Рождённый с Музой в душе

Иван Кунцевич
     Книга стихов «Страницы жизни» – первая книга лирики поэта Анатолия Маханёк. Ещё только в рукописи, бегло знакомясь с его стихотворениями, я испытывал неподдельное эстетическое наслаждение и восторг от прочитанного. Поэзия его – настоящий природный алмаз, лежащий на проезжей части дороги нашей современной литературы и ожидающий внимания, подъёма, очистки и тонкой филигранной огранки. Сюжеты его стихов порой пусть и незамысловаты, но рельефны, ярко и точно выписаны в деталях с использованием богатой и красочной палитры слова. Во многих его стихах читается вселенская философия, жизнеутверждающая мысль и тонкий, идущий от глубины живости души, юмор рижанина, простого русского человека.
     Название книги «Страницы жизни» говорит само за себя, где в стихах чётко прослеживается биография автора, раскрывается путь его самосовершенствования, становления и утверждения в литературе, как поэта. Стихи его, так или иначе, связаны и с мироощущением гражданина, с мечтами и надеждами на свет бытия. Стихи поэта излучают и несут тепло и свет крепкой и преданной, яркой и трепетной любви к своей жене Валентине, к семье, к родным и близким, друзьям и коллегам по работе. В стихотворении «Власть любви» он в порыве страсти так говорит о ней:

«Я раб Её Величества Любви,
Она моей судьбой повелевает
И наперёд
Мои все тайны знает,
И власть Её
Уже в моей крови.
Я вечный раб.
Я гордый раб Любви!»

     Радость и боль читаются в его стихах. С особым чувством он говорит об известном когда-то на всю страну рижском заводе ВЭФ, где он проработал всю жизнь и прошёл путь от простого рабочего до грамотного, инициативного и ответственного инженера и изобретателя. Переживания за развал Советского Союза, а вместе с ним и родного завода, глубоко врезались в душу человека, отдавшему производству всего себя. И поэзия его явно и косвенно связана с периодом становления, расцвета и угасания завода ВЭФ. И не случайно многие стихи посвящены друзьям и коллегам по работе, заводу ВЭФ. Вот одно из них так и озаглавлено «ВЭФ»:

«На заводе свои заботы:
ритм,
динамика,
точный расчёт.
Технология,
словно ноты,
по которым металл поёт.

Здесь в ходу чертежи,
проекты,
и размеров микронный прицел.
Здесь рабочие и поэты
в многоликом одном лице.

Все дела их не сразу оценишь
и прочувствуешь мудрую связь –
за станком,
за мольбертом,
на сцене
им работа по сердцу нашлась.

Потому и раскрылись таланты,
словно яркая майская цветь!...
Человек по природе – крылатый,
значит, может
и должен
взлететь!»

     Стихи в книге выстроены в хронологическом порядке и, словно в зеркале, отражают суть перестроечного времени, тех моментов в жизни, что затронули и взволновали поэта, без всяких последующих купюр, дополнений и изменений в тексте. Ход времени – главное, что лежит в основе сюжетной линии его книги. Об этом и говорит его точное стихотворение «Время»:

«Ходики на стене,
как на отвесной скале – кузница.
Может быть при луне
кто-нибудь скажет мне
что в грядущем дне сбудется,
сбудется.
Кружится темнота,
а в темноте всё не так кажется.
Мудро молчат уста.
Истина – не проста –
кто же узнать отважится,
отважится?
Громко стучат часы –
время куют кузнецы бешено.
Гиря не для красы –
просто нужны весы.
Время должно быть взвешено,
Взвеше-но!
Не на простых весах,
не кем-то на небесах – призрачным.
В наших людских умах,
в наших людских сердцах
взвешивать время призваны,
призваны!»

     Необычайно сильное и искреннее желание достучаться до каждой человеческой души, быть услышанным и понятым, выливается в следующее пронзительное стихотворение:

«Стихи мои – печаль моя и радость,
Часы раздумий, беспокойство чувств –
Вы для меня и горечь, и услада,
Я вами и болею, и лечусь.
Не жду от вас ни славы я, ни денег –
Вы, словно птицы, что в лесу поют.
Но с каждым днём всё крепче я надеюсь,
Что и меня когда-нибудь поймут.
Поймут, что я не мог прожить иначе,
Что мне стихи нужны были, как хлеб.
Я беден был, и всё же был богаче
Всех тех, кто думал только о рубле».

     Событием, до глубины души взволновавшем и увлёкшим к мечте деревенского мальчишку был пролёт над их селом группы реактивных самолётов и различимых только по тонким белым полоскам высоко в небе. Чувство яркого, неописуемого восторга и гордости за мощь и силу воплощения человеческого разума дало начало его «Крылатой мечте», которую он позже выразил в своём одноимённом стихотворении. А сейчас, он наскоро записал на тетрадном листке свои пережитые чувства в первом, пусть и неуклюжем, но искреннем стихотворении: «Когда полоски белые...»
С этого момента и начался его путь в неизведанный, полный образных находок, неповторимый поэтический мир.
Его первая попытка выразить в стихотворной форме не только увиденное, но и чувства взволновавшие душу и послужила отправной точкой на пути в большую поэзию. И он уже не отступил от своей мечты, от горячего желания обретения в творчестве крыльев вдохновения и полёта чуткой и трепетной души в мир полный золота солнца и вечной, радужной, волнующей красоты мира. Непостижимая тайна сотворения стиха увлекла его в свои объятия. Вновь и вновь перечитывая стихи, я смело могу сказать, что поэт родился с Музой в душе и навсегда сохранил красоту, вдохновение и окрылённость ею. Поэтическому творчеству Анатолий Маханёк посвятил всю свою – полную бурь и тревог, находок и потерь – жизнь!
     Некоторые стихи в его книге отличаются от других стихов по своей эстетической силе, глубине и по мастерству. Однако «Страницы жизни» – надо принимать такими, какие они есть. Это картина, выражение жизни поэта – от расцвета Советского Союза до его развала и тяжелейшего, трагичного становления в урезанном облике Российского государства.
     Чтобы читатель по достоинству оценил творчество Анатолия Маханёк, хочу указать на особенности выразительности литературного языка поэта на следующих примерах, а так же показать и раскрыть его духовный, полный живых и сочных красок поэтический мир:
 
«Сошли снега – земля зазеленела,
Согретая весенними лучами.
И радуга весёлая запела,
Омытая прозрачными дождями.
И всё вокруг нас призывает жить
И радоваться радостью природы:
Как будто хочет голову вскружить
И заглушить потери и невзгоды».

     Стихотворение – коротко, образно и ярко. Поэт в достаточной мере владеет красочной палитрой слова. Приведу только несколько изумительных на мой взгляд – строк, четверостиший и целых стихов насыщенных образными сравнениями, метафорами, эпитетами и другими поэтическими изысками. В этом ряду примечательно стихотворение «Осень»:
 
«Осень вспыхнула радужно, броско,
На асфальте – веснушки листвы,
За окном моим сёстры-берёзки
Загляделись в озябшую высь.
Там, вдали, облаков вереница,
Синь хрустальная тонко звенит,
Солнце, словно усталая птица,
Над землёю всё ниже парит.
И лучи его медленно тают,
И деревья клубятся, как дым,
И листвой не спеша заметают
Улетевшего лета следы».

     Здесь всё стихотворение дышит высокой поэзией, каждая строчка его стиха наполнена любовью к природе и окружающему миру.
     В исконно русском, народном песенном стиле написано стихотворение «Дороженька»:
«При дороге, при дороженьке
Акации цветут.
По дороге по просёлочной
Влюблённые идут.
На родимой на сторонушке
Дорожки хороши,
И на каждой на дороженьке
По зёрнышку души.
Ветерок кружит, балуется
И кудри шевелит.
Паренёк идёт, волнуется,
О чём-то говорит.
Только он не скажет главного,
Но ясно и без слов,
У него к девчонке давняя,
Серьёзная любовь.
А девчоночка весёлая.
Ей будто невдомёк,
Что о ней грустит-печалится
Тихоня-паренёк.
Ой дорога ты, дороженька –
Две тонких колеи,
Протянись ещё немножечко –
Свидание продли.
В небе песня жавороночка
Без устали звенит,
А на милого девчоночка
Украдкою глядит.
Ой поля, поля широкие –
Родная сторона –
На двоих судьбой загадана
Дороженька одна».

     Здесь в стихотворении невозможно оторвать одну строку от другой для показа на примере его мастерства, так как у поэта всё связано пронзительной глубиной и единством образа и формы:

«Вода разговорилась о весне,
О ней одной без умолку болтает:
О том, что тает лёд, и тает снег,
И первенец-подснежник расцветает.
И солнце с любопытством, как малыш,
На цыпочки старается подняться,
И хочет заглянуть за гребни крыш,
И в речке отраженьем любоваться.
В озёра собираются ручьи,
Потоки набухают, словно вены,
И первые весенние лучи,
Как пахари добры и откровенны».

В стихотворении «Дороги» поэт взволнованно размышляет и проникновенно говорит о дорогах прошедших по судьбе и определивших его жизнь:

«Бетонные плиты,
Асфальта ремни.
Земные орбиты,
Степные огни –
Вы в сердце моём,
Словно в песне слова,
Вы с музыкой века
На равных правах».
.....................................
«Дороги земные –
Орбиты судьбы –
В дорогах надолго
Останемся мы».

Великолепно четверостишие из стихотворения «К солнцу»:

«Миллионами глаз
Почки в небо глядят,
С нетерпением ждут они
Ласковых, тихих рассветов,
Чтобы листья свои,
Словно крылья, в полёт разведя,
Поскорей улететь
В долгожданное тёплое лето».

     Строки из стихотворения «Ира» – великолепнейший полный образ, а не только одно замечательное сравнение – «полюс красоты»:

«Точно в центре мира,
Прямо из мечты,
Появилась Ира –
Полюс красоты».

     В строках стихотворения «На листе бумаги – белый снег...» звучат необычные метафоры, сравнения и эпитеты:

«Застрекочут травы, зажужжат,
Расцветут медовыми цветами...»

Стихотворение «Летнее утро» – ярки и удивительны строки из него:

«Утро плакало, как ребёнок,
Разобидевшись за обман,
А у спящей земли на бёдрах
Одеялом лежал туман».

Редкий образ «утро – ребёнок», где земля – мать.
Из стихотворения «Я найду своё счастье» чего стоят только эти строки!

«В прохладе живых родников,
В целебной воде облаков,
В надёжной доверчивой дружбе.
Чтоб снились лишь светлые сны,
И люди не знали войны,
Чтоб разум и мир утвердились навечно».

Посмотрите на залежи образов в стихах Анатолия и почувствуйте радость от их проникновенного звучания завораживающего и согревающего душу!

«Хрустит морозом сжатый снег
И связь с землёю ненадёжна.
Иду, ступая осторожно,
Как призрак в синей тишине.

Свет фонарей, тьму ночи зля,
Мой путь порою освещает,
И ветер тень ветвей качает,
Как будто зыбится земля.

Но я уже привык к зиме,
К её нечаянным курьёзам
И к этим варварским морозам,
И ничего не жду взамен.

Лишь вспоминаю, словно сон,
Земли зелёное цветенье,
Весны счастливые мгновенья
И птичий радостный трезвон.

И жизнь, как тонкая струна,
Звенит по избранным законам...
Когда поток во льды закован –
Его спасает глубина».


                *   *   *

«Время жизнь нашу меряет строго,
Все дела собирая в итог...
Вот и кончилась наша дорога
С ветром счастья, надежд и тревог.

На причале уснули баркасы,
Сети мирно лежат по углам,
И стоят под навесом террасы
Вёсла – крылья не нужные нам.

А планета, вращаясь, стремится
По космическим трассам своим,
И безмерное время продлится,
Уступая дорогу другим.

И, я верю, в погожее утро,
Лишь затеплится в небе заря,
Кто-то выйдет к судёнышкам утлым,
Чтобы снова поднять якоря!»

     В стихотворения «Реванш», есть великолепнейшие строки. Кто ещё так обращался к небу усыпанному звёздами?! Надо подмести? Картина ясная, рельефная, красочная, в высшей мере образная и выразительная!

«А над городом ветер гуляет,
И откуда берётся такой?
Вековые деревья сгибает,
Машет кронами, словно метлой.
Будто небо давно не мели,
Будто парусники на мели!»

     Ярко и метафорично стихотворение «На молотьбе». Приведу четверостишие из него:

«Увесистый сноп подадут в барабан,
момент –
сноп растерзан и сломан,
и языком
у молотилки в зубах
сверкнёт
золотая солома».

     Стихотворение «Отпуск комсомолия взяла» написано автором не менее ярко, радужно и живо!
     Стихотворение «Будущее уже началось» просто, остроумно, точно.
     С юмором и сарказмом говорит поэт о власть предержащих в стихотворении «Смена пернатых в Московских палатах»:

«Грачёвы слетели, хотя не хотели...»

Кредо жизни выражено в стихотворении «Желают люди рая на земле»:

«Прекрасна жизнь повсюду и всегда!
И там, и здесь, в любое время года,
Когда всё хорошо, когда беда,
Когда неволя и когда свобода.
Я говорю о жизни вообще –
На всей Земле, о жизни на планете –
Пока её источник не исчез,
Пока тепло и Солнце щедро светит.
И свет, и тьма, и холод, и жара –
Явления обычные, земные.
У каждого свой час, своя пора –
Привычны к ним все существа живые.
Среди природы нет добра и зла –
Есть просто жизнь, условия для жизни...
Вселенная планету сберегла
Наперекор случайностям капризным.
Добро и зло живут среди людей,
В обнимку с нашим разумом незрелым.
Есть в мире много радужных идей,
Но все они наивны и несмелы.
Как жаждут люди время торопить,
Не видя своего несовершенства,
Потом в крови утопии топить
И рваться вновь к иллюзиям блаженства!
Нет, не построить Рая на Земле –
Ещё греховны помыслы людские.
Грядущее скрывается во мгле,
И где-то там надежды вековые.
Но жизнь есть жизнь – она всегда права,
Всегда загадочна, всегда прекрасна!
Есть дружба и любовь, как счастья острова,
И люди к ним стремятся не напрасно».

Глубокие ирония и сарказм звучат в стихотворении «Не все согласны»:

«Бег на месте с движущимся фоном –
Всё это осталось позади.
Появились трое с мегафоном
И команду дали: «Разойтись!»».

Стихотворение «Глупая затея» остро и точно сказано о новой жизни:

«Да и с изобилием всё ясно –
Светит изобилие не всем.
Будет изобилие несчастных,
Будет изобилие проблем».

В произведении «Баллада о папуасах» – за юмором читается и глубокий сарказм к сегодняшнему бытию:

«Законность соблюдалась,
Кто властен – тот судья.
Фемида умещалась
На острие копья».
Невозможно не остановиться и на стихотворении «У вечного огня»:

«Людей живьём сжигали, как дрова...»

     Строка, казалось бы простая в стихотворении у Анатолия Маханёк звучит по-новому выразительно остро, трагично и пронзительно горько. Сама война кощунственна и безбожна по отношению к человеку. А такое?!. Заповеди?.. «Не убий!»... Это надо помнить со слезами и горечью – не только нам. Это надо помнить – им, чтобы не повторить подобного и не забыть о вечном, постоянно неукоснительном Божьем возмездии!
     В стихотворении «Саласпилс, пламя памяти» поэт не может не обратиться с горячим призывом к потомкам:

«Положите цветы, помолитесь
За единство в борьбе против зла.
Солидарность свою берегите,
Чтобы снова беда не пришла!»

     И стихотворение «Где были бараки» так же трагично и пронзительно звучит в живой своей силе по воздействию на душу читателя, звучит по граждански громко и гневно.
     Стихотворение «Надо помнить» – исторично и провидчески правдиво.
     Если взглянуть на стихи и, в частности, на стихотворение «Небо и Земля», то можно заметить в нём необычные сравнения, обобщения, перенос качеств с живого на неживое, одухотворение предмета:

«Землю круглолицую
С высоты узреть».

     Это же свойство и качество рисунка поэта можно заметить и в стихотворении: «Налетела тучка».
     И в стихотворении «Сторожка» поэт о неодушевлённом говорит, как о живом, через неживое рисует и показывает рабочие будни, человека, раскрывает философию жизни.
     В стихотворении «Любовь моя» посвящённом жене Валентине он пишет трепетно и пронзительно о любви своей пронесённой сквозь годы:

«Я в тебя влюбился сразу,
С первой встречи, с первых слов.
................................
И любовь не увядает,
Так же пламенем сильна!
Голова уже седая,
А в душе моей – весна».

     И «Осень поздняя» –  песня любви, вдохновившей поэта на жизнь!
     Стихотворение «Апокалипсис» – отличается тонким, незамысловатым юмором, простонародными словами и выражениями.
     Нельзя не откликнуться душой на стихотворение «Ликвидация приюта для собак», которое остро, пронзительно по своей сути и глубине жизни.
     И в обращении к природе поэт не теряет своего гражданского и философского взгляда на жизнь. Строки из стихотворения «Весенний этюд»:

«Может надо очнуться,
да в реальность скорей?..
Я стараюсь коснуться
ели
колких ветвей.
Не люблю, не люблю я
сласти сказочных снов,
на реальность любую
променять их готов!»

     В душе он путешественник и мечтатель, что в полной мере выражено в стихотворении «Мото-Ралли «Юность»» и ещё раз убеждает читателя в его «крылатой мечте»:

«Так пускай же летит
под колёса дорога,
и, как звонкие струны,
гудит ветерок,
мы расспросим о многом,
мы узнаем о многом,
у дорог, у дорог, у дорог».

     А какие замечательные стихотворения: «Городская улица мелким снегом пудрится», «Взлёт», «Волны», «Надежда», «Ветеранам Великой Отечественной войны», «Маятник», «В ресторане «Даугава»», «Мы ждём Весну» – и множество других не менее содержательных, сильных, ярких и вдохновенных произведений.
     Исходя из замысла книги «Страницы жизни» – поэт не побоялся вытащить на суд, скорее своей души, и стихи иногда и не заслуживающие внимания критики, но дорогие, близкие и памятные своим событийным происхождением и переживанием испытанным в тот момент. На такой показ своего творчества не отважился пока что ни один известный мне современный поэт. Поэзии нет без тяжелейшего духовного труда без рукописей и черновых записей будущего произведения. Не случайно у большинства поэтов рабочих записей, эскизов и набросков говорящих об их творческих подходах к созданию стихотворений – не сохраняется. Их вроде бы и не существует, они по странному стечению обстоятельств так или иначе исчезают. Тем более для нас ценно в плане познания творчество настоящего поэта. Строя планы на будущее Анатолий Иванович выражает надежду, даст Бог, издать и книгу стихов «Избранное».
     Книга лирики «Страницы жизни» очень любопытна и полезна для вдумчивого читателя, готового проследить развитие творчества и поэтического дарования поэта, отображение его мироощущения и музыки души параллельно с его и нашим временным отрезком жизни в рамках единого быстротекущего мгновения бытия. В достаточной мере это обстоятельство нашло выражение в стихотворении «Любовью теплится душа» и в стихотворении посвящённом своей любимой и преданно любящей его, жене Валентине «Весна придёт в назначенное время:

«Весна придёт в назначенное время,
Теплом волшебным землю воскресит.
Проснётся всё, в чём сила жизни дремлет,
И вешней влагой жажду утолит.
Зазеленеют, расцветут округи,
И застрекочет, запоёт простор.
Качнутся листья на ветвях упругих,
Затеяв с ветром новый разговор.
Тогда деревья вверх, к теплу и свету,
Зелёные поднимут паруса
И поплывут по солнечному лету,
Как облака в бескрайних небесах.
Но ты не жди весну, как повторенье,
Тот новый день, по сути – новый мир.
В нём всё впервые, нам на удивленье,
И ты его по-новому прими!»

     Заключительные строки этого стихотворения как нельзя лучше отражают мечту и надежду Анатолия Маханёк и суть книги "Страницы жизни". – Не жди жизнь, её весну, как повторение. Каждый момент, каждый взгляд и поворот жизни неповторим! И минувший тот, когда-то в далёком прошлом новый день – сегодня раскрывается для нас, как неизведанный мир. И для нас, и для самого автора он видится на удивление по-новому, видится в настоящем времени впервые, и принять его надо в этом виденье – по-новому чуткой, отзывчивой и доброй раскрыленной душой.


На фото: Анатолий Иванович Маханёк