Йога правда и вымысел. Что такое йога и всевозможн

Лара Козиорова
                Йога: правда и вымысел. Что такое йога и всевозможные искажения.
               
                Йога, как направление оздоровительного движения, год от года приобретает всё большую популярность.  Но тенденции современного мира таковы, что стратеги развития рынка потребителя йогу превратили в одно из коммерческих направлений в общей системе экономики.  Йогу формировали на протяжении времён…   Нет ни одного фитнес-клуба, где бы не проводились занятия по йоге. И даже «детская йога» год от года набирает  свои «обороты».  Современных «школ» по разным направлениям йоги  на рынке предлагаемых оздоровительных и духовных услуг на сегодняшний день  достаточно много. Реклама  обучающих заведений этим замысловатым индийским практикам, соревнуясь в жестком мире конкуренции, пестрит громкими и  пафосными  названиями…  Расширяя свой круг потребителя, и всяческими способами привлекая и заманивая любопытных «искателей себя и истины», хозяева духовных школ, включившиеся в эту игру, называют себя Учителями, набирают клиентов, заранее даруя им аванс на «духовное просветление», «раскрутку заблокированных каналов», «подъем Кундалини», «открытие третьего глаза», итд…  Не отстают и заведения рангом пониже: в свою очередь,  масса открывшихся курсов по йоге, ускоренно обучают всех  поступивших к ним людей (желающих впоследствии на этом тоже зарабатывать), и через две недели, выдав им дипломы инструкторов, также рьяно набирают уже новую партию  и штампуют своих клонированных выпускников дальше, особо не задумываясь ни об уровне преподавания, ни о качестве выпускаемых «специалистов»… 
                Какие направления йоги в общем массе предлагаются потребителю? Здесь спектр предлагаемых услуг широк и велико поле фантазии для этого: различные институты, курсы, школы, борются за своего клиента, и от того стараются перещеголять друг друга туманными названиями и якобы «новыми», «особыми», либо «самыми эзотерически древними»  направлениями в системе оздоровительных практик. Многие «учителя», пользующиеся  известными техниками, от старости утратившими имя  того, кто их разработал, идут на хитрость: выдают хорошо забытое старое за «принципиально новое», к тому же, придают этому «новому» своё название, или своё имя, к примеру: «учитель «Адхигаччати»» (в действительности  Иван Иванов из села такого-то…) разработал личную систему омоложения организма «Аматья Апаха», или: «учитель «Ананда–тат-сат Рааджива»» (в действительности Иван Иваненко), приехавший  из ближнего зарубежья посёлка такого-то… в крупный мегаполис, где основал школу «Рам Расабха» с тайными знаниями, любезно переданными  ему через медитацию великими наставниками-брахманами, уже закончившими жизнь в этом мире... И эти знаниями он с радостью поделится со всеми желающими (а для этого, естественно, надо прийти в его "школу").  Бывают и такие варианты, что йогу преподает индус, что значительно повышает рейтинг занятий. И, зная это, европейские школы специально  набирают  индусов, привозят их в Европу, где те проходят обучение йоге,  раскручивают их, и впоследствии выставляют их,  как современных индийских  гуру,  к тому же еще и говорившем на английском, что само по себе является гарантией  успешного коммерческого проекта.
              И разные заведения пестрят названиями: Хатха-йога, Кундалини-йога (её разновидность – Сахаджа-йога), Раджа-йога ( и её подвиды),  Крийя-йога, Тантра-йога, Аштанга-йога, Янтра-йога, Лая-йога, Ишвара-йога, Бикарм-йога, Айенгар-йога, Пауэр-йога, Аэро-йога и её ветвь Антигравити-йога, Шиванда-йога, Виний-йога, Бэби-йога, йога для беременных, и еще множество других… Почему же так выгодны разделения на «виды йоги»? Здесь надо понимать, что  эта выгода имеет несколько плюсов:
Во-первых, на каждый вид йоги предусмотрена своя лицензия, а следовательно, это очень выгодно: получил сертификат инструктора по «Хатха-йоге» – теперь заплати  столько же и получи дополнительно по «Крийя»… 
Во-вторых, разделения на виды йоги даёт организаторам право придумывать все более новые изощренные названия, а на любое многообещающее ноу-хау потоком повалит толпа любопытных…
В-третьих, разделения на виды йоги выгодны как самим школам йоги, так  и  фитнес-клубам  для привлечения в свою сеть всё большего числа клиентов (здесь, чем больше направлений йоги – тем  «престижнее» клуб).
                А кроме того, такие разделения обожают и сами занимающиеся. Подрабатывая сама тренером по йоге, я столкнулась с этим фактором не единожды…  Часто приходилось вступать в подобные диалоги:
- А какая именно тут у вас йога?
- Называйте свои занятия просто «Йога».
- Нет…  ну, всё-таки: здесь Хатха?
- Нет, но «Хатха здесь присутствует тоже.  Мы начали, если вы помните это занятие, с проведения физических и энергетических очистительных техник, затем мы подключили пранаямы,  и потом уже на занятии пошли комбинации и связки разных асан. А закончили мы йога-терапией,  сегодня это был энергетический массаж лица. Так что, это не только «Хатха»: в нашем занятии мы, по-возможности, включаем всё и никогда не повторяемся.
- Но на занятии также  было много трудной статики, может быть, тогда   это Аштанга?
- Я только что подробно вам объяснила: называйте наши занятия просто «Йогой».
                Дальше – больше… На лицах таких людей появляется непонимание и недоумение: они явно недовольны моими ответами, потому что их ум требует  предельной ясности. Но этой ясности никогда не будет, потому что эти люди очень далеки от самой сути йоги… Всё, что им требуется, это всего-навсего повесить ярлык (в данном случае в виде градации), чтобы потом трещать по телефону  с подружкой, попутно подпиливая ноготки: «А я только что с такой-то (название) йоги, так трудно было, так трудно, но зато классно позанимались!»
                А что же на самом деле, и что представляет собой йога? Это самый интересный вопрос…  Интересный, еще и потому, что в самой Индии йогу понимают совсем не так, как это представлено на западе и в других европейских странах. На самом деле все разделения на виды йоги весьма условны. Сказать точнее – все разделения  искусственны.  Йога – это целостность, и все определения её, как  и все разделения в ней,  не приемлемы.  Разделения  - это не только  нарушение целостности, это еще и  жесткая ограничительная черта (граница), чего в принципе не может быть в йоге.  Можно сказать, что в действительности нет никаких разделений и никогда не было, потому что йога – это не физические упражнения,  к чему пытаются свести суть  современные тенденции; это также не техники по «раскрытию чакр»,  это не дыхательные  системы, и это не философия, как считают многие любители «легкого жанра»….
                Йога упоминается в древних текстах…  Учение йоги звучало в ведических гимнах, но ранее оно носило название «Тапас», что означало триединство: аскетизм, строгость и чистота…  Дальнейшее раскрытие понятия «йога»  представлено в Упанишадах (Катхаупанишада – учение примерно 800г. до н.э). В последствии, это учение разрасталось и расширялось среди людей, полюбивших  внутреннюю строгость и  аскетизм… Если говорить обобщенно, то:
Йога –  это путь… И не важно, каким именно словом назвать этот путь (в индуизме, буддизме, джайнизме используется термин «йога»), но это самодисциплина тела и духа;  это самопознание и непрерывное саморазвитие;  это духовный рост через осознанность, посредством физических, медитативных и энергетических практик…  Это объединение философии и практики (т.е. философия, подкреплённая практическим путём). Йога –  путь восхождения развития сознания (непрерывное восхождение) через самоконтроль и самонаблюдение…   Хотя, всё перечисленное можно назвать и любым другим подходящим определением, например «путь человека знания», или еще каким-нибудь приемлемым вариантом…  Но сейчас мы говорим о йоге, как о духовном движении, поэтому: йога – это практика осознанности, это способность управлять своим умом, это умение направлять свой разум, это понимание своей природы, а потому, даже в физических упражнениях нужно знать,  что именно ты делаешь, зачем ты это делаешь,  и каков энергетический эффект данного упражнения (или положения тела, т.е асаны).  Поэтому, в йоге  не может быть «просто физического упражнения», или какого-либо движения тела, – и это ее главное отличие от обычной  лечебной физкультуры, где, надо заметить,  схожесть русского ЛФК и йоги «на лицо» (к примеру: Сарвангасана – та же русская «березка», Халасана – поза плуга,  а выпад ногой вперед в зафиксированную статику – Ашвасанчаласана, итд).  В йоге любое физическое упражнение должно сопровождаться пониманием сути: объединением физического действия с сопровождением  пранаямы, с  общей дыхательной практикой, с визуализацией течения энергий и медитативным состоянием сознания.  Именно поэтому, на самом деле нет «Хатха-йоги»,  «Аштанги-йоги», или «Кундалини йоги», итд, потому что любое разделение – это нарушение принципа единства, целостности и текучести, где одно плавно перетекает в другое (или дополняет, образуя единую целостную систему практики).  Такое популярно слово «Хатха» на санскрите означает «усилие», но свести это значение только лишь к физическому контексту – большая ошибка…   Так же и в остальном: например, разве поднимется  Кундалини  внешним способом, за счет  физических и дыхательных упражнений? Нет, конечно, это величайшая иллюзия, приятно питающая эгоизм людей, посещающих такие занятия… Подъем Кундалини – результат глубинных трансформаций внутри самой личности,  к чему  надо прийти самому…   Кроме того,   это  процесс, имеющий свою определенную базу на основе очищения сознания от всякой засоряющей ум шелухи, эгоцентризма, шаблонов и всяческих иллюзий…. И  никак иначе…
                Но, всё перечисленное - трудно, это долго, это тяжело, поэтому массам предлагается суррогат:  разделения на «подвиды», где всё сводится либо к шаблонным комплексам упражнений, либо к узконаправленной, довольно  ограниченной деятельности, в результате  чего  штампованные инструктора по йоге, не имеющие представления о том, как  раскрыть  духовное начало, взрастить энергетический потенциал  и  соединить это с физическим миром, превращают занятия в простой набор последовательно идущих друг за другом асан…               
                Как-то мне пришлось побывать на занятиях у нескольких таких инструкторов, когда не зная, чем занять группу,  инструктор вымучивала пришедших людей  семью кругами  подряд стандартного комплекса «Сурьи Намаскар».  Когда впоследствии  я спросила для чего это нужно, женщина ответила  вполне честно: «А чем еще я их займу целых полтора часа?» Другая инструктор делала ставку на растяжку, где каждую мышцу растягивали по пять минут к ряду… По всей видимости, она тоже, как могла,  вытягивала  время…  Были и такие преподаватели, которые проводили занятие с  акцентом  только на дыхание, в результате чего у людей, пришедших на занятие,  напрочь затекли  мышцы спины и ягодиц, и очень устал от долгого сидячего положения позвоночник… Понятно, что все эти варианты – не йога, это вырванные куски из йоги, лишенные основы: связки элементов.  Кроме того, многие занимающиеся в группе толком не понимали: что они делают и зачем. 
                Итак, групповые занятия йогой: чего же ждет среднестатистический  потребитель (т.е простой интересующийся человек)  от занятий по йоге? Здесь возможны несколько  основных вариантов:
                В основном, на групповые занятия по йоге (фитнес-йога, Хатха-йога, йога-терапия,  йога-латес,  и др.) большинство людей приходят поддержать свою физическую форму (а кто-то – решить проблемы с позвоночником). Что, надо сказать тоже очень хорошо: пусть даже эта йога ничем не отличается от обычного русского ЛФК и ОФП, зато  будет хоть какой-то тонус в мышцах и, возможно, улучшится их эластичность (зависит от того, что именно предложит инструктор). Поэтому,  если инструктор и само направление занятий вас устраивает – то лучше ходить. Если нет – тогда лучше заниматься дома в полной концентрации и со своим подбором. 
                Некоторые люди ходят на йогу, отдавая дань моде: сейчас это модно сказать знакомым: «я занимаюсь йогой»…  Им не столько  важны сами занятия, сколько то, что где-нибудь в кампании можно блеснуть «своим совершенством». Понятно, что на самом деле они занимаются простой гимнастикой, и то, весьма поверхностно, но если поменять название «йога» на «гимнастика», то интерес к занятию пропадёт сразу…
                Есть те, которые посещают занятия просто от скуки, либо, имея какую-то определенную узкую цель (например, сбросить лишний вес). Такие, как правило, долго не задерживаются на чем-то одном. Им все очень быстро надоедает, и внимание их переключается на что-то другое (например, на «тайбо», или шейпинг).
                Есть и другие люди: которые ищут себя…  Но ошибка их в том, что они ищут не внутри себя, а снаружи, поэтому коллективные занятия их вполне устраивают: и кампания подбирается более-менее «своя», и самому не надо думать, что делать (инструктор всё скажет)… Лёгкость бытия…
                Многие думают, что благодаря дыхательным упражнениям, у них откроется «Третий глаз», но ни «Кундалини-йога», ни всевозможные виды пранаям  этому не поспособствуют.  Почему - об этом уже было сказано выше, кроме того, сами преподаватели далеки от того, чтобы у них самих была рабочей эта чакра…  Потому что, все они работают лишь за деньги,  и мотивация у них только одна: финансовая:  ни один из них просто так не проведет ни одного занятия…  Поэтому «Кундалини» и эти преподаватели просто несовместимы. Им просто нравится считать, что у них что-то там «открыто»…
                Бывает и еще контингент: те, которые посредством йоги хотят повысить свою сексуальность (сексуальную активность)…  Насколько у них это получается – наверно дело индивидуальное…  Но, естественно, сама эта цель  уже превратит  занятия в суррогат… К тому же, «Тантра-йога» преподаётся в настолько сильно извращенном виде, что от настоящей «тантры» там нет ничего и в помине… 
                Всё вышесказанное не означает того, что надо срочно бросать занятия, лишь потому, что они далеки от истинности. Заниматься нужно,  тем более, если занятия нравятся. В любом  случае польза для организма будет, тем более, если есть к тому предрасположение.   По крайней мере,  оздоровительный эффект, как от лечебной физкультуры,  должен быть  точно.
                Основные ошибки инструкторов:
-- Бравировать непонятными терминами, смысла которых не понимают сами;
-- Силовым методом заставлять занимающихся выполнять растяжки и некоторые асаны через «не могу»;
--  Давать неподготовленным людям те теории и практики, к которым внутренне они не готовы;
-- Блистать своими «знаниями»: передавать  в массы тот теоретический материал, который до конца не понимают сами;
-- Делать занятия шаблонными: то есть,  постоянно повторять  один и тот же комплекс (или набор асан). Такие повторяющиеся, однотонные  занятия очень скудны и скучны ;
-- Отсутствие индивидуального подхода;
-- Не прислушиваться к настроению группы;
-- Бахвалиться своими «достижениями»;
-- Включать музыку, угнетающе действующую на психику;
-- Превращать занятия в соревнование, или в  сравнение: «сегодня, я вижу,  у вас «Кундалини» поднялась до уровня Анахаты, а на прошлом занятии она еле достигала третьей чакры», или: «сегодня вы почти уже сели в «Лотос», а на прошлом занятии вы вообще ничего не могли». Почему этого не надо делать? Потому что, в первом примере – это всё равно иллюзия, а во втором: Потому что, в таком случае, у занимающихся начинается гонка за результатом, а между тем, йога – это не спорт, это процесс. К тому же, психофизическое состояние человека всегда разное: иногда вообще хочется поработать просто на расслабление…
--  Практиковать  асаны и не объяснять (не знать) их энергетическую суть (ошибка всех инструкторов);
-- Делать свои занятия «однобокими», т.е скудными и по подбору, и по направленности эффекта;
-- Заниматься саморекламой и самобахвальством (встречается буквально у каждого среднестатистического инструктора, особенно, если тот хоть раз съездил в Индию). Павлинья гордость никогда не красила личность человека, а фразы «наша школа йоги реально крутая», или «мой учитель  «мастер мастеров»» -  вовсе не означают, что это так на самом деле, скорее, это говорит об обратном…
-- Заставлять занимающихся выполнять опасные для здоровья асаны, коих очень много, где на первых местах такие положения, как стойка на голове, сидение в позе лотоса,  немыслимые скрутки, также всевозможные стойки на руках (Паршва бакасана и др).
Стойка на голове (и её вариации) очень опасна тем, что у занимающегося могут быть хрупкие сосуды головного мозга (а он может об этом даже не знать), последствия могут быть печальными, кроме того, шейные позвонки по своей структуре для этого не предназначены.
Сидение в позе лотоса очень вредно для коленных и тазобедренных суставов, особенно, если человек не обладает природной предрасположенностью к этой асане.
Немыслимые скрутки грозят мышечным спазмом, или судорогами.
А всеразличные вариации стоек на руках – прямой путь к тромбофлебиту и тромбозу вен верхних конечностей.
               Поэтому, прежде чем что-то практиковать самому и тем более привносить это в массы, следует изучить анатомию,  физиологию и биомеханику. То есть,  специалисту по йоге желательно иметь специальное  базовое образование (хорошо бы,  высшее), либо настолько хорошо знать своё дело изнутри, чтобы ошибки были практически исключены (мне известны много случаев, когда инструктора, даже  с уже большим стажем, сами получали довольно серьёзные травмы, явно переусердствовав с каким-либо сложным упражнением (либо от непонимания сути, либо потому, что просто не чувствуют своё тело)).  В данном вопросе ни стаж, ни возраст инструктора не имеют значения. Имеет значение только глубокое понимание своего дела…
                Есть и другая категория людей, а именно те, кто считает йогу большим обманом. Если принять во внимание то, как её подают (и преподают), то, возможно…  С другой стороны, ну, а что тогда не обман в нашей жизни? Пищевые продукты –  во многом химический суррогат, фармакологические средства пестрят подделками, «жизненные ценности» через СМИ также навязываются и внушаются людям путем обмана, и, наконец, даже в личных отношениях многие (подавляющее большинство)  не честны друг с другом…
                Ходить на йогу, или не ходить?
Безусловно, ходить… Подбирать себе инструктора, который «устраивает» и ходить, хотя бы потому, что движение – это жизнь. В любом случае, польза для здоровья будет (разумеется, при грамотно проведённых  занятиях).
                Йога – внутренний путь, реализующий себя во внешнем…  Но даже, если рассматривать йогу с точки зрения обывателя (и потребителя)  чисто внешне, то всё равно она полезна:
Во-первых, люди учатся слушать своё тело,
Во-вторых, это хорошая нагрузка после сидячего трудового дня,
В-третьих, это и духовный настрой тоже…
Поэтому, как и во многих других аспектах: «делать, или не делать?»- «делать!»; «плыть, или не плыть?» - «плыть!»; «ходить, или не ходить?» - «ходить!».
                Всегда нужно делать выбор в пользу движения. Ну, а остальное – приложится, было бы на то ваше желание…