Ч. 19 Операция Саншайн завершена

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/09/24/1036

Шли по счислению и показаниям гирокомпасов, вышли в район первого похода подо льдом в 1957 году. Штурманов обеспокоило то, что показания глубин не соответствовали ранее нанесённым на карты.

 Доложили командиру. Андерсон пришёл к выводу, что «Наутилус» находится к северо-западу от фактического места и приказал изменить курс на Шпицберген.

5 августа подводная лодка прошла под участком открытой воды, но после него оказались под гигантской льдиной, таких льдин подводники в 1957 году не встречали.

 Приборы показали глубину 14370 футов, но такие глубины были у Северного полюса. Командир подводной лодки с тревогой подумал, не кружат ли они в районе полюса.

Но до этого момента сомнений в работе приборов не было, и Андерсон решил, что это просто новая впадина, обнаруженная ими, и новая льдина. В это время поступил доклад, что температура воды за бортом не повышается, а понижается.

Командир подводной лодки лихорадочно просчитывал варианты: неужели показания приборов ошибочные, тогда где они находятся? Может быть, они находятся в Восточно-Сибирском море? Вахтенный офицер доложил, что над лодкой чистая ото льда вода. Коммандер схватился за перископ. Действительно, над ними была вода яркого сине-зелёного цвета.

Андерсон приказал дать малый ход и медленно всплывать на перископную глубину. Осмотревшись, командир «Наутилуса» дал команду всплыть на поверхность.  Ярко светило солнце, вода была такой же, как в Гренландском море.

 Андерсон всё же решил, что не помешает определиться по солнцу. Через час штурман доложил, что лодка находится там, где и предполагали, к северо-востоку от Гренландии. Они прошли 1830 миль подо льдом, и навигационная ошибка составила лишь несколько миль. Андерсон поздравил команду по корабельной трансляции и пошёл к радистам.

Радио связь в Арктике неустойчивая. Радисты непрерывно выстукивали ключом вызов любой радиостанции ВМС США, но ответа не было. Наконец получили ответ из радиостанции ВМС США в Японии. С подводной лодки передали сообщение: «Наутилус» прошёл Северный полюс». Так об этом узнали в Вашингтоне.
 
Затем появилась радиосвязь с Гонолулу и Лондондерри. «Наутилус» следовал в Датский пролив, операция «Саншайн» была завершена выдающимся достижением. На лодку передали приказ следовать к месту секретного рандеву у Рейкьявика. Когда штурман пытался выговорить это название, другой сказал: «Да чёрт с ним, как называется это место. Просто найди его!».

В месте рандеву, скрытно от кораблей и авиации, «Наутилус» дожидался вертолёта. Когда он появился на рассвете 7 августа, Андерсон передал командование старпому Фрэнку Адамсу.
 
Вертолёт завис над палубой, и коммандер, чертыхаясь, забрался в него. Его одолевали противоречивые чувства. С одной стороны, предстояла встреча с Бонни, женой, ждавшей его в их доме, а с другой – думал с горечью о том, что экипаж обойдётся и без него, не такой уж он незаменимый.

В вертолёте Андерсону передали письменное поздравление президента Эйзенхауэра офицерам и матросам «Наутилуса», которое коммандер отдал морякам на палубе подводной лодки.

 Через пятнадцать минут вертолёт приземлился в Кефлавике рядом с дожидавшимся транспортным самолётом. В самолёте Андерсон впервые за шесть последних суток выспался.

В Вашингтоне самолёт уже ждала машина, на которой Андерсон отправился в Белый дом. К своему изумлению он увидел там Бонни, доставленную туда специальным рейсом военно-морского самолёта.

Когда я читал об этом, то ещё раз подумал, насколько более внимательным и гуманным было отношение к людям в «лагере звериного империализма» по сравнению с нашим прекрасным советским государством.

Командир «Наутилуса» подарил президенту корабельный хронометр, который был остановлен в момент прохождения подводной лодкой Северного полюса.

После Белого дома Андерсон поехал к адмиралу Риковеру, чтобы поздравить того с осуществлением мечты о плавании под Северным полюсом. Затем коммандера вновь вертолётом доставили в море на «Наутилус».
 
Моряков ждала торжественная встреча «Наутилуса» на пирсе, где с цветами стояли жёны, родственники, друзья. Потом состоялся красочный весёлый парад в честь подводников, совершивших то, что считалось ранее невероятным.