Сначала был городовой

Евгений Садков
 И вновь новости Саратовщины. Вы не поверите, но они намного опередили нынешний скандал вокруг памятника Калашникову.

 Судя со вчерашним событиям, скандал ещё не утих. И связан он не с увековечиванием памяти российского оружейника. Оказалось, что на табличке памятника размещены чертежи винтовки, разработанной членом НСДАП с 1933 Хуго Шмайссером.

 Вчера рабочие сняли табличку. После этого их отвезли в полицию, но потом отпустили. Катавасия должна закончиться к понедельнику. К началу следующей недели на памятнике должна появиться табличка с другими чертежами. Лишь бы вновь не напутали.

 Почти никто не знает, что началось-то все с Саратовщины. И не с памятника Калашникову.

 Два года назад, в День России в Саратове в торжественной обстановке открывается памятник Городовому. Прототипом послужил реальный человек-Василий Васильевич Гришин. Он был частным приставом городской полиции. Но не только службой запомнился Гришин современникам.

В середине XIX века в нашем городе появляется централизованное водоснабжение. Первый же, пока самотечный водопровод, вложив собственные средства, разрабатывает и прокладывает Василий Васильевич.

 И все бы хорошо с открытием памятника, но тут обнаруживаются некие исторические несоответствия. Детали. И одна из них, не удивляйтесь, тоже оружейная.

 Кобура на памятнике не соответствует табельному оружию частного пристава в первой половине XIX века. Больше по размерам она подходит под применяемый полицией в конце XIX-начале XX веков наган.

 Эта деталь вывела исследователей на открытку "Околоточный надзиратель. Начало 1900 годов". Один к одному: форма, медали,портупея с аксельбантом, короткие сапоги и сабля-"селедка".

 А образ полицейского первой половины XIX века больше ассоциируется у нас с частным приставом из комедии Гоголя "Ревизор", или как говорят сейчас -Ревизорро. Был там такой второстепенный персонаж Степан Ильич Уховертов.

 По сохранившимся рисункам мы видим совсем другой образ и детали. Посмотрите сами.

 Есть в этой ситуации и ещё один момент, касаемый лично Василия Васильевича Гришина. Да, заслуги в проведении первого водопровода, да, возможно, человек хороший. Сейчас говорится, что был дворянином. Но брезговали дворяне первой половины XIX  века такой службой. Это сословие выбирало себе три дороги: военная, гражданская и придворная.

 В городовые же шли отслужившие в армии крестьяне. Но не абы какие, а показавшие прилежность и рвение, дослужившиеся до командиров младшего звена.

 Вот такая неувязка, ставшая предтечей нынешнего скандала в Москве.

 Надеюсь, что у нас рабочие не срежут "болгаркой" кобуру с памятника Городовому. Да и кому сейчас важны эти исторические нестыковки? А если и замечаешь, то это уже нападки.

 О нападках на нашу историю, вернее, реакции на это нашего земляка, поговорим в следующий раз...