Иероглифы инь и ян буквально переводятся как женское и мужское, соответственно, но не в буквальном смысле.
В своём первоначальном, исходном значении знак иероглифа инь обозначал теневую сторону горы, а знак ян освещенную. Констатируется противоположность состояний одного и того же объекта. То есть "инь" и "чн" - это не сущностные противоположности, а противоположности состояний, качеств, проявляющиеся в чём-то едином, одном в тех или иных обстоятельствах. Противоположности восприятия человека в зависимости от точки зрения. Ян и инь - это как свет и тьма, тепло и холод, жёсткое и мягкое, острое и тупое, отражаемое через образ противоположностей мужского и женского.
Гора ведь это нечто единое, целостное. Так? Одно. Просто у неё есть и могут быть разные стороны! Свет может падать на гору с разных сторон и человек может видеть что-то разное или одно.
При таком подходе всегда следует признавать наличие противоположных аспектов, качеств, состояний, процессов во всём одном целом: например, мужского и женского в любом человеке, в женщине или женского и мужского в мужчине. Но в разной степени. И по обстоятельствам.
Человек - одно! Нечто единое, целое в физической реальности. Но в любом человеке есть различные противоположности...
Современная наука о человеке именно так и считает. Из женщин теперь элементарно делают мужчин, а из мужчин женщин... В зависимости от "освещения", видения и восприятия при соответствующем желании или точке зрения. Или при избытке и выпячивании того или другого "качества" в едином и целостном.
По своей сути иероглифы инь и ян отражают наличие противоположностей во всём в динамическом (подвижном) равновесии. Для удобства, чисто условно, китайцы называют эти базисные основы "женским" или "мужским" началами.
Хотя, подобные противоположности обнаруживаются во всём! Например, вы куда-то идёте – в таком случае всё то, что находится впереди вас можно считать неким "ян", а то что позади вас остаётся – есть "инь".
Но а если вы развернётесь в противоположную сторону тогда то, всё то, что было "инь" станет уже для вас "ян". А не само по себе нечто есть всегда что-то однозначное!
Правильно понимать китайский знак "ян" как обозначение чего-то явленного вам во вне вами воспринимаемого объекта или процесса в ощущениях здесь, сейчас, при данных обстоятельствах и далее. А "инь" - как нечто содержащееся внутри, по обратную сторону, потаённое, скрытое или, то, что уже было, но хранится у вас в памяти. Инобытие. Так удобно и естественно всё описывать, мыслить и понимать.
Прошлое - это, очевидно, в этом смысле "инь", а будущее - это "ян". А их текущее единство - это настоящее. Обозначается символом "тайцзи ту".
Любой объект, вещь, тело, предмет, процесс, явление, событие обязательно состоит из чего-то в пространстве и во времени противоположного, проявляющегося так или сяк в зависимости от внешних условий и вашей точки зрения в тех или иных качествах и свойствах.
Кстати, вы знаете, что всё, что нас окружает, образовано всего лишь тремя видами частиц: две противоположно заряженные - протоны и электроны - и нейтральные частицы, содержащие в себе протон и электрон - нейтроны. Т.е., в принципе, можно сказать, что все вещества состоят из двух противоположно заряженных частиц: протонов и электронов. Свободные нейтроны весьма неустойчивы (период полураспада нейтрона 10,6 минут). Мир, вселенную, Солнце, Землю, человека можно создать из протонов и электронов... В принципе!
Качества, свойства атомов зависят от числа и соотношения этих частиц внутри атомов.
А качества, свойства молекул определяются количеством и взаимным расположением различных атомов образующих молекулы и распределением электронов (плотностью электронов) между атомами в молекулах.
Качества, свойства веществ определяются атомно-молекулярным составом и расположением в пространстве атомов и (или) молекул (строение вещества). Это всё относится к Инь.
Свойства веществ также зависят от состояния окружающей среды: температура, давление, гравитация, освещённость и т.д. Это всё относится к категории Ян!
Всегда и у всех объектов имеется поверхность раздела внутренней среды с окружающей средой - есть внутренняя область с каким-то составом и строением. И есть внешняя среда , воздействующая на объект.
На мой взгляд, понятием "ян" можно обозначать всё то, что имеется вне внешней поверхности объекта и воздействует на него как окружающая среда.
"Инь" - это всё то, что составляет внутреннюю часть объекта, его состав и строение, распределение атомно-молекулярных частиц и электронов.
Граница раздела между внутренней частью объекта (инь) и окружающей средой (ян), обуславливает форму данного объекта и определённый, конкретный набор качеств, свойств этого объекта как вещи для восприятия.
Это, в некотором смысле, можно характеризовать как соотношение формы и содержания. Инь - Ян...
При этом и в самой форме есть свой "ян" - если её рассматривать как объект исследования ( углубления -инь - выпуклости - ян), - и своя "инь" по внутренним качествам (кристаллическая решётка - дырки и дефекты, кислоты-основания, катионы-анионы и т.д.)
И в содержание и в каждом его компоненте и структуре есть свой "ян" и своя "инь".
Китайская диалектика в отличии от европейской признаёт наличие в любой противоположности инь некоторой доли ян и в любом ян доли инь. Что отображается на известном символе "тайцзи ту" (круг) волнистой линией границы между белым и чёрным и кружками белого в чёрном и чёрного в белом.
"Количественный состав жизни человека..." http://proza.ru/2017/10/12/1653