Китайская диалектика и свойства веществ

Александр Ивашкевич
       Иероглифы инь  и ян  буквально  переводятся  как женское и мужское, соответственно, но не в буквальном смысле.
       В своём первоначальном, исходном  значении знак иероглифа инь обозначал теневую сторону горы, а знак ян освещенную. Констатируется  противоположность состояний одного и того же объекта. То есть "инь" и "чн" - это не сущностные противоположности, а противоположности состояний, качеств, проявляющиеся в чём-то едином, одном в тех или иных обстоятельствах. Противоположности восприятия человека в зависимости от точки зрения. Ян и инь - это как свет и тьма, тепло и холод, жёсткое и мягкое, острое и тупое, отражаемое через образ противоположностей   мужского и женского.
       Гора ведь это нечто единое,  целостное. Так? Одно. Просто у неё есть и могут быть разные стороны! Свет может падать на гору с разных сторон и человек может видеть что-то разное или одно.
       При таком подходе всегда следует  признавать наличие противоположных аспектов,  качеств, состояний, процессов во всём одном целом: например, мужского и женского в любом человеке, в женщине или женского и мужского  в мужчине.  Но в разной степени. И по обстоятельствам.
      Человек - одно!  Нечто единое, целое в физической реальности. Но в любом человеке есть различные противоположности... 
      Современная наука о человеке именно так и считает. Из женщин теперь элементарно  делают мужчин, а из мужчин женщин... В зависимости от "освещения", видения и восприятия  при соответствующем  желании или точке зрения. Или при избытке и выпячивании того или другого "качества" в едином и целостном.
      По своей сути иероглифы инь  и ян  отражают  наличие противоположностей во всём в динамическом (подвижном) равновесии.  Для удобства, чисто условно,   китайцы  называют эти базисные основы  "женским" или "мужским" началами.
      Хотя, подобные противоположности обнаруживаются во всём!  Например, вы куда-то идёте – в таком случае всё то,  что находится впереди вас можно считать неким  "ян", а то что позади вас остаётся –  есть "инь".
      Но а если вы развернётесь в противоположную сторону тогда то, всё то,  что было "инь" станет уже для вас "ян". А не само по себе нечто есть всегда что-то однозначное!
      Правильно понимать китайский знак "ян" как обозначение чего-то явленного вам во вне вами воспринимаемого объекта или процесса в ощущениях здесь, сейчас, при данных обстоятельствах и далее. А  "инь" - как нечто содержащееся внутри, по обратную сторону, потаённое, скрытое или, то, что уже было, но хранится у вас в памяти.  Инобытие.  Так удобно и естественно всё описывать, мыслить и понимать.   
      Прошлое - это, очевидно, в этом смысле  "инь", а  будущее  - это  "ян". А их текущее единство - это настоящее. Обозначается символом  "тайцзи ту".
      Любой объект, вещь, тело, предмет, процесс, явление, событие  обязательно состоит из чего-то в пространстве и во времени противоположного, проявляющегося так или сяк в зависимости от внешних условий и вашей точки зрения в тех или иных   качествах и свойствах.
      Кстати, вы знаете, что всё, что нас окружает,  образовано всего лишь тремя видами частиц: две противоположно заряженные - протоны и электроны -  и нейтральные частицы, содержащие в себе протон и электрон - нейтроны. Т.е., в принципе, можно сказать, что все вещества состоят из двух противоположно заряженных  частиц: протонов и электронов. Свободные нейтроны весьма неустойчивы (период полураспада нейтрона 10,6 минут). Мир, вселенную, Солнце, Землю, человека можно создать  из  протонов и электронов... В принципе!
      Качества, свойства  атомов зависят от числа и соотношения  этих частиц внутри атомов.
      А качества, свойства  молекул определяются количеством и взаимным расположением различных атомов образующих молекулы и распределением  электронов (плотностью электронов) между атомами в молекулах.
      Качества, свойства  веществ определяются  атомно-молекулярным составом и расположением в пространстве атомов и (или) молекул (строение вещества). Это всё относится к  Инь. 
      Свойства веществ также  зависят  от состояния окружающей среды: температура, давление, гравитация, освещённость и т.д. Это всё относится к категории  Ян!
      Всегда и у всех объектов имеется  поверхность раздела внутренней среды с окружающей средой - есть внутренняя область с каким-то составом и строением. И есть внешняя среда , воздействующая на объект.
      На мой взгляд, понятием "ян" можно обозначать всё то, что имеется вне внешней поверхности объекта и воздействует на него как окружающая среда.
      "Инь" - это всё то, что составляет внутреннюю часть объекта, его состав и строение, распределение атомно-молекулярных частиц и электронов.
      Граница раздела между внутренней частью объекта (инь) и окружающей средой (ян), обуславливает  форму данного объекта и определённый, конкретный  набор качеств, свойств этого объекта как вещи для восприятия.
      Это, в некотором смысле, можно характеризовать как соотношение формы и содержания. Инь - Ян...
      При этом и в самой форме есть свой "ян" - если её рассматривать как объект исследования ( углубления -инь - выпуклости - ян), - и своя "инь" по внутренним качествам (кристаллическая решётка - дырки и дефекты, кислоты-основания, катионы-анионы и т.д.)
      И в содержание и в каждом его компоненте и структуре  есть свой "ян" и своя "инь".
      Китайская диалектика в отличии от европейской признаёт наличие в любой противоположности инь некоторой  доли ян и в любом ян доли  инь.  Что отображается на известном символе  "тайцзи ту" (круг)  волнистой линией границы между белым и чёрным и кружками белого в чёрном и чёрного в белом.

       "Количественный состав  жизни человека..."  http://proza.ru/2017/10/12/1653