Как Тревитик паровоз изобретал. Гений и нищета

Кучин Владимир
Английский изобретатель Ричард Тревитик родился в апреле 1771 года в местечке Иллоган в Корнуолле. Выпускник школы Тревитик – самоучка – все его достижения достигнуты не путем упорной учебы в университетах и академиях, а основаны на его гениальности как инженера.

Конец 18-го века прошел в Англии под знаком массового внедрения паровых машин и начала промышленной революции. В Англии уже действовало патентное право, и Тревитик стремился свои новинки в области паровых двигателей патентовать. Его основная идея состояла в установке парового двигателя на повозку. В 1797 году Тревитик создал первую модель паровой повозки, с 1801 года стал создавать первые практические паровые повозки.

В  1802 году, первыми в Англии и мире, Тревитик и его соавтор Вивиан (Trevithick and Vivian) получили патент на паровую тележку – первый паровоз.

17 июня 1803 года в Лондоне изобретатель Ричард Тревитик в ходе испытаний впервые перевез на тележке с паровым двигателем 8 пассажиров – именно с этого дня начинают свою историю пассажирские железные дороги.

Борьбу с Ричардом Тревитиком вел сам великий изобретатель 66-летний Джеймс Уатт. Он доказывал, что передвижные паровые агрегаты опасны (и был в этом фактически прав!) и пытался провести запрет на них через Парламент Великобритании, но неудачно.

Тревитик продолжал свои работы. В 1804 году он построил первый в истории практический паровоз для заводской железной дороги в Южном Уэльсе. Паровоз Тревитика, однако, не мог использоваться – требовались другие – не чугунные рельсы – а их не было.

В 1808 году Тревитик со своим соавтором Стилом  в предместии Лондона на чугунной железной дороге развил на паровозе скорость более 18 миль в час (более 30 км в час). Чугунные рельсы не соответствовали требованиям, которые предъявлял к пути паровоз Тревитика и Стила, и достижение Тревитика осталось без дальнейшего применения в жизни.

В 1815 году Тревитик поставил на свой паровоз цилиндрический котел, который впоследствии стали называть «корнваллийским» - напомню, что Тревитик был родом из Корнуолла – этот котел  подходил для паровоза идеально. Корнваллийские котлы стали использоваться на всех паровозах – именно такой паровоз мы знаем.

Великий изобретатель Ричард Тревитик не имел спонсоров, и не получал никакой поддержки от государства. Уже в 1811 году его дела в финансовом отношении были ужасны. В 1816 году банкрот Тревитик оставил берега туманного Альбиона и уехал в Южную Америку.

Вернулся на родину Ричард Тревитик в 1827 году, в полном забвении и нищете он умер в Дартфорде, графство Кент, в апреле 1833 года.

Проблемы тяжелой судьбы Ричарда Тревитика – изобретателя паровоза - таились в том, что он опередил время на 20-30  лет.

На родине гениального инженера и изобретателя Ричарда Тревитика не забыли – на иллюстрации памятник Тревитику в городе Кэмборн в Корнуолле.