Космические хроники. 137

Юрий Ванеев
                Сон и реальность.

   Корабль два месяца бороздил просторы вселенной, и однообразные картины за бортом уже никого не привлекали. Разговоры скрашивали ставшую пресной жизнь, но темы быстро иссякли. Преуспевал в этом только врач. У старика было припасено множество историй, и нужно было лишь расшевелить его, ненароком поговорить о чём-нибудь, и это срабатывало.
   - Астрологи предсказывают будущее, а мы пролетели мимо планет, на которые они ссылаются. Проверяй – не хочу! И почему дома никто не обратился к астрологу? – высказался, как проговорился, штурман.
   Доктор крякнул и ответил без задней мысли:
   - А ты представляешь, откуда они берут своё начало? С тех времён, когда Земля была плоской и стояла на трёх китах. Может быть позже, когда узнали, что она круглая, но не сама, а Солнце крутится вокруг нас – пупа вселенной. Я хочу сказать, что их прогнозы изначально базировались на ложных посылах. Потом догадались корректировать предсказания с учётом открытий и выстраивать их в ногу со временем. А прогнозы какие выдают? Никогда конкретно не ответят – да или нет. Бабушка надвое сказала – вот их панацея. Если раньше можно было поймать астролога на лжи, то теперь такое не получится.
   - А я слышал, что были в древности люди безупречно предсказывающие будущее, например, Нострадамус, - штурман почувствовал, что рыбка клюнула, и подсёк её.
   - Над его катранами до сих пор голову ломают, потому что нет конкретики. Ближайшее его будущее, ставшее для нас прошлым, экстрасенс, врач и астролог в одном лице верно предсказал. А как иначе, если современный исследователь заряжен правильным ответом. Что ждёт нас, ведун тоже описал, но мы узнаем об этом лишь задним числом!
   - Могу другой пример привести! – не сдался спорщик.
   - Не надо, - отказался врач, - я сам расскажу. Был у одного падишаха в стародавние времена визирь, которому он безоговорочно доверял. Почему? Потому что прогнозы его сбывались.
   Вот пример одного. Обратился к нему как-то купец в присутствии падишаха за помощью. Тревожно было на душе, кошмары ночные замучили. На беду, пересеклись в чём-то его интересы с планами советника падишаха. Тот, пользуясь случаем, напоил купца отравленным чаем и посоветовал привести дела в порядок, так как жить несчастному осталось не больше десяти дней. Что поделать, раз звёзды так указывают!
   В другой раз визирь инспектировал окраины владений и прослышал, что соседний правитель дышит на ладан. Он загнал пару лошадей, но вернулся раньше, чем тот умер, и известие о смерти начало распространяться. Визирь преподнёс падишаху очевидное в виде пророчества, и тот отдал своевременные указания.
   Астролог-самоучка всячески поддерживал свой авторитет, но иногда попадал впросак. Такое случалось редко, так как в сомнительных предсказаниях он всегда оставлял лазейку для отступления.
   - Так и я могу! – усмехнулся штурман.
   - Ты не понял. В основе прогнозов должны лежать реальные события, а вымысел вкрапляется в одно из них: в большое достоверное - маленькое сомнительное.
   - Нет проблем. Скоро пролетим мимо неизвестной ранее солнечной системы, планеты которой выстроятся к тому времени в ряд. Парадом планет такое называется. Мы станем свидетелями не только торжественного построения, но и происшествия.
   - Какого?
   - А хрен его знает, но что-то непременно случится! И будет событие не рукотворное, потому что на планетах нет разумной жизни.
   - Такое называется – накаркать.
   - Именно этим занимаются астрологи, - ответил штурман врачу. Он воспринимал только те доводы, которые можно потрогать или хотя бы увидеть.
   Перепалку слышала вся команда. Радист не вытерпел и вмешался:
   - Откуда знаешь, что планеты разместятся в парадном строе?
   - Программиста спросите - его прогноз. Он вводит в компьютер данные, поступающие снаружи, и анализирует их. Чем ближе подлетаем, тем больше накапливается. У нас на борту свой экстрасенс, а я только вкрапление произвёл.
  Ответ вызвал смех. Врач сделал своё дело: команда получила тему, заставившую задуматься, и с ней множество сопутствующих. Атмосфера на борту на какое-то время нормализовалась. Она изменилась ещё и потому, что экипаж охватило напряжённое ожидание.

   Кораблю предстояло лететь вдоль выстроившихся планет чуть больше полумесяца, но уже на третьи сутки доктор запаниковал, обратился к командиру.
   - Шеф, творится что-то неладное. Все как снотворное пьют. Отстоявшие вахту падают на койку, чтобы выспаться до следующего дежурства. Сонное царство какое-то!
   - Верю, тоже в последнее время не высыпаюсь. Сам что думаешь об этом?
   - Ничего конкретного, только гипотеза. Такова реакция мозга на усталость. В это трудно поверить, но всем снится один и тот же сон.
   Капитан поднял руку, чтобы остановить подчинённого, и продолжил уже сам:
   - Мы летим на видоизменённом корабле странной конфигурации. Ощущаем действительность по-другому и даже выглядим не так. Общаемся только мысленно и перестали просто разговаривать.
   - Всё верно. Удивляет другое: если кто-то общался во сне, то утром оба помнят, словно всё происходило наяву. Как такое возможно?
   - А ты откуда знаешь об этом?
   - Так ведь страдаю тем же недугом. Проснулся и пошёл к радисту, с которым сцепился во сне. Тут-то и выяснилось, что и он помнит о склоке. У нас общий сон на двоих оказался.
   - Как разговаривали?
   - Во сне мысленно, а наяву - вслух. Не придирайтесь к словам. Мы все видим общий сон!
   - Это опасно?
   - Когда-то помидоры считались ядовитыми. Откуда я знаю? Время покажет.
   Капитан задумался. Врач ждал его выводы. Не дождался и предложил:
   - Нужно пересечь ось парада и продолжить полёт на другой стороне.
   Офицер удивился такому выводу.
   - Странные лекарства у тебя в арсенале. Ты это серьёзно говоришь?
   Доктор растерялся, но быстро пришёл в себя.
   - А вот ночью во сне и поговорим. Ждите в гости.

   Корабль перебрался на другую сторону парадного строя и полетел в прежнем направлении. Первое время ничего не менялось, но вскоре наметился прогресс, и эпидемия пошла на убыль: время сна начало уменьшаться и постепенно сократилось с двенадцати часов до нормы - восьми. Лишь состояние двух человек – штурмана и радиста – вызывало опасения. Они по-прежнему бодрствовали только полдня, а вскоре продолжительность их сна начала увеличиваться, дошла сначала до шестнадцати часов, а чуть позже до двадцати. Казалось, неудачники семимильными шагами движутся к летаргическому сну.
   Капитан посетил медицинскую каюту, потрогал спящих коллег и сказал врачу:
   - У тебя нашлось неординарное лекарство, но не всем оно помогло. А у меня есть сумасшедшее объяснение всему. Мы влетели в какой-то портал и чуть не проникли в другое измерение. Если быть точным, вовремя выбрались, но двум из нас не повезло – остались там.
   - А вы тоже не ограничиваете фантазию, когда строите предположения! - удивился врач. - Может быть, всё проще: они съели что-то не то? Съели все, но двое попросили добавки?
   - Не пори чушь, док. Штурман и радист остались в другом измерении, а сюда возвращаются только во сне. Очухаются сомнамбулы, пришлёшь ко мне.
   - Необходимо выбраться отсюда в обратном порядке, отлететь подальше в сторону и только тогда продолжить полёт по намеченному маршруту.
   - Сомнительный вывод. Больным нужно принимать лекарство там, а не здесь. Я научу их, что делать.

   Штурман с радистом постучали в каюту командира, получили разрешение и вошли. Капитан оглядел неудачников и лишь потом сказал:
   - Вам не повезло. Что поделать, раз звёзды так указывают! – он специально напомнил фразу из рассказа врача и тут же перешёл к сути: – Я придумал средство от напасти.
   Команда выздоровела, спит сколько положено, а это значит, что на тот корабль уже не вернётся, по себе знаю. А вы по-прежнему находитесь на нём, спите сейчас, и снится, что беседуете со мной. Когда проснётесь, убедитесь в этом и в том, что остались одни на необычном корабле.
   Капитан сделал паузу, задумавшись, что-то решил и продолжил разговор:
   - Мы скоро покинем эту солнечную систему, и тогда даже во сне вы не попадёте на свой корабль. У вас есть выбор: оставить всё как есть и лететь вдвоём на чужом для вас корабле искать разумную жизнь, или… - командир вновь задумался и опять ненадолго, – или взорвите его к чёртовой матери! Да, да, только так можно вернуться навсегда! Вы должны во время взрыва спать. Для чего, что это значит? Это значит, что находиться в это время будете здесь, а возвращаться уже некуда будет!
   Штурман с радистом не произнесли ни единого слова, как появились, и стояли, раскрыв рты от удивления. Капитан продолжал:
   - Примите там снотворное, чтобы наверняка выполнить условие возвращения, если решитесь, конечно. А останетесь в другом измерении, тоже не беда, глядишь, сумеем наладить связь. Есть, правда, сомнения, что всё это лабуда. Но что-то нужно делать, раз врач уже сдался. В крайнем случае доставим вас в летаргическом сне на Землю. Дома найдут какой-нибудь нашатырь, чтобы разбудить. Выбор за вами. Я всё сказал.

   Сон свалил больных через три часа. Они могли ещё пару суток раздумывать, но команда почему-то решила, что штурман и радист уже сделали свой выбор.
   Оставалось только ждать.

                *****