Феномен Владимира Соловьева

Олег Сенатов
За последнее время ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» приобрело широкую популярность, став одной из самых значительных телевизионным программ для думающей аудитории. Это, главным образом, связано с тем, что на ней обсуждается и пропагандируется внешняя политика России. Международная часть ток-шоу, проводимая на высочайшем уровне, настолько захватывает внимание, что от нее невозможно оторваться.
Что же касается внутриполитической части программы, то, подчас, уже через десять минут после ее начала я, матерясь, выключаю телевизор. Это бывает в тех случаях, когда льющаяся с экрана коммунистическая пропаганда приобретает особенно разнузданные формы.
Формально проводится как бы дискуссия, то есть, представлены не только коммунисты, но и их противники  – «либералы», но эти команды составляются так, чтобы обеспечить постоянный перевес первых над вторыми, а «модератором» выступает Соловьев, кажется, готовый стереть либералов в порошок (если в его речах слово «либерал» заменять на «москаль», - сами понимаете, что получится).
Сначала надо охарактеризовать обе эти команды. В команде «коммунистов» нет членов КПРФ – Калашников не счет: ему по партийной принадлежности положено время от времени, как мантры, повторять некоторые положения; к этому все привыкли, и пропускают их мимо ушей. Туда входят следующие деятели (я их перечисляю вместе с ролями, которые они на себя приняли): Поляков в роли Шарикова, Третьяков в роли Швондера, Кургинян в роли Маркса, Проханов в роли Ленина/Троцкого, Делягин в роли дурака, Кедми в роли интернационалиста. В компанию либералов зачисляют нескольких известных представителей этого лагеря – вполне достойных людей; главный их недостаток – что они – настоящие интеллигенты, то есть привыкли быть безнаказанно битыми,  а для сражений на телевидении нужны «либералы с кулаками»; таких Соловьев старается избегать (редким исключением является лишь Ремчуков).
При таком составе команд и при таком левоорентированном ведущем, как Соловьев, неудивительно, что по очкам преимущество оказывается на стороне «коммунистов». По-человечески я Соловьева понимаю. Будь я на его месте, я бы охотно привлекал на программу коммунистов, но при одном условии: они должны были бы ее покидать с набитой мордой. Аналогично Соловьев относится к либералам. Поэтому только одно не понятно: чем вызвана симпатия Соловьева к коммунистическим взглядам.
Сторонниками коммунизма люди становятся по следующим причинам.
1.  Если они происходят из бедной семьи, получили плохое образование, и не обнаружили никаких талантов. Для них такая приверженность совершенно естественна.
Владимир Соловьев явно к данной категории не относится.
2. Если у них имеется «теоретический заскок» - склонность к «чистым идеям», стремление все человечество построить по универсальным и предельно разумным правилам. Это обычно философы и философствующие, например Платон, утописты Томас Мор, Кампанелла, Руссо.
Если послушать речи Соловьева, то «теоретического заскока» он не обнаруживает.
3. Если они настолько амбициозны, что  пожелали стать пророками, как, например, Маркс, Кургинян, Проханов, или даже новоявленными Иисусами Христами, как Ленин и Че Гевара.
От этого Владимира Соловьева спасает его развитое чувство юмора.
4. Желание сделать политическую карьеру; на поляне коммунизма сейчас конкуренция слабее, чем на некоммунистических полянах, где невпроворот (именно по этой причине в КПРФ идет молодежь).
Зюганов уже состарился, и Соловьев мог бы с успехом его заменить во главе КПРФ.
5. Желание отомстить властям и народившейся буржуазии за свои неудачи (к этой категории относится, например, Третьяков).
Владимир Соловьев весьма успешен, и поэтому в склонности к рессантименту не замечен.
6. Противоестественная любовь к пролетариям (я здесь имею в виду не рабочих, а именно пролетариев. Согласно Пьеру Бурдье, пролетарии – это люди, лишенные капитала, причем под капиталом имеются в виду не только деньги, движимое и недвижимое имущество, но и высокий уровень образования, в том числе, образования профессионального).
О чувствах другого человека трудно судить, но Соловьев не производит впечатление человека, готового в угоду пролетариям жертвовать интересами нормальных людей.
Таким образом, из всех рассмотренных причин симпатии Владимира Соловьева к коммунистическим взглядам наиболее вероятно намерение встать во главе КПРФ, и выиграть президентские выборы 2024 года.
Я считаю, что здесь у Владимира Соловьева имеются неплохие шансы, но такая перспектива меня пугает. Несмотря на то, что я положительно оцениваю его личность, я уже видел многократно, как уродует человека коммунистическая тусовка. Например, Жорес Алферов некогда был вполне приличным человеком, но, как только скурвился, уйдя к коммунистам, быстро деградировал настолько, что его без отвращения невозможно ни видеть, ни слышать.
Что же касается коммунистической идеи, то она так себя дискредитировала, что аргументы против нее стали общим местом, и я их здесь опускаю из экономии места.
                Август 2017 года