Кое-что о табаке

Гео Доссе
        Они сидели перед штабом нашего маленького батальона, который в Киевском
      округе считался помойкой для всяческих отбросов из других частей и боялись
      шелохнуться. Лица у парней были зеленовато-серого оттенка, глаза выпучены,
      рты раскрыты на, как говорят в армейских учебках, "всю ширину ружейного
      приклада". На корточках сидели. Ну совсем, как наши современные гопники.
      Временами озвучивались жалкие попытки прокашливания. Я возвышался над этой
      парой, ну совсем как телеграфный столб и тоже немного давился, только от
      смеха. Было от чего, вообще-то.

        Как известно, когда люди что-то советуют на полном серьёзе, к этому надо
      по-крайней мере, прислушаться. Проявить, так сказать, интерес. Но для этой
      пары мои предостережения просвистели мимо ушей и сейчас, в данный момент,
      они полностью и целиком испытывали на себе вторую часть поговорки, в
      которой говорится о том,кто на чьих ошибках учится. Я же их предупредил, а
      они...

        Всё получилось банально просто. Съездил я в отпуск на недельку в Москву.
      Естественно, привёз всяческих столичных вкусностей. В том числе и несколько
      блоков сигарет. В то время ещё продавались кубинская табачка и, видимо,
      послеолимпийские остатки в виде финских "Мальборо", "Кент", "Ньюпорт" и ещё
      нескольких марок. Не буду все перечислять. А из кубинских, я прикупил-
      "Партагас" и "Лигерос". Если кто помнит такие. Эта "курятина" обладала,
      поистине дьявольской крепостью, потому-как на её изготовление (как говорили
      знающие люди) шли обрезки от сигарных листов. Сигары же курят почти не
      затягиваясь. Поэтому и не "долбит" табак по башке.

        Когда я миновал КПП, предварительно одарив дежурного и дневального, то ко
      мне быстрым шагом приблизился Хрон и первым делом спросил:

      -Ты гужбанево привёз? А то у меня трубы горят, спасу нет.

        Гужбаневом, на Хроновом языке, назывался любой спиртной напиток, кроме
      пива. Я кивнул и сказал, что мол уже перекинул через забор в автопарке. Из
      снега горлышки торчат. Тут Хрон и спроси на свою "беду":
 
      -А покурить чего-нибудь свеженькое есть?

        Достал я пачку "Партагаса" и говорю:

      -Игорёк. Это-штука забористая, по башке может шарахнуть не хило. Ты сильно
      не затягивайся. Попробуй по чуть-чуть. А то глаза из орбит вылезут!

        Хрон был человеком бесстрашным. Спец по минированию, поэтому он только
      криво усмехнулся и со словами:

      -Меня, Ялтинского пацана, ничем не испугаешь,-взял твёрдую, как карандаш
     (что что, а набивали кубинцы табачок на совесть) сигаретину, вставил её в
     уголок рта, вытащил коробок и чиркнув спичкой-прикурил... Затяжку он сделал,
     как полагается. То есть-в полный вдох...

       Передо мной стоял сталагмит, который менял окрас с розового от мороза на
     серо-зелёный. Глаза у "статуи", медленно наполняясь слезами, постепенно
     выкатывались вперёд и явно стремились увенчать собой кончик носа. Рот был
     открыт во всю ширину и высоту. Ни звука! Да, полусогнутая рука замерла в
     районе правого виска и только дымящаяся сигаретина подавала признаки хоть
     какой-то жизни.

       Потом, тело Хрона начало медленно опускаться на корточки, ну а присев
     окончательно, замерло в той позе, которую я описал в самом начале. На этом
     "спелеология" не закончилась. Подошедший Костромской паренёк, Юрик Кравцов,
     спросил у меня:

     -А чего это Хрон, как на насесте пристроился? Чего это с ним?

       Я ему молча показал пачку "Партагаса". Юрик вынул из Хроновых пальцев
     дымящийся "бычок" и только было попытался затянуться, как я встрял со своим
     предостережением:

     -Юрик. Они очень крепкие. Ты не затягивайся сразу и много, а то, не ровён
     час...

       Не успел я договорить о том, какие последствия могут быть. Не успел.
     Последовала глубочайшая затяжка и... процесс пошёл такой же, как и у Хрона.

       Сидели они минут пять. Потом стали очень медленно выпрямляться. Когда к
     ним обоим вернулась способность произносить членораздельные звуки, Хрон
     спросил ещё раз:

     -Гужбанево-то где?

       Я ему повторил:

     -Игорёк, если слышишь нормально, то-в автопарке. Горлышки из снега точат.
     Найдёшь.

       И они оба, со скоростью, близкой к скорости света, исчезли с площадки.