Горожанка. Часть вторая. Валентина

Ольга Черникина
2. Валентина
Три подруги, одноклассницы на выпускном бале, дали клятву – уехать в большой город и никогда не расставаться. Завоевать город, а потом все остальное: любовь, семья, дети. Устроились на фабрику. А куда еще можно устроиться без образования. Главное, что радует – комната на троих. Молодые, проворные быстро научились профессии. О, первые заработанные деньги! Девушки отправились в универмаг, но тратить много не стали. Купили себе по халатику. Обновка есть – довольно. Вечер в общежитии за чаепитием с домашним вареньем проходит быстро. Девушки болтают о том, о сем. Маша первая заводит разговор:
- Надь, а ты с кем вчера разговаривала у проходной? Мы договорились не с кем не встречаться.
- Это мастер. Я помню о договоре.
- Валентина, а ты куда ходила вчера? Пришла так поздно. Я тебя не дождалась.
- Девчонки, я нашла вторую работу. Буду работать уборщицей. Простите раньше не сказала.
Девушки воскликнули в два голоса:
- Как уборщицей? А мы?
- Ну, простите!
Настроение испорчено. Не даром говорят: «Утро вечера мудрее». Утром девушки забыли об инциденте, а может просто смерились. Прошло три месяца. Надежда покинула подруг с мастером. Валентина подумала: «Конечно хорошо, что нашла себе мужичка, да еще местного! Ну, вообще подруга называется! Могла бы и мне кого-то найти. Неужели у ее мастера нет друзей?».
Надежда переехала в однокомнатную квартиру. Девушки продолжали работать на фабрике. То и дело среди подруг возобновляется разговор о дальнейшем жизненном пути. Маша начинает первая:
- Валь, а Валь! На нашу заработную плату квартиру не купишь.
- Маша, ты же видишь я на двух работах.
- Да, хоть на десяти – все равно не купишь.
Через год Маша нашла работу инспектора отдела кадров на большом заводе. От завода ей пообещали комнату. Валентина какое-то время еще работала на фабрике. Однажды прогуливаясь по проспекту, около ее остановился автомобиль. Мужчина, вышедший из автомобиля, попросил разрешения проводить Валентину. Они прогулялись тихим шагом до общежития. Так начали встречаться: девушка из далекой деревни и начальник тюрьмы. Взрослому мужчине на высокой должности не очень резонно снимать квартиру для встреч с молодой девушкой.  Он предлагает:
- Валентина, любимая моя! Я тебе сейчас кое-что скажу, только это никто не должен знать.
- Не хочешь встречаться? Ну, ладно!
- Ты неправильно поняла. Я хочу, вернее я помогу купить тебе квартиру. У меня есть знакомый, директор кооператива. Я дам тебе половину, а половину тебе придется выплатить самой.
У Валентины перехватило горло. Смятение охватило ее – то ли радоваться, то ли огорчаться? «Да, она согласна на все, это будет ее квартира!» - подумала она, но в слух произнесла:
- Нет, я не могу взять от тебя деньги. Конечно хорошо бы было, если б у нас была квартира. Но у тебя же семья. Да, и выплатить я навряд ли смогу. сумма очень большая.
- Не беспокойся! Эти деньги не семьи. А насчет остальной суммы я думаю то же помогу. Ты, пойми! Я хочу прийти и не дергаться. Хочу, что б это была наша квартира. В общем завтра же все оформим, тем более я уже договорился.
Так Валентина стала обладательницей однокомнатной квартиры в новом доме. Подругам она не сказала ни о квартире, ни о друге. Родив дочь, друг выплатил вторую половину с условием, что о том, кто отец никто никогда не узнает. Первое время он давал на содержание, пока Валентина не вышла на работу. Она осталась практически одна – поговорить не с кем. С балкона увидела женщину с коляской. «Вот бы познакомиться с этой женщиной!» - подумала она.  Они познакомились в этот же день. Они дружили, помогали друг другу с детьми. Женщина помогала Валентине преодолеть «деревенский синдром». Валентина не обижается, а старается быть «горожанкой». Они ходят в театр, в котором Валентина благополучно засыпает. Ей не нравится театр. Ни в опере, ни в балете она ничего не понимает. На этих спектаклях она почему-то засыпает. Она ходит на них с новой подругой, чтобы «приобщиться к культуре». Одинокой женщине с ребенком тяжело – приходиться экономить на всем. От профсоюза выделили курортную путевку на море. Море и отдых – таблетка для новой любви. Она сразу заприметила интеллигентного мужчину.  «Наверное, женат! Да и плевать!» - решила она. Отпуск пролетел мгновенно. На прощание она сказала:
- Вот мой адрес. Захочешь приедешь.
С железнодорожного вокзала приехала на такси. Борис ждал ее возле дома. Так они остались вместе. Он – истинный горожанин. Дед и прадед жили в этом городе. Валентине нравиться его позиция – в жизни должно все оплачиваться. Они не расписались, он просто ушел из семьи. Ушел, как будто на время – не взял вещей и не выписался из квартиры. Идет время. Уже выросла дочь. В однокомнатной квартире тесно. Валентина давно накопила на комнату для дочери. Валентина рассуждает: «Выросла, теперь должна сама жить. Я же сама жила, ни у кого помощи не просила. Бори и так тяжело, возраст уже не тот, а она музыку включает.» Дочь устроилась на работу, познакомилась с парнем. Живет самостоятельно, но испытывает трудности. Она обращается к матери за помощью:
- Мам, у меня нет денег. Ты мне не одолжишь?
- У тебя парень есть! Зачем он тебе, если ты деньги просишь у меня? Возьми у него?
- На дорогу дашь, чтобы домой уехать? У меня на дорогу даже нет.
- Не дам.
Однажды пришел следователь – спрашивал дочь. Валентина выяснила у дочери, об ее участии в продаже краденых автомобилей. Пришлось искать родного отца и просить помощи у него. Борис устроил падчерицу к себе на работу. Валентина встретилась с подругами-одноклассницами. Маша живет с детьми в комнате, которую ей выделили от завода. Надежда выплатила ипотеку за трехкомнатную квартиру, но дом пока не сдан. Подруги хвалят и пытают Валентину:
- Ну, ты молодец! Вот так и не рассказала. как ты купила квартиру! Может расскажешь?
- Девчонки, о чем вы говорите? А то вы не знали. Что я на двух работах вкалывала.
Валентина, всхлипывает. Маша с Надеждой переглядываются, подмигивают друг другу. Они хорошо знают, как Валентина умеет «играть».
Валентина с Борисом уехали на дачу. Да, еще чем заняться пенсионерам? Борис умер в деревни, там его и похоронили. Во время оформления документов вы Валентина узнала, что гражданский муж уже пятнадцать лет числился «без прописки». Жена выписала его из квартиры, а никто им не сообщил. Отмеренный век подходит к концу. Она выполнила клятву юности – стала «горожанкой». Этот факт ее ни радует, ни огорчает.