Стоит ли быть нравственным экстремистом?

Михаил Анохин
               


«Господа! Вы еще смеете говорить о слезинке ребенка, которая перевешивает все на свете?
Не глупо ли после концлагерей нацистов в Германии, когда отсасывали кровь у детей для солдат вермахта? Да вся история человечества – это сплошные слезы детей! Так что не стоить быть нравственным экстремистом наподобие  придурошного Карамазова».
Такой тезис предложил один из авторов на сайте «Миртесен.ру».

Человечество никогда не отличалась особым милосердием, и сострадание не являлась его доминантной характеристикой. Но то, что не присуще человечеству как целому не исключает, что внутри себя в  плане эмпатический способностей этносов наличествует широкое разнообразие.

Ещё  большее разнообразие среди людей внутри этих этносов. Сошлюсь на фундаментальный труд Э.Б.Тайлора «Первобытная культура» и на Д.Д.Фрэзера «Фольклор в Ветхом завете».
      
Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении подростка.
      
Эмпатия, в свою очередь, основывается,  как пишет Г. Крайг, на социальном выводе, "потому что если вы не знаете того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать"
    
И тут важно отследить тенденцию, а она такова, что поколение молодых людей рождения 1990 годов и особенно «нулевых» отличаются от предыдущих поколений снижением зоны в головном мозге отвечающие за эмпатию..
   
Это значит меньшее число нейронов задействовано в сопереживании, подросток более жесток и эгоистичен одновременно.

Не стану перегружать эту реплику примерами детской жестокости. Факты сами по себе всего лишь сырьё для анализа, а моя задача как раз и состоит в том, чтобы дать анализ этим фактом изобильно наполнившими интернет!
 
Думается мне прав автор вот этой мысли.
   «Современные люди, рождаются жизненными аутистами, и глобальными техногенными гениями внутри себя, только не способными к честной жизненной выразительности и социальной коммуникативности. Именно по этому, современная социальная коммуникация, это чистая ложь о неких благах глобальной социальности, о неком счастье и справедливости в глобальной борьбе и в победе социумов. О неком богатстве для всех, и ради всех, а на самом деле, для богатства ради самого богатства».

Всё это разные грани одного процесса, который можно назвать и точкой бифуркации истории, и жизнью внутри глобального социально-политического взрыва, и даже, если хотите – предакополистическое бытие.

Конечно, когда обращаешься к древним текстам, то приходит некое успокоение потому, что начинаешь повторять вслед Эклизиасту: «Это было, было в веках бывших прежде нас» и как бы на душу опускается некая благодатная пелена, скрывающая от взора проявления детской жестокости.

О жестокости взрослых, как мы видим на примере исламских экстремистов,или действия спецслужб, органов дознания говорить не приходится, люди как я уже писал выше – это звери по своей изначальной природе.

И опять, хочешь этого или не хочешь, а возвращаешься к книге пророка Исайя. К вопрошанию Бога – «Кого послать Мене» и дальнейшему диалогу с пророком.

Почему Господь требует ослепить им избранный народ? Не относится ли это ко всем народам и всякий пророчествующий или подвязавшейся на этой почве, обязан погружать человека в сладкий наркотический сон?

Не отсюда ли соблазнительные лозунги: «человек создан для счастья как птица для полета» и «Человек - это звучит гордо» до «Декларации прав человека» включительно?

Разве не очевидно, что мы уже с появлением кино попали в капкан чужих мыслей и представлений о добре и зле, о должном и сущим?

Очевидно, что уже невозможно представить себе человека, который бы думал и решал что-то на свой страх и риск! Индустрия рекламы, моды, разнообразных стереотипов поведения, сформировали современное общество. Быть иным уже не позволительно в детском садике, а в школе или училище вообще невозможно!

Везде собственная субкультура, в основе которой сниженная эмпатия, порождающее стайное поведение под руководством лидера.

Но тут я опять съезжаю на болезненную, как зубная боль, тему чудовищного неравенства в российском обществе и вообще в мире, с приходом хрематистики вместо экономики, нарастание неразрешимых противоречий.

Стоит ли быть в этом обществе нравственным экстремистом?

Мой ответ – стоит! Да стоит, но только по отношению к себе.

И все эти советы: «не заморачивайся», «не грызи себя» оборачиваются тем, что мы заморачиваем голову кому угодно и грызем всякого встречного от переполнявшей нас зависти к богатству и роскоши.

Я давно подметил тенденцию, кто больше всех и громче всех кричит о справедливости – первым хапает, что плохо лежит! Из самых смиренных и забитых людей вырастают самые жестокие «стражи порядка» и эксплуататоры, выжимающие из человека и пот, и кровь!

Прокопьевск сентябрь 2017 год.