Введение в эпистемологию Каббалы

Игорь Медведев 3
Ряд гомилий на Ветхий Завет,которые обнаружены нами в рукописных списках,содержат
тезис о том,что духовно-религиозная жизнь не может иметь место без интеллектуаль-
ного понимания Бога(хасага).С точки зрения каббалистической эпистемологии,нам
как христианскому теологу,важно установление градации антропологических признаков
человека.Именно таковая указывает,что опыт полученный человеком в его стремлении
к исполнению заповедей Пятикнижия есть дело его рассудка и воли.Весьма важным
этапом верификации указанной градации являются два уровня понимания категории "ка-
вана",а именно:"кавана" устремленная к "девекут" и "кавана" связанная с Шехиной.
Здесь нам на помощь приходит тайна третьего месяца халдейского календаря-месяц
сиван-когда была дарована Тора Моисею на горе Синай.Этот месяц служит манифестаци-
ей трех начал эпистемологии:Единства,Мироздания,и Пятикнижия.Они эти начала нахо-
дят свое отражение в трехступенчатой структуре молитвы "Слушай Израиль",а именно:
Единичность Бога,Знака филактерий и Кисточек талеса.(См.Рукопись №403.л.л.73,74,
88,93.РГБ).Исходя из этих начал каббалистической эпистемологии авторы рукописных
гомилий трансцендентность души человека понимают как категорию относительную.Если,
например,обратиться к рукописи №916.Ф.71 то л.4 там обозначен "Историей Ноя".она
маркирована восемью строфами из Псалтири.Первая строфа начинающаяся со знаменитого
псалма "Шавити" указывает на первый вид агрегатного состояния духовно-религиозного
бытия человека по Каббале,а именно:"хасага".Вторая строка-это будет "Тагор",третья
-"Яшар" и четвертая-"Там".Т.е. треугольник категорий "Чистый-Прямой-Простой".Ука-
занные агрегатные состояния есть эпистемологические ступени достижения всеобщнос-
ти,которая связана больше с молитвой "Слушай Израиль",чем с "девекут".Могообразие
особенного в молитве сохраняется перед лицом всеобщности,которая именуется "Ами-
да"(Стояние).