Художники. Караваджо, Рождество, 1600

Кучин Владимир
Караваджо, вернее Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610), родился в Ломбардии. Учился в Милане, работал в Риме, Неаполе, на Мальте, на Сицилии. Умер от малярии в Порто-Эрколе, Тоскана 18 июля 1610 года.

Караваджо оставил нам течение в искусстве - «караваджизм» и множество последователей. Караваджо – это не менее 70 выдающихся произведений. В России наиболее известна его картина  «Лютнист» (1595, Эрмитаж). Со смертью Караваджо можно условно считать завершившимся весь  период «возрождения» в изобразительном искусстве.

В 19-м веке интерес к Караваджо вспыхнул вновь, в частности очень высоко – выше Рафаэля- оценивал Караваджо русский художник Иван Крамской.

И.Репин «Далекое близкое» (слова Ивана Крамского):

«Paфaэль, нaпpимep, вoвce  нe тeм вeлик, чтo пиcaл  лyчшe вcex; ктo был  зa гpaницeй, гoвopят, чтo  мнoгиe вeщи Kapaвaджo  пo фopмe нeизмepимo  вышe Paфaэля».

Современные искусствоведы пишут о Караваджо менее восторженно.

Н.Дмитриева «Краткая история искусств», «Искусство», М., 1989:

«В целом не слишком высокая, захваченная эклектизмом Болонской Академии, итальянская живопись XVIII столетия, однако, выдвинула несколько высоко оригинальных художников. Это, прежде всего Караваджо, работавший в Риме, Неаполе и в Испании.»

Последние 4 года жизни с 1606 по 1610 год у Караваджо сложились ужасно.

Дело в том, что вечером 28 мая 1606 года в Риме во время ссоры при игре в мяч на Марсовом поле, 34-летний Караваджо был ранен и в свою очередь смертельно ранил своего соперника Рануччио Томаззони.

Решение суда по делу о преступлении Караваджо на Марсовом поле было жестоким: Караваджо был приговорен к обезглавливанию, которое мог выполнить  любой человек, который узнает его на улице. Началось бесконечное бегство художника, но первым настигли его не «охотники за головами», а малярия.

В 20 веке с работами Караваджо также стали приключаться трагедии.

В 1945 году в осажденном советскими войсками Берлине в музее кайзера Фридриха погибли:
фреска «Портрет куртизанки», 1597;
картина «Святой Матфей и ангел», 1602;
картина «Христос на Масличной горе», 1605.

Через 14 лет произошло и вовсе загадочное происшествие.

18 октября 1969 года из  зала Oratorio di San Lorenzo в Палермо, Сицилия, была похищена картина «Рождество», созданная Караваджо в 1600 году. 

Украденная картина до настоящего времени не найдена. В 1984 году английский романист и историк Питер Уотсон написал новеллу «Заговор Караваджо», где описал свою попытку в 1981-1982 годах найти шедевр художника.

Неожиданно в 2009 году некто Гаспаре Спатуцца, входивший в одну из сицилийских мафиозных групп, поведал на суде о судьбе картины «Рождество». Якобы после похищения она через некоторое время оказалась в сарае на ферме у  семьи Пуллара. Там бесценное полотно Караваджо пострадало от свиней и крыс, которые его обгрызли. После этого похитители картину сожгли.

Эта версия с утратой картины весьма сомнительна, так как ее аукционная цена составляет не менее 20.000.000 долларов.

Документально сообщение Спатуцца не подтверждено, возможно, кто-то держит «Рождество» в своих апартаментах и посмеивается – кто знает?