11. Вся жизнь - игра

Людмила Чебыкина
          В  спорах, что такое игра, сломали копья представители не одного поколения исследователей. Более всего их удивляло, что она, как будто, не  имеет определенных целей, возникает спонтанно, и приносит не только удовлетворение играющим, но зачастую - добавляет энергии. На рубеже XIX – XX вв., когда живой организм приравнивали к особого вида техническому устройству, английский ученый У. Макдугал сравнил игру с перекачкой энергии из некоего общего бассейна во все остальные сферы деятельности. Стало ясно, что игра – это невероятно серьезное и важное занятие.
          Более поздние исследователи доказали, что игры животных относятся к  одному из инстинктов саморазвития. Низкоорганизованные животные к играм не способны. Хотя один из исследователей описал нечто вроде учебной драки между термитами. При настоящем сражении солдаты этих общественных насекомых убивают друг друга, но в данном случае они даже не использовали типичных боевых приемов. Точно также сражались "по нарошку" и рабочие особи муравьев.
          Умеют ли играть рыбы, амфибии или рептилии – до сих пор остается под  вопросом. Вот, например, в пресноводных водоемах Южной и Юго-Восточной Азии живет рыбка-брызгун, которая охотиться на насекомых, опускающихся на прибрежную растительность. Рыбка метко сбивает их струей воды. Этот вид  часто держат в аквариумах. Даже сытые брызгуны умеют тушить зажженные сигареты на расстоянии до двух с половиной метров от поверхности воды. Никакого подкрепления они не получают и, тем не менее, с удовольствием брызгаются! Можно ли считать эту деятельность игрой и предположить, что рыбки просто развлекаются?
               "Отец" этологии, К.Лоренц, ничуть не сомневался, что ручной скворец, который "склевывал" на потолке комнаты несуществующих мух, или стая галок,  дававшая ветру унести себя, а потом без труда возвращавшаяся обратно, проявляли именно игровое поведение.
         Особенность игры высших животных состоит в том, что она возникает   тогда, когда отсутствует необходимость в других формах поведения: поисках пищи, например, или защите от врагов. В общем, чтобы играть, животному, как и человеку, требуется досуг. Детеныши и молодняк играют чаще взрослых, обычно друг с другом, но иногда – со своими родителями, а у социальных животных – не редкость игры взрослых, умудренных опытом особей, которые внезапно начинают бегать и резвиться, как малыши.
            Натуралисты не раз описывали, виденную ими в природе игру выдр и бобров: эти звери с удовольствием съезжали в воду с различных горок  – крутого берега или прибрежных скал, отполированных от частого использования, их пушистыми задами.  Д. Даррелл нашел подобную горку в пещере, где обитала семья африканских дикобразов. А один охотник рассказал, что наблюдал медведя, который "изобрел" музыку: тянул на себя отщеп от пня, потом отпускал и прислушивался к гудящему звуку, заканчивающемуся громким "хлоп".   
          Из чего состоит игра? Обычно она включает в себя перестроенные стереотипные движения, характерные для других форм поведения (от охоты на добычу до спаривания). Такая перестройка состоит из изменения  последовательности движений (например, котенок или щенок сначала убегают, а потом нападают), преувеличения отдельных движений  (вот я сейчас подползу и каак прыгну!), многократного повторения отдельных движений (сколько раз котенок прыгает за бумажкой, а щенок – бежит за брошенным  мячиком? Да у вас рука скорее отсохнет, чем они устанут!).
         В игре чаще всего перемешиваются следующие формы поведения: охотничьего, полового, территориального и иерархического, манипуляторской деятельности. Животные то нападают, то убегают от воображаемой опасности, а иногда они проявляют интерес к совершенно посторонним предметам. Классический пример: котенок и клубок ниток. Эти нитки можно запутать вокруг всех ножек мебели в квартире!  Причем, разделить игру и исследовательское или манипуляторское поведение бывает очень трудно. Щенок или котенок, которые изучают квартиру или двор – играют они или действительно осваивают новые территории?  Обезьяна, в лапы которой попал посторонний предмет – расческа или зеркальце: играет она с ними или познает их свойства?   
        Значение игры огромно: это и обучение многим навыкам (охоте, социальным взаимоотношениям, защите территории), увеличение потока информации о внешней среде (чем больше информации, тем лучше развивается мозг), удовлетворение потребности в социальном контакте. Последняя функция вероятно, самая главная.
   Щенки и котята начинают играть в социальные игры со своими сестрами и братьями в возрасте трех-четырех недель. Все социальные животные способны играть с другими видами и человеком, считая их членами своей "стаи". Котята, щенки, а также другие домашние любимцы и дети иногда затевают такие бурные игры, что у взрослых волосы встают дыбом  – сначала, а потом и взрослые тоже включаются в общее веселье! Если кошки или собаки, оставаясь дома одни, портят вещи, значит, им не хватает эмоционального контакта. И лучший способ в таких случаях – завести им партнера для игр. Два котенка или два щенка начнут играть в другие, социальные игры, и оставят вещи и квартиру в покое.
       Естественные предметные игры развиваются у котят и щенят в более старшем возрасте, когда они начинают исследовать территорию вокруг гнезда и когда приходит пора учиться охотиться на добычу, которую приносят им родители.
   На крысах доказано, что игру с ненастоящей дракой затевают низкоранговые зверьки, которые никогда не побеждают. Более того, высокоранговые настолько входят в раж, что могут начать по-настоящему гонять низкоранговых. У собак, приглашают к игре, как высоко-, так и низкоранговые члены стаи. Только позы при этом будут разные. Щенок подойдет к взрослому псу на полусогнутых ногах, отчаянно виляя поджатым хвостиком, оближет уголки губ, иногда – напустит лужицу или опрокинется на спину, приняв позу полного подчинения, а уж потом -  бросится бежать, приглашая взрослого пса последовать за ним. Взрослый пес начнет заигрывать с малышом, хотя и приседая на передние лапы, но - с небрежным видом, глядя на того "сверху вниз" и лениво помахивая хвостом.   
        Как уже говорилось, разные игры развиваются в разном возрасте. Возьмем, в качестве примера, котят. Их игры начинаются с 4-х недель. Это социальные игры с братьями и сестрами или матерью. Координация движений у котят в этом возрасте еще недостаточно развита – они часто промахиваются. В два-три месяца котята уже вовсю носятся друг за другом. Очень важна смена ролей: один и тот же котенок то угрожает и нападает, то убегает и принимает позу подчинения. В шуточных потасовках животные отрабатывают навыки настоящих сражений. То есть во время игры происходит обучение социально-значимому поведению.
         С 7-й недели котята начинают проявлять манипуляторскую деятельность: передвигают лапками и берут в рот различные мелкие предметы, проявляют интерес к крупным – запрыгивают на них, суют лапки во все щели. Если котенок в этом возрасте оказывается в пустом пространстве, где нет игрушек, он начинает играть "воображаемыми" предметами: ловит по стенам несуществующих насекомых, даже подскакивает за ними в воздух, что-то гоняет перед собой лапками или ловит собственный хвост.
         С трех-четырех месяцев, когда кошка-мама перестает лактировать, котята обучаются охоте. Собственно говоря, к этому и приурочена манипуляторская деятельность. Ее задача – дать возможность котенку освоить охотничьи движения не на настоящей добыче, а на неживых объектах. Если  мама – деревенская кошка, то сначала она станет приносить своему выводку полузадушенных мышей, а потом поведет молодняк в охотничьи экспедиции, чтобы методом подражания он полностью овладел охотничьими навыками.  Выращенные изолированно, детеныши хищников могут научиться охотиться методом "проб и ошибок". Инстинктивное умение наносить смертельный укус в холку проявляется у котят в полугодовалом возрасте, после того как они освоят азы социального поведения. Ранее на это движение как бы наложено "табу" -  чтобы котята нечаянно не нанесли повреждений друг другу. Знаменитая игра "в кошки-мышки" чаще проявляется у молодняка. Она заключается в том, что котенок-подросток то схватит мышку, то отпустит. Взрослые предпочитают сначала убить добычу, а уж потом гонять ее по полу, подбрасывать и ловить. Смертельному укусу котята учатся либо у взрослых, либо случайно: убив мышку, запоминают, как это делается. Большинство городских кошек не умеет ни охотиться, ни убивать мышей. Вместо этого они демонстрируют несовершенные охотничьи навыки на различных игрушках – мячиках, шариках, клубках, получая от этого несомненное удовольствие.
         Имитируя защиту от нападения более сильного противника, кошки опрокидываются на спину и, придерживая зубами тряпочку, бумажку, угол занавески, нещадно дерут ее когтями задних лап.
           К.Лоренц писал, что у мелких кошек, которые никогда не охотились на  добычу больше их самих, сохраняются повадки крупных кошек: играя с собаками, они прыгают на них сбоку или снизу, обхватывают одной лапой загривок, другой – голову и, вывернув ее, стараются укусить в горло, точно так, как львы расправляются с буйволом. Ученого это удивляло. Но австрийский этолог, вероятно, забыл или не знал, что дикие европейские кошки охотятся на зайцев, преследуя их в угон, а если настигают – то убивают тем же самым приемом – ведь заяц по размерам никак не меньше кошки. Мои ориенталки играли в "убивалки" друг с другом, пользуясь тем же приемом. А кот европейской короткошерстной породы умел играть сам с собой в "воображаемые" предметы: охотился на несуществующую добычу, нападал на такого же несуществующего врага или спасался от него же под кроватью.
          Собаки, играя с кошками, обучаются справляться с ними теми же охотничьими движениями, что и с крысами: уминают передними лапами, старательно отворачиваясь и убирая подальше морды с чувствительными носами и незащищенными глазами. Но, выбрав момент, хватают кошку за спину, не дав ей опрокинуться на спину и выставить вперед лапы.
            Некоторые домашние любимцы, обладающие слишком возбудимым нравом и претендующие на высокоранговость, во время игры с хозяином настолько входят в раж, что могут причинить ему вред –  по-настоящему укусить или оцарапать. Такие грубые игры с кошками и собаками следует немедленно прекращать, чтобы не получить в будущем домашнего тирана, не  считающегося человека вожаком стаи.
          А что же Homo sapiens? Играет и млад, и стар! По тем же причинам, что и животные, реализуя тот же игровой инстинкт: обучается в игре новым навыкам, развивает логическое и ассоциативное мышление, отрабатывает различные социальные роли и получает такую необходимую ему эмоциональную разгрузку!