Кузнец и барин

Валерий Захаров 39
Как-то в одну деревню забрёл цыган. Не хотел его на ночлег никто пускать, боялись, что обкрадёт. Однако нашлась добрая душа, переночевал цыган  у хозяев на сеновале, собрался дальше в путь идти. Хозяйка дала ему в дорогу хлеба краюху, а хозяин спрашивает:
 –   Ты ремесло какое-нибудь знаешь?
 –  Отчего не знать,  –  отвечает цыган,  –  кузнец я!
 –  А коль так, оставайся у нас в селе, нам без кузнеца ох, как худо!
 –  Где же я работать буду?
 –  А соберём тебе селом какую – ни есть кузню, а дальше видно будет.
 –  Только,  –  говорит цыган,  –  уговор: Я человек вольный, если что – соберусь, и пойду по белу свету, такая уж у меня натура!
Собрали совет на селе, решили кузню строить. Вскоре загудел огонь в горне, застучал молот по наковальне, и пошло дело. Кому коня подковать, кому замок поправить, кому плуг починить, а  малым детям да девкам сказку рассказать. Кузнец не дорожился, много с селян не брал,  свою работу знал, никто не жаловался. Парнишку соседского к кузнечному ремеслу приучать стал, обзавёлся помощником, вдвоём-то дело сподручней ладится. Кузнец куёт – песни поёт, помощник подпевает – ему помогает!
Вот однажды подъехал к кузнице барин:
 –  Кузнец, а кузнец, не подкуёшь ли моёго жеребца?
 –  У меня, барин,  –  отвечает кузнец,  –  для всех ответ один. Коли работа по мне, сделаю!
Подковал он барину коня, тот уехал.
Прошло время, барин снова подъезжает к кузнице:
 –  Кузнец, а кузнец! Можешь мне сундук медью оковать?
 –  Могу, только времени на него много уйдёт.
 –  Ничего, я подожду!
Приезжает снова: «Готов заказ?»
Кузнец ему сундук показывает.
 –  Эх, говорит барин, хороша вещь! Иди ко мне работать!
 –  Нет,  барин, мне и здесь хорошо!
 –  Ну, как знаешь,  –   говорит барин, а сам недоволен,  однако спорить не стал, сел в бричку, и уехал.
Проходит время, снова подъезжает барин.
 –  Кузнец, а кузнец, надумал ко мне работать идти?
–  Некогда мне думать, работать надо.
–   А ну как я тебя силой заставлю?
–  Эх, барин,  –  отвечает кузнец.  –  Ведь я не пёс дворовый, чтобы на цепи сидеть, я человек вольный! И плачу за волю!
–  Чем же?
–  У тебя хозяйство есть?
–  А как же!
–  А у меня всё хозяйство в котомке умещается! Вот моя плата за волю!
 –  Я тебе платить больше буду! Хозяйство заведёшь, богатым будешь,  –    не отстает барин.
 –  Не для того ты меня манишь, чтобы платить больше, а для того, чтобы я на тебя даром работал, под приказом твоим ходил! Не пойду, и всё тут!
Разгневался барин, однако смолчал, уехал. Однажды, когда кузнец сидел на солнышке грелся, да курил свою трубку, подъехали барские слуги, подхватили кузнеца, и были таковы. Народ в селе заволновался, да делать нечего, против бар пойдёшь  –  не успеешь оглянуться, как солдаты да полиция нагрянет!
А цыгана привезли в кузню барскую, управляющий  работы надавал, да пригрозил, что если не выполнит, худо ему придётся.
Прошло время, пора работу сдавать. Посмотрел управляющий, ничего не сделано. 
–   Почему,  –  спрашивает,  –  ты ничего не сделал?
 –  Уговору,  –  отвечает кузнец,  –  не было. Кто меня сюда привёз, тот пускай и машет молотом, а я вашему барину не слуга.
Разгневался управляющий, приказал наказать кузнеца кнутом. Вытерпел бедняга, а как с лавки спустился, говорит:
  –  Хорошо же меня барин ублажает! Что ж, придётся поработать на него!
 –  Давно бы так,  –  отвечает управляющий,  –  а то всё отнекивался!
 Отлежался кузнец, взялся за работу.  День поработал, другой поработал, зовёт его барин к себе в дом: Выкуй мне решётку каминную, чтобы такой ни у кого не было! Сроку тебе неделю!
Кузнец только рукой махнул: неделю, так неделю!
 –  Только,  –  говорит, –   придётся работать  и днём, и ночью, пусть твои слуги меня в дом пускают!
 – Хорошо,  –  соглашается барин,  –    приступай к работе!
Вот работает кузнец днём и ночью,  ведет себя смирно, покорно, старается, да в бороду себе усмехается.   Слуги его в дом  в любое время пускают, да только зря!  Одной тёмной ночью заполыхал барский дом, со всеми пристройками, никто пожар унять не мог; остались от усадьбы одни головёшки! А кузнеца и след простыл! Ищи теперь ветра в поле!
 Не зря говорят: цыгане да кузнецы с чёртом знаются,  без лошадей на санях катаются, так что лучше с ними не ссорится, а то недолго и до беды!