Певец, жуков ловец

Вадим Светашов
                Певец, жуков ловец.

          На небольшой речушке (сейчас даже не могу вспомнить её названия) совхоз устроил запруду, превратив её потом в настоящую дамбу. Совхозу был нужен водопой для многочисленных овец, так как речушка жарким летом почти пересыхала. В результате плоская пойма была затоплена и превратилась в обширный, но неглубокий (менее двух метров в середине) пруд.  Берега пруда постоянно вытаптывались животными и, кроме редкой жёсткой травы, на них ничего не росло. Исключение составляли две небольших рощицы тутовника на противоположных берегах и ещё одна группа из дюжины невысоких деревьев.
          Как-то раз, проезжая с лесником по проходящей вдоль берега дороге, я обратил внимание на сидевших на голом берегу рыбаков. Я удивился, а лесник пояснил, что несколько лет назад неизвестно откуда в пруду появились карпы. Три года, как здесь начали рыбачить, а в этом году вылавливали экземпляры по 2,5 килограмма.
          -- Я что-то не пойму, -- вновь удивился я, -- до берега с рыбаками отсюда не более пятидесяти  метров, а я не вижу никаких удочек. Сидят себе на ящиках, да покуривают, а один вообще по берегу гуляет и руки в карманах!
          -- Здесь удочка своеобразная. Я, правда, не рыбак, но расскажу, как могу. На леску при помощи поводков привязывается на некотором расстоянии  несколько крючков. Затем к этому концу лески приделывается тонкая, эластичная, но упругая резинка. Лучше всего подходит резинка из парашютных строп. На конец резинки крепится свинцовый груз. На крючки насаживается приманка, обычно навозный червь. Вся снасть разматывается кругами над головой и забрасывается в воду. Груз улетает далеко и тащит за собой всё остальное. На берегу втыкается колышек, вон видишь перед каждым рыбаком их несколько, леска привязывается к колышку, а на колышек прикрепляется комочек глины или грязи. Всё! Снасть готова к ловле! Как только рыба захватит приманку, леска дёргается, комочек падает и пора вытягивать добычу. Груз остаётся на месте, резинка растягивается, а леска с крючками и рыбой вытравливается на берег.
          Иногда вытаскивают сразу две или три рыбины. Затем приманка подновляется, леска постепенно стравливается и резинка утаскивает снасть под воду. Крупного карпа ловят на макух. Не знаешь что это такое? Да это просто прессованный жмых от подсолнечных семечек. Видел, наверное, на рынке, такие толстые и круглые, как блины? Их распиливают на кубики и всаживают несколько крючков. Карп ведь он не глотает добычу, а как-бы всасывает её, и крючки попадают в рот.
          В это время один из рыбаков вскочил с ящика, бросился к колышку и принялся вытягивать леску. Вскоре показались крючки и две трепыхающихся рыбки.
          Мне понравился такой способ ловли. У знакомого рыбака я выпросил напрокат три таких «резинки» и на следующей неделе отправился на этот пруд. Поскольку раньше приходилось рыбачить на донку, трудностей при забросах не наблюдалось.  Но что-то, видимо, не «срослось». То ли погоду выбрал неудачно, то ли время рыбалки, только за два вечерних часа удалось вытащить лишь четырёх карпиков, весом граммов сто пятьдесят – двести. Рыбаков на моей стороне пруда не было, и проконсультироваться было не у кого. От скуки я больше смотрел по сторонам, чем на рыболовные снасти.
          Мимо пролетела незнакомая мне птица. Она волнообразно летела в сторону группы невысоких деревьев, растущих недалеко от берега. Долетев до неё, свечой поднялась вверх и столбиком уселась на сухой ветке. Посадкой птица напоминала сорокопута-жулана, но величиной была значительно крупнее, пожалуй, немного побольше скворца. Посидев неподвижно  несколько минут, она слетела вниз. Но до земли не долетела, а зависла в полутора метрах от неё, трепыхая крылышками. Подобное я наблюдал у пустельги, но пустельга – это сокол, а эта птица никак не могла быть из семейства соколиных. Провисев несколько мгновений, она нырком ушла на землю, схватила что-то и взвилась на свою ветку. Меня такие действия птицы заинтриговали, рыбалка сразу отошла на второй план. Достав из машины бинокль, я устроился наблюдать…
          Птица уже разделалась с добычей, и сидела спокойно. У неё была округлая голова с массивным клювом. Над клювом, через глаза до ушей, проходила широкая чёрная полоса-маска. Горло – белого цвета, брюшко белесое с розоватым отливом, крылья чёрные с белыми зеркальцами. Коротковатый хвост тоже чёрный с белыми каёмками.
          Вот птица запрокинула голову и до меня донеслись разнообразные трели. Она повернулась на ветке и стали видны светло-серая голова и такого же цвета спина.
 
          Подлетела вторая птица, и немного посидев рядом, юркнула в крону дерева, а первая улетела. Я подошёл и долго всматривался сквозь узорчатые листья. Большинство птиц, гнездящихся на деревьях, строят гнезда у самого ствола. Поэтому я сначала внимательно осмотрел сучья, отходящие от ствола, но ничего не обнаружил. Тёмное пятно в развилке ветвей далеко от ствола увидел случайно, и только посмотрев на него с нескольких точек, понял, что передо мной довольно массивное гнездо в форме полушария, построенное  из сухой и зелёной травы, а потому малозаметное. Залезть на дерево я даже не попытался, так как это была гледичия, у которой не только ветки, но и ствол усеяны длинными острыми шипами.
          Под сухой веткой, на которую садилась птица с добычей, я обнаружил множество надкрылий и голов различных жуков. Вечером из определителя я узнал, что встретился с чернолобым сорокопутом.