого в жизни никогда не было! Значит, с цветком случилось что-то чрезвычайное. Приступив к следственным действиям, она обнаружила на полу небольшое количество земли и поняла, что цветок, как минимум, тяжело ранен. Предположение о том, что квартиранты унесли горшок с  цветком с собой, сразу отпали. Допустить мысль о том, что цветок с горшком, без неё ведома, могли вынести из квартиры, она не могла.

Выглянув в окно второго этажа, она увидела, что цветок с остатками земли красуется на асфальте. Остатков глиняного горшка нигде не было видно! Мама оделась и вышла на улицу, остатки глиняного горшка просто испарились. На этом следственные действия зашли в тупик. Предположить, что цветок с землёй был отделён от родного горшка,  и они разъехались в разные стороны, ей оказалось не под силу.
- Сына! Я ничего не понимаю! Куда делся этот несчастный горшок? - почти теряя сознание, спросила она.
Медлить было нельзя.
- Мамочка! Пожалуйста, успокойся! Остатки горшка они принесли с собой!
- Как с собой? Ты, наверное, шутишь? Зачем?
- Они подумали, что его можно склеить!
После небольшой паузы, она спросила:
- … и где эти черепки сейчас?
Упустить такую возможность, которая предоставляется один раз в жизни, я уже не мог:
- Летят в самолёте в Иваново!
- Почему в Иваново? Зачем? - тихо спросила она.
- Гости решили, что склеивать горшок будут в Иваново! Город ткачей и невест, всё-таки...
В трубке воцарилась  тишина. Я уже начал беспокоиться за мамино здоровье. Через несколько секунд  у меня возникло ощущение, что нас переключили на прямую трансляцию передачи «Вокруг смеха». Я не сразу понял, что это смеялась моя мама!
Я и сам громко рассмеялся, при этом на глазах выступили слёзы. Ввиду обоюдной физической невозможности продолжать разговор, мы почти синхронно повесили телефонные трубки.

Через некоторое время мама позвонила сама.
- Когда они в следующий раз приедут? - спросила она.
- У тебя что, слишком много цветов?
- Цветов у меня много, а горшков мало! – резонно заметила она.

С тех пор, когда я приходил к маме в гости, всегда улучшал момент и, как бы случайно, подходил к полке с цветами. Когда наши взгляды встречались, нас начинал душить гомерический смех.
В последствие, это стало частью семейной традиции, и мы с удовольствием пересказывали эту смешную историю своим родственникам и знакомым.
И если кто-то прочитает мой рассказ и улыбнётся, значит и моей маме достанется Ваша улыбка.