Торжество жизни

Александр Георгиевич Гладкий
Не знаю, как с другими рыболовами, но со мной неоднократно случалась ситуация, когда выискав на картах и спутниковых фото в Гугле новый для себя водоем, приезжаешь на него на рассвете, полный надежд и ожиданий, а вода в нем оказывается спущенной и только тоненькая ниточка ручейка струится по илистому ложу бывшего пруда. Разочарованию в этот момент нет предела: ведь готовился, перебирал и перевязывал снасти, варил прикормку и насадки, мчался по ночным дорогам больше сотни километров, а водоем «убили».

В таких случаях обычно возникал вопрос: как скоро, если шлюз починят, сможет восстановиться водоем и рыбье поголовье в нем без участия человека? Если зарыбить – тут все понятно: через год можно приезжать и ловить. А если не зарыблять? Поиски ответа в интернете ничего путного не дали.

За свою долгую рыболовную жизнь могу вспомнить несколько случаев, когда рыбу можно было ловить в водоеме уже через пару лет после его заполнения вновь, но клевала, в основном, мелочь. На вопрос: до каких размеров может вырасти рыба в таком водоеме за пару лет недавно я получил ответ, за достоверность которого могу поручиться. Я веду рыболовный дневник, поэтому указанные ниже сроки взяты оттуда.

Семь лет назад я впервые посетил водоем, о котором пойдет речь – небольшой, сильно заросший водной растительностью пруд недалеко от деревни. Порыбачив спиннингом, я поймал там всего пару небольших окуньков на вертушку и уехав, забыл о нем на пару лет, вычеркнув из памяти, как не перспективный.

Спустя четыре года наша рыболовная команда проезжала мимо этого пруда, возвращаясь с рыбалки на другом водоеме. Зарулили на дамбу и ужаснулись, увидев удручающую картину – совершенно пустое ложе пруда и множество отпечатков сапог на топком илистом грунте, свидетельствовавших о том, что рыба была весьма тщательно собрана местными жителями.
Опять я забыл об этом водоеме на три года, но в этом году, когда мой товарищ рассказал мне, что собирается на рыбалку в те края, я о нем вспомнил и предложил другу по пути заглянуть туда в порядке разведки. Отзвонился он сразу по возвращении с рыбалки и благодарил за подсказку. Оказалось, что это была его самая успешная рыбалка в этом сезоне: десяток черных горбатых окуней и три щуки от килограмма до трех. Все, естественно, на спиннинг. Водоем оказался заполненным, причем уровень воды стал выше, чем был раньше и подтопленными оказались прибрежные кусты и деревья.

Посчитав его успех случайным, я в ближайший выходной сам отправился туда порыбачить и результат превзошел все ожидания: несколько крупных окуней и семь щук от килограмма до полутора. Часть из них пришлось отпускать, чтобы не перебрать норму.

Сложилось впечатление, что хищника в водоеме множество. При вскрытии желудков пойманных щук были обнаружены довольно крупные караси – ладошечники, так что, и их в пруду хватало, не говоря уже о мелочи плотвы. Водоем никто не зарыблял – это точно.

То, что за неполных три года рыбье население полностью восстановилось и даже превысило поголовье и размеры рыбы, населявшей его до спуска воды, не может не вызывать удивления.