Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 32. гл

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 32. ГЛАВА 11. СТ. 16-30. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


16.Со всех сторон Твоей Безграничной Формы я вижу бесчисленное число рук, животов, ртов, глаз. Я вижу, нет конца, нет середины, нет Тебе и начала, о, Правитель вселенной в Форме Вселенной.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле увидеть Тело Бога, так, как Оно есть, невозможно. Но надо было не только потрясти Арджуну Величием Всевышнего, но донести до него и функциональность Тела Бога через собственно материальные его представления и органы чувств. Но духовное Величие Бога отнюдь не в устрашающей экипировке, не в безграничности Видения, каким была Форма Бога представлена Арджуне, но в качествах Бога, в труде Бога, что показать невозможно, как и постичь, как и сколько-нибудь оценить.

Именно духовный труд Бога, то, что за пределами человеческого понимания, за гранью человеческого сознания, Личностные качества Бога есть основа Личности Бога, есть Великолепие Бога, также Абсолютные Знания Бога, Ум Бога, Божественная Милость, Управление Бога материальным миром – это суть Тела Бога, и в эту суть не столь следует привносить некие материальные понимания типа рук, животов, ртов, глаз… Все в Боге устроено иначе; и если уж говорить об восприятии, то таких перечислений не счесть и не объять, как и сложность их устройства, как и многофункциональность, как и не отличие этих органов друг от друга, ибо все есть энергетическая субстанция высочайшего и непостижимого уровня, где все есть, условно говоря, и руки, и ноги, и глаза, и прочее суть Одно и в Одном все.

Форма вселенной – самый примитивный или упрощенный вариант, через который можно донести человеку Высочайшую Личность Бога; это вообще то, что не подлежит никакому человеческому интеллекту для осознания. Но надо, необходимо человеку все же иметь своего уровня представление о Творце, хоть очень приближенные и несколько искажающие суть.  Но на сколько можно. Ибо необходимо и более того. Для духовного развития, для понимания своего изначального положения, для хоть малейшего микроскопического осознания Своего Изначального Источника.

Но прав будет тот преданный, который устремит свое понимание на именно труд Бога, абсолютно скрупулезный, направленный на творение и не только, труд Высочайший, непрерывный… И этот труд в самых разных формах, прямо и опосредствованно описан во всей Бхагавад-Гите применительно к пониманию человека. Также, надо понимать, что Тело Бога и состоит из качеств Бога, из труда Бога, из постоянного проявления Бога…Там нет ничего застывшего, неподвижного или в угоду тем скудным знаниям, которыми обладает и оперирует человек. И близко нет. Все эти мистические существа, все эти ведические персонажи там напрочь отсутствуют, как действующие или сколько-нибудь значащие… Все в Теле Бога есть творение, которому Бога дает начало, середину и конец и снова начало… Все в Божественной строгости, в своей последовательности и в Божественном Милосердии.

В мгновение Бог покажет человеку в Своей Форме все, что ему более-менее знакомо, ожидаемо, понятно, на чем основывалось его религиозное развитие… Вообще, в любую эпоху Бог покажет человеку на уровне его духовных знаний Форму Бога и не обязательно со шлемами и бряцающим оружием или в сияющих одеждах и в благоухании… Бог в любом Виде Вселенской Формы передаст все Божественные чувства, Божественный труд, Божественную Волю, Божественное Могущество… вызовет все восхищение, весь, если надо, то и ужас… Все применительно к человеку и его эпохе. Но главное -вынести Абсолютную Власть и Могущество Бога и свое изначальное перед Богом положение, что уже будет в человеке непоколебимо. Но этот Образ может быть показан каждому в свое время, в своей мере, со своим эффектом и своим результатом. И в любом случае надо понять, что эта Форма Бога не существующая так, как показана; и если уже говорить о Форме, то Она наполнена Непостижимо и в основе ее не предметы и образы. А качества Бога, труд Бога, Могущество и Слава Бога.

17.Со шлемами, с жезлами, также дисками, во все стороны излучающего сияние, сверкающего, я вижу Тебя и трудно видеть повсюду, как трудно видеть неизмеримое сияние пылающего костра солнца.

КОММЕНТАРИЙ:

Сияние пылающего костра солнца трудно, но можно хоть на мгновение увидеть, но Величие Бога - Нет. Невозможно увидеть. Категорически. Так, как оно есть, – нет. Это не передать сиянием, никакими Земными понятиями. Никакие атрибуты власти даже условная Форма Бога в себе не содержит, если ее создать по принципу Божественных качеств. Бог не нуждается ни в какой материальной привязке или символике. Но надо было устойчиво держать сознание человека в этом понимании касательно Величия и Могущества Бога средствами, понятными человеку и однозначно символизирующими качества, также понятными и ценящимися в материальном мире. Но Могущество Бога имеет иную природу, не завоевательную, не покоряющую, как это понимает человек, но развивающую и подчиняющую Божественными средствами абсолютно духовными, Милосердными и не имеющими никаких аналогов.

Человеку свойственно некоторые свои качества и ценности пытаться увидеть в Личности Бога, но возведенные в недосягаемую высоту. Свойственно, потому что так ему Бог дает, как мыслящему живому существу, которому в себе не на что больше положиться, как на свой опыт и свои Земные ценности и понимания. Но истинное положение дел невозможно никаким мыслительным процессом и материальным опытом ни охватить, ни представить. Это нужно понимать всегда. Но и все же осознать Творца, как Непостижимую и Могущественную Личность и через такие средства Бога.

18.Я осознал, что Ты – Непогрешимый, Величайший. Ты Сам – Высшее Прибежище этой вселенной. Ты – Неисчерпаемый, Ты поддерживаешь вечную религию, Ты – Извечный Бог, так я думаю.

КОММЕНТАРИЙ:

Несомненно, Арджуна потрясен. Бог сопровождает такой диалог, такие видения внутренними энергиями такой силы, так направленными, что человек чувствует эту Вселенскую форму всем своим существом, каждым нервом, всеми чувствами, всеми реакциями… Бог может и вздыбить волосы, заставить дрожать все тело, сделать его неуправляемым, человек от ужаса или страха или сильнейшего потрясения может кричать не человеческим голосом или потерять сознание или лишиться речи или упасть, рыдать, биться...

Но Арджуне Бог дает то, что вмеру, но что также убедительно и оставит в нем то, что и наметил Бог. Но и это может принести страдание, потерю сознания или адекватности. Нужны не столько внешние проявления от увиденного, сколько донесение через чувства и восприятие Арджуны другим людям Величие Бога. Чтобы другие восприняли Личность Бога с сильным внутренним акцентом, неотвратимым пониманием, Кто есть Бог и что из этого следует или может последовать.

Бог Сам вложил в уста Арджуны Восхваление Бога, но в результате увиденного, в результате осознанного, в результате сильнейшего потрясения. Все в одно мгновение пронеслось в сознании Арджуны - и Величие Бога, и своя ничтожность перед Богом, и строгость Бога... Бог в мгновение сконцентрировал в памяти Арджуны Свои Великолепные качества, о которых ему ранее провозгласил.  Личность Бога – Непогрешимый, Величайший, Высшее Прибежище вселенных, и Неисчерпаемый, Извечный, Абсолютная Личность… Теперь это те знания, так полученные, которые будут для Арджуны абсолютной основой религиозного мышления. Милостью Бога он теперь в них не пребывает, но утверждается, и будет долго утверждаться через путь преданного служения в свое время, ибо этими знаниями Бог его пронзил, потряс и остался в нем. В таком состоянии Арджуна получил от Бога неодолимое желание и далее восхвалять Бога. Так надо, ибо надо это донести всем, ибо это есть Высочайшая Милость Бога, цель Бога на творение, основа преданного служения. Без этого знания двери на духовный план не только закрыты, но и превращаются в непреодолимую скалу.

19.Без начала, без середины, без конца. Безграничное Могущество. Бесконечное число рук. Луна и солнце – Твои глаза. Я вижу, как Ты, пылая огненными ртами, в Своем сиянии сжигаешь всю эту вселенную.

КОММЕНТАРИЙ:

Впечатление Арджуны достигло того уровня, когда его удержать человеку в таком состоянии невозможно, и он вырывается из мира в себе и в сильнейшем потрясении выплескивает это состояние во вне. Когда человек входит в экстаз от потрясения Богом, он не может молчать, это невозможно. Из него вырывается счастье в виде слез, рыданий, пения, танцев, восхвалений, которые в себе не удержать, невозможно уподобиться другим людям, их нет. Есть только Бог… Но человек никогда не знает, как себя выразить, как наполнить себя Богом, как другим донести Величие Бога и радость в Боге… Но перед Богом Бога можно только восхвалять и молиться, и падать ниц… Это удел Арджуны. Величие Бога не может человека удержать на ногах. Он слабеет, он дрожит, он может и тело оставить… Но с Арджуной Бог все контролирует, давая ему излиться так, чтобы и другим было на пользу, чтобы это прозвучало, как самые авторитетные совершенные знания, чтобы это вошло в Святые Писания, чтобы люди, преданные Бога, здесь находили нектар и умиротворение, укреплялись в вере и таким образом чтобы их путь к Богу становился необратимым…

Бог показывает Арджуне Себя в действии, Могуществе, Решающего вопросы творения и уничтожения, Кому все подвластно, Кто есть изначально все. Бог дает Арджуне все более проникающие и удостоверяющие виденное речи, дает великую образность видения, все в него вкладывая и все разъясняя в понимании Арджуны мгновенно, перенося все на его речь, на его монолог, который готов продолжаться и продолжаться, выплескивая и состояние, и потрясение, и возбуждение, и полученное величайшее откровение.

Но и увиденное Арджуной…- искра Великолепия  и Могущества Бога, но несколько не так отражающая все; но больше - ни психически, ни физически… -  никак Арджуна не может воспринять. Не по человеческим возможностям. Понятно, что луна и солнце не глаза у Бога, нет рук, нет у Бога бесчисленных ртов, ни огненных, ни других… У Бога вообще нет ртов… все образно сказано, все образно и показано… не занят Бог сжиганием вселенных… Но и без этого Бог может потрясти сознание человека, наказывая его…или предупреждая.

20.Несомненно, все это от внешнего пространство до Земли проникнуто Тобой Одним, во всех направлениях. При виде этой Твоей удивительной и устрашающей Формы все три планетные системы пришли в смятение, о, Великий.

КОММЕНТАРИЙ:

Здесь Бог работает через чувства Арджуны, через его также некоторые духовные знания, через его эмоции и другие качества, где Арджуна получил желание непременно увиденное высказать, проявить во вне, дать по возможности свою оценку, ибо все предстало движущимся, в работе, в проявлении Бога, Как Творца, образно, устрашающе. На самом деле планеты не могут прийти в смятение, как и планетные системы. Они мирно существуют, Управляются Богом, как и все творение находятся в пути материального развития. Нет хаоса, нет непосредственного выхода Бога на свое творение ни в какой форме, Личность Бога не имеет ни перед кем устрашающий лик или вид, нет паники… нет олицетворения смерти и гибели. Все проходит как бы в рабочем порядке, в естественных для творения условиях. Кому надо познает страх пред Богом, кому надо, тому еще надо дорасти до формы и понимания живых существ. По сути, смерти не существует, есть ступени развития самоосознания, есть труд Бога над творением, есть строгость Бога для тех ступеней жизни, где живое существо разумно и совершает греховные деяния, есть здесь и неумолимость Бога и неотвратимость страданий, как и пути развития и преодолений. Но все это вращается в колесе сансары и все в свое время будет отправляться на духовный план.


21.Группы полубогов входят в Тебя. Некоторые из них из страха со сложенными руками возносят Тебе молитвы. Великие мудрецы и совершенные существа, прося Твоей Милости, прославляют тебя в молитвах и Ведических гимнах.

КОММЕНТАРИЙ:

Все это образные и предупреждающие видения, здесь ситуации, которые именно в таком виде не имеют место, но показаны и символически и потрясая сознание, и устрашающе. На самом деле Бог не занимается устрашением людей. Бог требует выполнение Законов Бога и предупреждает о наказании за отклонение, за греховную деятельность любого порядка в материальном мире. И, собственно, наказывает средствами Бога в материальном мире. С каждым Бог работает индивидуально, никак группами, но через игры и роли материального мира, через путь страданий и преодолений, работает с живыми существами, населяющими все материальные планеты, вращая всех в колесе сансары, давая преимущественно рождение на планетах типа Земля. На определенном этапе развития каждого Бог устремляет по пути преданного служения и только на этом этапе материального и духовного развития человек молится Богу, прославляет Бога, имея единственный страх – согрешить перед Богом, не удовлетворить чувства Бога, быть неблагодарным Богу. Никакими средствами Бог не запугивает людей смертью, но вершит Божественный труд согласно Божественному Плану, куда также входит уничтожение людей или оставление тела, но с тем, чтобы дать новое тело, обновить его, дать новые пути преодолений, новые возможности или путь исправления, где в любом случае человек поддерживается Богом, направляется Богом, получает приемлемую для жизни обстановку. Поэтому и смерть на самом деле выглядит как Милость Бога, как помощь Бога, как то, что не преодолеть в любом случае, ибо колесо сансары крайне необходимо для развития творения.

22.Также все эти проявления Шивы, Адити, Васу, Садхйи, Вишведевы, Ашвини-Кумар, Марутов, а также праотцов, Гандхарв, Якш и совершенных существ все взирают на Тебя в изумлении.

КОММЕНТАРИЙ:

Арджуне надо было Показать Величие Бога не только непосредственно через личное восприятие, но глазами достаточно авторитетных известных персонажей ведического эпоса. Глазами тех, кого Арджуна знал из ведических сказаний и легенд. Он должен был и через такую призму, через такие условные авторитеты также осознать Могущество Бога. Если уж такие как бы великие авторитеты дрожат перед Богом… То что говорить о других… А они уж точно знают свое истинное положение перед Богом и Могущество и строгость Владыки… На самом деле нет такого в теле Бога великого потрясающего столпотворения и делать там в таком виде никому из описанных образов нечего. Ибо и нет как такового Шивы, Адити, Васу, садхйи, Вишведевы, Ашвини-кумар, Гндхарв, Якш… Вообще не существует совершенных существ. Есть только материальный мир, живые существа и непрерывная работа Бога с творением, где и Милость Бога и строгость Бога есть Милость.

23.О, Сильнорукий, при виде Твоей Великой Формы с множеством ртов и глаз, с множеством рук, бедер, ног, с множеством животов, с множеством ужасающих зубов, все планетные системы пришли в смятение, также пришел в смятение и я.

КОММЕНТАРИЙ:

Ни при каких условиях не бывает так, чтобы Бог всех собрал вместе, показал с назидательной целью Свой устрашающий вид и дал смятение. Это не понятно. Так Бог не работает и в один присест не бывает, но естественными и понятными путями в условиях материального мира. А эти пути – во все времена таковы, что человек идет по пути страданий и преодолений и поднимается вверх по ступеням собственного материального и духовного развития, и сотрясаясь, и страдая, не видя за всем стоящего Бога и потому все как бы выглядит автоматически, естественно, где в материальном мире также много Божьих Рук, несущих и помощь и спасение. Но только на определенном участке материального пути Бог через совершенные духовные знания открывает человеку, Кто фактически за всем стоит, но делает это опять же осторожно и в моменты больших потерь и страданий не заостряет на этом сильного внимания, но в меру, далеко не всегда события связывая в мыслительном процессе человека с гневом Бога. Бог щадит живые существа, ибо это действительно может потрясти, но помогает им направить свой взгляд на Бога с молитвой и просьбой о помощи или прощении. Т.е. даже самые страшные наказания в материальном мире не выглядят для человека, как Божественная кара или далеко не всегда. Но Бог Тот, Кто лечит, усмиряет, успокаивает, шлет помощь, совет, другие обстоятельства, понимание окружающих, ослабляет Боль и в подходящее время может указать, что все это произошло по Воле Бога, как наказание и как предостережение. Но Сам Бог, Личность Бога не понуждает живые существа к панике перед Лицом Самого Бога. Так не бывает никогда. Но так показано образно, дабы дать основное понятие людям через Арджуну, что наказание неминуемо, надо стараться перед Богом, молиться, просить прощение, уповать на Бога. Бог – Высочайший Свидетель, Бог все ВИДИТ, и наказание не заждешься.

24.При виде Тебя, касающегося неба, многоцветно-сияющего, с зияющими ртами, с сияющими огромными глазами, я пришел в смятение внутри себя и потерял твердость и невозмутимость.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог, показывая Свою Форму, использует то, что возбуждает сознание человека, может вызвать сильнейшее эмоциональное потрясение. Ибо на то и Бхагавад-Гита чтобы таким образом донести опасность греха и неминуемость наказания. Этот эффект непременно сопровождается и состоянием человека, потерей его привычного состояния, потеря мира в себе, твердости, разумности… Невозможно иначе. Бог никогда не покажет Свою так сказать условную форму без потрясения. Она обязана и зрелищно и эмоционально быть воспринята особо, дабы запомниться, дабы было извлечено то, что Бог введет в сознание и там оставит – Могущество Бога, Сила Бога, Власть Бога… Но современный человек никак не должен думать, что такие видения, как зияющие рты, сияющие огромные глаза сколько-нибудь свойственны Богу. Такого нет в Теле Бога или в условной Форме Бога и в помине. Есть только Непостижимые качества Бога, работа Бога. Это то, что и есть Высочайший Дух, Форма Тела Бога, если все же хочется говорить о форме Бога. Ибо Форма Бога в человеческом понимании есть абстракция не имеющая ничего общего с реальностью. Но эта реальность для человека непостижима ни на уровне глаз, ни на уровне ума или чувств. Но в своей мере Бог ожидания человека удовлетворяет и наполняет их определенным Божественным смыслом, доносящим все же скорее не Форму Бога, но призывая осознать Величие и Качества Бога.



25. Видя во всех направлениях Твои устрашающие зубы и Лики, подобные огню времени, я не знаю, почему, но я также не получаю милости, чтобы насладиться, о, Владыка богов, о, Прибежище вселенной.

КОММЕНТАРИЙ:

Арджуна и не должен особо наслаждаться Формой Тела Бога, ибо Богом наслаждаться вообще невозможно через форму, как ее понимает человек. Наслаждаются Качествами Бога, теми, которые ни есть Личностные, но теми, которые направленны на развитие и поддержание творения. И то. Только в процессе и в результате долгого преданного служения. Не для наслаждения, не для эффекта, не для просто обозрения Бог показал Свою Условную Вселенскую Форму, а для того, чтобы через нее еще одним путем показать людям Высоту Бога. Необходимо было потрясти сознание людей, сделать это видение для некоторых направлением медитации хотя бы на такую Форму Бога, где человек Волею Бога размышлял о Творце, как о Том, из Кого все исходит, Кто есть Высший Источник и Высшая Причина всему, как о Том, Кто есть Высшее Убежище творению, как о Том, Кто есть Сама Смерть и Само воплощение Наказания.

26-27.Также все эти сыновья Дхритараштры вместе с группами воинов-царей, Бхишма, Дрона, также сын Суты, Карна, также и с нашей стороны главные воины, наслаждая Тебя, входят в Твои рты. Некоторые из них, будучи атакованными, десятками застревают между ужасными очень страшными зубами. Их можно видеть с раздавленными головами.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог также Свою Фому связывает с текущими событиями на поле битвы Курукшетра, привязывая ее к тем людям, которые непосредственно задействованы в предстоящем сражении, в некотором роде и предвещая исход сражения, обостряя внимание Арджуны, сообщая ему, что все события вершатся сначала в Боге, в Его Форме, что также есть Мысль Бога и труд Бога, как бы приоткрывая Арджуне таинство всех Божественных дел, сокрытых от людей всегда. Все это символы всех участников, вынесенные таким образом на обозрение в виде ужасающих и неотвратимых картин предстоящего Божественного возмездия. Это необъяснимое мистическое видение и воздействие на человека, это ниспослание в такой форме Воли Бога на то, что происходит на данный момент, это обозначение Решимости Бога, Его Могущества и непреодолимости Планов Бога на творение. Здесь, в таком случае надо потрясти, надо пригрозить, надо вложить в умы, надо сделать и вывод.

28.Как многие воды рек, понуждаемые, непременно устремляются к океану по главному направлению (руслу), так все эти лучшие люди планеты входят в Твои рты, чтобы полностью сгореть там.

КОММЕНТАРИЙ:

И это сравнение также Сам Бог вкладывает в уста Арджуны, несколько обобщая и усиливая суть вещей, которые на самом деле действительно проистекают по Воле Бога, устремляя всех только к Богу, но через смерти, через круговорот сансары, через путь страданий и преодолений. Но для греховного, невежественного ума этот путь именно таким и представляется, изничтожающим и карающим. Никто, даже погибнув на поле сражения или при других обстоятельствах, на самом деле не преисполнен столь великого потрясения или ужаса. Умерших или погибших Бог умиротворяет и вновь направляет на рождение. Все вращаются в колесе сансары, естественно приходя в мир и преимущественно естественно его покидая, чтобы опять родиться. Но страх в греховных умах перед Богом всегда должен быть, и Бог его будет поддерживать и есть у Бога средства для этого, но этот страх ни есть паника, также контролируется Богом, и к живым существам у Бога достаточно Милосердия, ибо для Бога важно развитие живых существ, подъем их по ступеням собственного материального и духовного развития. А для этого нужна адекватность, условия, поддержка, помощь Бога, а не вечный и непроходящий страх перед Богом, но понимание все же строгости Бога и неотвратимости наказаний.

29.Как в пылающие огнем рты, понуждаемые, на полной скорости входят для уничтожения, также и все люди, понуждаемые, на полной скорости для уничтожения устремляются в твои рты.

КОММЕНТАРИЙ:

Арджуна как бы отмечает, что лучших людей, как они понимаются обществом, ожидает та же участь, что и греховных. Это поражает, вызывает недоумение, растерянность, вопрос к Богу… Но. Оказывается, уничтожаются все люди, всех уровней греховности… без различия… Арджуна как бы это констатирует и… не находит ответа или разъяснения увиденному. Это более его шокирует через увиденное через Вселенский образ, хотя.. Он знает, что все перед Богом равны, что только Бог воистину может знать, на что способен человек, его качества, его карму… Что увидел Арджуна, какой вывод сделал, какие слова в его уста вложил Бог, - то Бог ему и хотел и сказать и показать. Без ошибок. Так и есть. Все равны перед Богом. Все одинаково перед Богом за свои деяния несут наказание. На полной скорости… Значит, неотвратимо. Но у каждого в свое время и в своей мере. Ни больше и ни меньше. И некоторым надо действительно страшиться… Но понятно, что наказание ни есть ад, ни есть рождение на адских планетах, ни есть сгорание в пылающих ртах Бога, ибо таких ртов нету, но есть виды смерти в материальном мире, но есть виды страданий в материально мире, материальными средствами и только Волей Бога. Можно сгореть в пожаре, утонуть в воде, упасть с высоты, быть убитым человеческой рукой или оружием… Все по Воле Бога, но естественно… так отдавая долги Богу, так постигая запрет на грех, так принимая Волю Бога. И далее… Снова рождение.

30.Горящими ртами Ты облизываешь и поглощаешь со всех сторон всех людей в совокупности. Покрывая сиянием всю вселенную, Ты сжигаешь ее Своими ужасными лучами, о, Вишну.

КОММЕНТАРИЙ:

Нет горящих Божественных ртов, нет и устремления в них людей ни по одиночке и ни в совокупности, нет такого, чтобы Бог покрывал вселенную Своим сиянием для устрашения… Все иначе, все сокрыто, и все непостижимо. А это – предупреждающий образ. Это – в такой форме показ Могущества Бога и неотвратимости Божественного наказания в процессе Управления материальным миром. Все это для мятежного и отягощенного греховными помыслами ума греховных, для тех, кто в Боге невежествен, кто еще не знает страх пред Богом, кто самонадеян, пристрастен, греховен помыслами и делами, кто устремлен к наслаждениям плоти, привлекается посулами материального мира, не добродетелен, не аскетичен, не контролирует свои желания и чувства, как и мысли, кто не знает Бога и видит во всем причиной себя… Им предназначено. Но и не только. Ибо если надо, то действительность может Бог создать и похуже. Это надо понимать, это надо держать в уме, это надо помнить всегда. На это надо медитировать и постоянно поклоняться Богу, просить прощение, признавать себя греховным и просить Бога помочь не грешить.