12-28. Война и мiръ

Маша Стрекоза
2015 год в литературных кругах стал именоваться  годом Льва Толстого. В декабре на телеканале «Культура» начался интереснейший цикл передач - самые разные люди - и актеры, и непрофессиональные чтецы, известные и совсем неизвестные энтузиасты из самых разных городов и сел России-  в течение нескольких дней  читали вслух роман «Война и мир». И эта акция  произвела на меня  такое  сильное  впечатление, что захотелось им поделиться здесь, в тексте моих Записок. 

Что для меня - роман «Война и мир»? Еще неделю назад, если бы меня спросили, как я отношусь к творчеству Л.Н. Толстого, я бы ответила: «с уважением,  но он - не мой автор».

«Войну и мир» я, как, вероятно, и очень многие мои ровесники, впервые прочитала в школе - благодаря обязательной программе по литературе. Тогда, в отличие от многих моих одноклассников, я прочла его полностью, а не отрывками из задаваемых на дом глав - даже многочисленные философские рассуждения прочла, которые, как это ни странно, меня тогда увлекли. Потом были подробные разборы отдельных фрагментов романа на уроках литературы - по образам героев и по темам, обсуждения их на уроках и написание сочинений. Из всего романа запомнилась одна только сюжетная линия - то, что многие из нас называют «мир»: кто кого любил, кто на ком женился и еще немного - о героизме русских войск в Бородинской битве.

Поразил ли меня текст романа? Не помню. Скорее всего, статьи из учебника литературы, врезались в память сильнее, чем строки романа. В те годы уже вышел на экраны 4-х серийный художественный фильм Сергея Бондарчука, который все мы, школьники, конечно же, посмотрели. Благодаря фильму персонажи «Войны и мира» обрели конкретику - лица, характер и личное ощущение от них. Заодно в голове улеглось общее содержание книги, что существенно помогало написанию сочинений на вступительных экзаменах в институт и не только…

Второе мое прочтение романа случилось вместе с дочерью, когда уже ей, а не мне, нужно было «разобраться» с «Войной и миром». Школьные программы для гимназий в девяностые годы отличались не глубиной, а количеством «пройденных» авторов - прочесть и досконально разобраться во всем, что учащимся задавалось на лето и что ими «проходилось» за год, было практически невозможно. Приходилось  выбирать: или с интересом и глубоко впитывать в себя то, что действительно интересовало, но тогда - поставить крест на остальных предметах и на получении приличного аттестата, или, стиснув зубы, бороться за успеваемость ради поступления в ВУЗ - осваивать ВСЕ задаваемое «галопом по европам», в ущерб здоровью и ценой отказа от радостей юности, - в соответствии с требованиями списка экзаменационных вопросов. Совмещать приятное душе и разумное с полезным никому не удавалось. Моя дочка шла на медаль…

В это второе «прочтение» романа у меня даже не нашлось времени перечитать всю «Войну и мир». Я хорошо помнила фильм Бондарчука и примерно представляла себе, что и как говорят об этой  «выдающейся эпопее» литературоведы, что именно надо искать и запоминать в текстах; вместе с дочерью мы вгрызалась в отдельные главы, находя в них нужное и оставляя в томах закладки. С некоторым изумлением я обнаруживала тогда в тексте романа абзацы, которые были мне не только незнакомы (напрочь забыты!), но и поражали …актуальностью их содержания. Но не более того...

Прошло еще много лет. В текучке дел и при наличии огромного числа появившихся в свободной продаже новых книг, которые мне хотелось почитать (а свободного времени так и не прибавилось!), до вдумчивого и зрелого прочтения  «Войны и мира» руки у меня так и не дошли, хотя и было понимание -  надо бы...  Наверняка,  не случайно так много людей восторгаются этим произведением и даже регулярно к нему обращаются! А я уже и не помнила, чем же меня когда-то в детстве так заинтересовали философские рассуждения Толстого о ходе истории - более, чем жизнь толстовских персонажей, так непохожих (так мне казалось тогда!) на тех женщин и мужчин, которые окружали меня в моей реальной жизни: мне бы их свободу от быта и их возможности созерцать и философствовать об отвлеченных материях!!

Когда в нас есть интерес и желание, то возможности для их осуществления находятся всегда, а когда их нет,  то находятся только убедительные оправдания для неделания…

2015 год был объявлен в России годом Литературы. Этот страшный 2015 год, когда все мы - не только Россия - стоим на пороге большой войны, когда только от нас зависит ее предотвращение, и вдруг - год Литературы?!

Кто сейчас читает книги? Только пенсионеры, не успевшие попасть в хищные, но такие соблазнительные возможностями сети интернета, да еще студенты и школьники. Впрочем, читают ли книги последние? Есть ли у них на это время, а главное - желание, когда для того, чтобы получить «зачет», сейчас вполне можно обойтись без прочтения изучаемого произведения, а чтобы разлечься сюжетом, достаточно телевидения и интернета? «Да, что вы, - возразит кто-то из вас, - есть молодежь, которая и ныне читает книги и любит их: посмотрите, как много в метро молодых людей, читающих скаченные в планшеты книги!!!»

О том, что сейчас читает молодежь (почему только молодежь - это большинство всех нас!) я поделюсь чуть позже,  сейчас - не об этом. Я о том чуде, которое  произошло со мною 8 декабря 2015 года, когда в России началась самая масштабная за всю историю российского телевидения литературная акция ««Война и мир»: читаем роман». В течение четырех дней по всему миру самые разные люди затеяли читать в прямом эфире эпопею Льва Толстого - все четыре тома, от начала и до конца! Чтение романа транслировали телеканал «Культура» и радиостанция «Маяк». Ничего подобного в истории мирового ТВ еще не было: число участников-чтецов - более 1300 человек, а время непрерывного чтения - 60 часов!

Не могу сказать, что я - совершенно свободный человек, то есть, что я тот баловень судьбы, который полностью свободен от быта, от необходимости работать  и от семейных обязательств… Не хочу ни жаловаться на обстоятельства, ни восхвалять свои преодоления… Но я вдруг почувствовала, что очень хочу перечитать этот роман, причем, не сама по себе и не «когда-нибудь», а сейчас -  вместе со всей страной - не отвлекаясь на другое; прочитать так, чтобы полностью погрузить себя в атмосферу книги, подарив Льву Николаевичу четыре дня своей жизни. Потратить их не на работу, не на развлечения и не на мелочную суету, а на книгу. Тем более, что перерывы в трансляции литературной акции все-таки предполагались: можно было пропущенные фрагменты, отметив их закладками в книге, дочитать позже, в перерыв, или ночью, или в видеозаписи по тому же интернету…

Договорившись со всеми, кому я обязана своим долгом перед ними, чтобы меня на эти 4 дня освободили, пусть не от всех обязанностей, то хотя бы от тех, которые вынуждают отвлекаться на пустые разговоры и на исполнение дел, не совместимых со слушанием романа, я начала СЛУШАТЬ роман и, по возможности, отслеживать текст глазами.

Я благодарна судьбе и всем, кто позволил мне осуществить эту мою затею, за эти 60 счастливых часов «общения» со Львом Николаевичем.

Сказать, что это было потрясающе интересно - значит, ничего не сказать. Следить глазами за текстом и одновременно слышать его прочтение его разными - очень разными! -людьми, это совсем не то, что поверхностное чтение книги в вагоне метро или - урывками - дома, когда между одним и другим обращением к тексту иногда проходит неделя, а то и более… В этот раз во мне возникло полное - почти мистическое погружение в атмосферу романа и совершенно удивительное ощущение единения себя со всеми читающими его, находящимися в данную минуту в самых разных городах и поселках нашей страны, даже не только нашей…

Делать что-то «всем миром», это очень по-русски! Единение народа, его общинное сознание, исцеляющее и спасающее нас в самые тревожные и трудные периоды нашей истории - это то, что более всего присуще русскому миру (речь идет, конечно же, не о национальности). Тому самому Миру, что пишется через «i» (Мiръ) и обозначает пространство и общность людей, в которых мы себя ощущаем, а не через «и» (мир) - мирное состояние вне войны... Именно так - «Война и Мiръ» назвал Лев Толстой свой роман. Только всем миром - силой нашего общего духа, нашего совместного устремления к правде, к защите того, что нам свято и дорого, мы можем себя сохранить, а вовсе не одним только количеством оружия, армий и материальных ресурсов… Об этом говорит и Толстой: побеждает не тот, кто сильнее, а тот у кого сила духа - желания или насущности победить - больше!

Вторым моим открытием было содержание романа. Дело даже не в том, что большую часть отрывков (особенно тех, что не присутствуют в сценарии фильма Бондарчука!) я совершенно не помнила и открывала их для себя, как впервые, - самым потрясающим для меня было ощущение абсолютной современности текста! Не было никаких двухсот лет, разделяющих меня и персонажей книги: почти в каждом отрывке я с удивлением обнаруживала те аллюзии, размышления и даже события, которые точно ложились на происходящее в мире в наши дни - разница была лишь в не имеющего глубинного значения деталях описания внешней обстановки! В остальном - те же самые мотивы и поступки «исторических персонажей», те же самые проблемы, метания и сомнения персонажей, те же угрозы и опасения, что стоят и перед нашим - сегодняшним миром, разве что масштаб территории и опасность катастрофы стали в наши дни несравнимо бОльшими.

А персонажи - разве они - это не мы сами, только в других костюмах? Та же потребность в любви и невозможность ее излить на другого, те же размышления о сущности происходящего, те же глубинные причины ошибочных поступков, страхи и обольщения, заблуждения и прозрения, те же склонности к предательству и эгоизм сильных мира сего, те же незаметные глазу, но спасающие мир подвиги «каратаевых» нашего мира - практических учителей наших сегодняшних искателей правды - «пьеров» и «андреев» - каждого из нас, кому выпал реальный опыт личного страдания и испытания…

Давно знакомые мне персонажи романа, которые со школьных времен были для меня плоскими ярлыками нескольких человеческих  качеств, вдруг открылись для меня с совершенно неожиданной стороны, стали объемными и оттого понятными, объяснимыми, в каких-то своих отдельных проявлениях похожими на меня и потому - оправдываемые мною!

В романе, как и в настоящей жизни, нет ни положительных, ни отрицательных персонажей, да и главных героев там тоже нет - их множество, очень разных, противоречивых, но одинаково ищущих каждый своей правды и справедливости. Герой романа - это весь Мiръ, в котором всегда было, есть и будет всё, что присуще каждому человеку, причем Мiръ - русский, тот что едва ли может быть целостно понят европейцами или людьми,  живущими вне России, вне наших представлений о смысле бытия и устремлений к правде. Примером сказанному - убожество и плоскость всех иностранных экранизаций романа «Война и Мир»: и богато, и увлекательно, и красиво, но - не про Россию, даже если и близко по тексту…

«Война и мир» - это и не история любви нескольких персонажей, и не иллюстрация жизни общества 19 века, и не рассказ о конкретной войне, охватившей всю Европу и ставшей народно-освободительной для России. Слишком много всего собрано в этом романе - о каждом и для каждого - о человеке, о силах, движущих историю, о жизни и ее сущности.

«Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею. … Вот - жизнь» («Война и мир», том 4, часть 3, гл.25)

Человеку, живущему в эпоху телевидения, интернета и множества разных «гаджетов», в мире, где книги издаются бесплатно только в случае полной уверенности издателя в коммерческой выгоде этого издания, а во всех прочих - только за счет самого автора, причем «в авторской (часто безграмотной) редакции» и по принципу «любые прихоти за ваши деньги», в мире, где грубые ошибки русской речи в любой день можно услышать по ТВ не только в прямом эфире, но и из уст тележурналистов и даже дикторов и актеров, в мире, где все меньше хорошего вкуса и глубокого образования, но все больше свободы и тяги развлекать и «расслабляться», в стране, где рядом с нами живет несколько миллионов переселенцев из бывших советских республик, говорящих (в лучшем случае!) на своеобразном суржике - смеси разных языков - годных для общения, но размывающих, обедняющих и оскверняющих нечистотой речи наш «великий и могучий» - кто, как ни Лев Николаевич Толстой, представитель графской ветви дворянского рода Толстых, аристократ и блестяще образованный человек, владеющий в совершенстве русским (и не только) языком, может помочь нам пополнить наш скудеющий от редкого использования словарный запас и хотя бы зрительно вспомнить давно забытые (за их теперешней «ненужностью») правила орфографии и пунктуации!

Надо ли мне продолжать это и без того затянувшееся  предложение? Думаю, что нет, мой читатель прекрасно понял, к чему я веду! )))

Моя 12-ая книга «Записок Белой Вороны», которую я назвала «Мiръ в огне»,  подошла к концу. Она,  конечно же,  не претендует на равноценность ее содержания темам  романа, в названии которого тоже присутствует слово Мiръ. Но кое- что общее между ними есть - дыхание живой истории и реакция на него моих соотечественников. Именно поэтому я поместила фрагмент своей статьи о романе Л.Н.Толстого, написанной в 2015 году,  в заключение  12-ой книги Записок.

Война - неявная и явная, идет сейчас на всех фронтах - на территориях бывшего СССР. Повсюду целенаправленно сеется ложь, а зло сражается с добром, иногда даже побеждая его. Но я абсолютно уверена, что правда и добро в итоге все равно восторжествуют. Мне не хватило умения и таланта рассказать о тревожном периоде 2014-2015 годов в форме художественного произведения с продуманной композицией и захватывающим сюжетом. Даже не возьмусь за это - не умею! У меня и жанр мемуаров не везде выдержан:  то я повествую о делах бытовых и мелких (скучный бабский дневник!), то включаю в текст метафизические размышления о происходящем, то размещаю в тело Записок фрагменты чужих статей из интернета. Но больше всего в этой моей книге писем - выдержек из моей обширной переписки с друзьями и виртуальными собеседниками, где отражена реальная картина событий этого времени и откровенные переживания  самых разных людей. Среди них жители России, Киева, западных и восточных областей Украины , граждан  непризнанных республик ДНР и ЛНР, Молдавии и даже россиян, по роду своей работы живущих за границей в качестве полпредов  РФ. Это живая переписка, мне кажется, ничуть не менее интересна, чем мои собственные пересказы о всем случившемся - об услышанном и передуманном. К счастью, в мой собственный дом война пока не еще не пришла - я не очевидец ее кровавых деяний. Именно поэтому я и старалась собирать здесь впечатления очевидцев - может быть только так,  в разноголосице разных, иногда противоречивых «правд», можно будет разглядеть крупицы истины?