4. Рок от северных оленей
Из темноты в свет сцены вышел мужчина. Высокий, сильный. Длинные седые волосу. Луноликое лицо поднял к дождливому небу. Взмахнул руками.
Шаман ! Шаман! Несите бубен ! Он будет укрощать дождь!
Мужчина взял в руки гитару. Провёл уверенно пальцем по струнам.
Это Альберт Кувезин- создатель и душа тувинского коллектива Ят-ха.
Группа Ят-Ха существует с 1992 года, записала 15 альбомов, но ее мало кто знал в России до тех пор, пока она не получила премию BBC Awards как лучшая группа Азиатско-Тихоокеанского региона в номинации world music из рук самого Брайана Ино.
Азиатско-Тихоокеанский регион потому, что группа из республики Тувы, что неподалеку от границы с Монголией. Тува считается родиной горлового пения - уникального способа извлечения звука из самого нутра музыканта, при котором тенор может рычать басом.
Внимание, существуют ещё более пятидесяти (!) разновидностей тувинского горлового пения. Плохо представляю эту реальность .
Основными считаются 5 стилей . Попытайтесь их запомнить, чтобы при случае блеснуть знаниями: каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существует несколько разновидностей - думчуктар (пение в нос), хоректээр (петь грудью и открытой гортанью), хову каргыраазы (степное каргыраа). Запомнили?
Альберт Кувезин поёт стилем "каргыраа".
Один из самых древнейших и бытовал среди верблюдоводов. Возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.
Этот вокальный стиль имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыраа), имеющий значение:
1. хрипеть, издавать хриплые звуки,
2. бурлить (при кипении, например, каши)
Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной.
'Ят-Ха' отличается от группа направления world music. Горловое пение - лишь один из приемов, используемых музыкантами. Когда Альберт Кувезин включает фузз и поет горлом, становится ясно, к чему стремятся и чего не могут достичь металлисты.
А ещё, они играют самый настоящий рок и ни какого не похожи. Да, тувинские мелодии, но на роковой основе с авангардными элементами: нестандартные размеры, сложные мелодии. Очень любят заканчивать песню, постепенно убыстряя ритм.
Альберт Кувезин говорит, что " для рокеров они играют недостаточно громко, а для поклонников тувинской национальной музыки - недостаточно аутентично."
Вот, что сказали слушатели после концерта:
- Давно хотела их послушать. В восторге. Не ожидала, что они настолько клёвые.
- Думал, зайду , послушаю одну песню и к большой сцене. Стоял и слушал до конца. Фантастика !
- Это что-то комическое. Простите, не могу сказать конкретное. Чувства зашкаливают. Мысли не соберу.
- Уверен, что это настоящий рок. Вы слышали, как они Боба Марлина спели? Офигел. Пропрыгал всю песню, так меня колбасила. Уверен, Бобу такой кавер понравился.
- Сын сказал, что хочет также петь. Почему бы нет:)
На концертах Альберт Кувезин говорит так:
«Даже если вы нам ничего хорошего не сделали, мы вас все равно любим».
Тувинскую любовь почувствовали все зрители фестиваля ЧудоСвета.
У тувинцев творчество питается безграничной любовью к природе. Она мера всех вещей и источник вдохновения. Ценность и красота звука измеряется умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
Дождь стоят плотной стеной.