К литературоведению

Сергий Чернец
К литературоведению.

Существует ли художественный прогресс?
Может быть, понятие «прогресс» в приложении к сфере искусства надуманное?
И если развитие поступательное в литературе и искусстве существует, то как оно связано с прогрессом социальным?
Вопросы эти в последние годы вновь встают на научных конференциях и в печати.

В разные исторические периоды вопросы эти освещались по-разному. В 20-ом веке эта тема приобрела особую остроту.
Важнейшим общественным явлением, оказавшим глубокое влияние на воззрения о настоящем и будущем человечества, - была Октябрьская революция, столетие которой наступило. В начале 20-го века она породила великие надежды у миллионов людей во всем мире, надежды, несоизмеримые со смятением и страхом, которые революция вызвала у владетельных господ, у тех, кто крепко привязан к частной собственности.
Иное воздействие на умы людей произвели Первая и особенно Вторая мировые войны, принесшие с собой огромные бедствия, тяжелейшие страдания народам, потребовавшие многих миллионов человеческих жертв.
В последние годы 20-го и в начале 21 года возникает опасность термоядерной войны, которая заставляет думать о неизмеримо более страшных бедствиях в масштабах всего человечества.
Под влиянием всех этих событий ожили старые теории, отрицающие социальный прогресс. Появились новые теории, отвергающие идеи развития человеческого общества, пропагандирующие возврат к природе, типа, Гринпис.

Теории, утверждающие, что в мире правит хаос, случайность, несомненно получили свое отражение как в произведениях искусства, так и в общих представлениях о развитии художественной культуры. Однако сильнее всего и в самом творчестве, и во многих эстетических концепциях нашего времени сказывается резкое обособление ряда течений искусства от социальной действительности, противопоставление искусства реальной жизни: «новое» видение у кубистов и сюрреалистов, например.
Однако, дело обстоит совсем не так просто. Все признают поступательное развитие искусства, но далеко не все согласны с тем, что критерии прогресса имеют к литературе и искусству прямое отношение. Искусство живет по своим законам, говорят.
Своеобразие этих отношений и некоторые коллизии, возникающие при этом, в парадоксальной форме отмечал, еще давно, например, французский композитор Ж. Бизе. В письме к Эдмону Галаберу он с горячностью заявлял: «Ваш неизбежный, неумолимый прогресс убивает искусство!.. Общества, наиболее зараженные суевериями, были великими двигателями искусства… Докажите мне, что у нас будет искусство разума, истины и точности, и я перейду в ваш лагерь, со всем окружением и обозом… Как музыкант, я вам заявляю, что если вы уничтожите адюльтер, фанатизм, преступление, обман и сверхъестественное, - невозможно будет написать ни одной ноты. Черт возьми, у искусства своя философия!»
В этих суждениях крупного художника ясно ощущается специфическое восприятие реального процесса столкновения искусства с рационализмом, с прозаизмом жизни капиталистического общества и прогресса. При всей неоправданности мыслей Бизе относительно суеверий, фанатизма как благодатной почвы, на которой возникает искусство, композитор чутко чувствует противоречия между искусством с одной стороны – и практикой капиталистического предпринимательства с другой.
Деньги убивают искусство – это можно прочесть еще у Карла Маркса. Бурный рост прогресса не сопровождается «соответствующим» ему подъемом в литературе и искусстве.

Во второй половине 19 века, после традиций Пушкина и Гоголя, в русском реализме возникают новые начала.
Три вершины (3) возвышаются в этот период на литературном горизонте, - Толстой, Достоевский, Чехов. И ни один из этих художников не принадлежит к пушкинскому или гоголевскому течению. Каждый из них – зачинатель новых творческих тенденций не только в русской, но и в мировой литературе.
1) Толстой предпринял смелую переоценку социальных, исторических, духовных ценностей эпохи. Критический пересмотр всего того, что составляет содержание жизни собственнического общества. Отсюда возникает необыкновенный размах его эпического творчества.
В произведениях Льва Толстого раскрывается не просто конфликт личности и общества, а поиски личностью единства с народом на основе пересмотра всех социальных установлений.
Если раньше, - личность, её развитие, её права были исходным началом и своего рода нормой при освещении общественной жизни. То у Толстого – при всем его внимании к духовному развитию человека – стремления личности перестают быть такого рода нормой. Социальный и эстетический идеал Толстого – это справедливая жизнь.
Так же, как многие русские писатели, Толстой был горячим заступником народа. Он показал, в том же романе «Война и мир», определяющую роль народа в историческом развитии общества.
Но для Толстого было характерно не только это. – Он показал и то губительное воздействие, которое оказывает на народ его социальное, духовное угнетение. Вспомним его «Воскресение», народные сцены в нём.
Раскрывая искания личности, писатель также пришел к идее возрождения человека как исторической необходимости, в результате отказа от «сумасшедшего эгоизма».
Изображая драматическую судьбу простых людей в современном обществе, Толстой глубоко понимал необходимость обновления народной жизни. Так идеи возрождения человека сливались с идеями возрождения народа.
И вместе с тем воплощение этих идей возрождения означало самое пристальное внимание к внутреннему миру человека. Начиная со своих ранних повестей писатель глубоко и всесторонне исследовал возможности человеческой личности, её способности к духовному росту, возможности её приобщения к высоким целям человеческого бытия.

Великая историческая заслуга Толстого заключается в органическом слиянии тончайшего психологического анализа с масштабным эпическим повествованием.

Эпический психологический реализм Толстого не простое продолжение реализма Пушкина, Гоголя и Лермонтова, - и не только в русской, но и в мировой литературе, эпическое начало в произведениях Толстого приобретает новое содержание и смысл.
В раскрытии психологии Толстой соприкасается со Стендалем. Однако толстовская «диалектика души» составляет новое слово в литературе. Синтез эпического и психологического – открыл перед литературой огромные возможности эстетического освоения действительности.
Влияние Толстого проявилось в бОльшей степени на западе, чем в русской литературе 20 века. Мощным импульсом оказались творческие идеи автора «Войны и мира», «Воскресения» для Ромена Роллана, Роже Мартен дю Гара, Анатоля Франса, Голсуорси, Бернарда Шоу, Генриха Мана и других многих писателей разных стран.
Необыкновенно широко традиции Толстого использовались советской литературой, начиная с первых шагов её формирования, И это убедительно свидетельствует о высокой действенности художественно опыта, творческих открытий Толстого.
2) Достоевский – второй значительный первооткрыватель 19 века в литературе.
Характерная особенность реалистических творений Достоевского составляет изображение трагизма человеческого бытия, трагизма человеческой судьбы в том же собственническом обществе. С огромной силой писатель нарисовал страдания людей, порожденные общественной несправедливостью, он показал «униженных и оскорбленных» в их безнадежном столкновении с социальным злом. Эти коллизии он склонен был иногда рассматривать, как исконно-неустранимую драму человеческого общества. Конкретно-историческое у него нередко принимало облик вечного, неизменного.
С этим тесно соприкасается и раскрытие противоречий в самом человеке. Противоречий, проистекающих из самого его существа, из природы человеческой.
Во внутреннем мире личности человека, по убеждения Достоевского, существует роковой конфликт между стремлением к прекрасному и тяготением к жестокому, подлому, или, по словам Карамазова, - «разлад между идеалом мадонны и идеалом содомским». «Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей…».
Творчество Достоевского отражает колебания между бунтом и смирением, между протестом и культом страдания.
Наиболее яркое выражение в его произведениях получило прежде всего горе и боль «заброшенного» человека и затем развенчание индивидуалистических стремлений. В изображении этих сторон жизни Достоевский не имел себе равных.
Писатель воспринимал и воссоздавал явления социальной действительности, человеческие отношения в их остродраматическом напряжении.
Изображая самое обычное в общественном бытии, в характерах людей, писатель тяготеет в тоже время к описанию неожиданных ситуаций и коллизий, к обрисовке необычного сцепления обстоятельств, которое оказывает катастрофическое воздействие на человека, на его жизнь.
«У меня, заявлял Достоевский в одном из писем (Письма том второй, стр. 169), - свой особый взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет фантастическим и исключительным, для меня составляет самую сущность действительного…».
Писатель «следит» за внутренней жизнью своих героев. Героев Достоевского неизменно волнует не только и, быть может, не столько то, чем они живут повседневно; их постоянно занимают коренные проблемы человеческого бытия.


Слияние социального, философского и психологического начал составляет важнейшую черту реализма Достоевского. И именно потому, что психологизм с самого начала и до конца пронизан философскими мотивами, реализм этот можно назвать – психолого-философским.

Реалистическое искусство Достоевского составляет крупнейшее и оригинальное явление русской и мировой литературы.
В отличие от Толстого, Достоевский оказал сильное воздействие на русскую литературу начала 20-го века.

Как известно, глубокие связи с творчеством Достоевского признавали многие писатели различных стран мира. Наряду с глубоким интересом к социальной проблематике, к его потрясающему раскрытию внутреннего мира человека, выявляется и увлечение той «потерянностью» перед лицом жизни, которая, конечно, есть у писателя, автора «Преступления и наказания» - и отношением к жизни, как явлению притягательному и в то же время страшному.
Проблема «отчуждения» человека нашла в творчестве Достоевского свое яркое освещение. И в этом одна из причин особой популярности Достоевского.
3) Реалистическое изображение действительности у писателя Чехова отмечено не только лаконизмом: краткость – сестра таланта, но и тем, что многие человеческие связи и отношения раскрываются через подтекст.
В центре творческого внимания Чехова находились иные явления действительности, иные жизненные проблемы. С присущей ему глубиной и художественной выразительностью он показал – мещанство, пошлость, мелочность жизни в их внутреннем противоречии с принципами и нормами активной творческой деятельности. – Такая вот краткая характеристика.
Писатель высмеивал косность, застой, невежество в тех разнообразных формах, в которых они существовали на рубеже двух веков. Косности и невежеству Чехов противопоставлял развитие культуры, знаний, прогресс человеческого общества. С этим тесно связана его поэтизация труда; в труде писатель видел не только средство преодоления застоя, но и живой источник возникновения новых человеческих ценностей.
Одну из важных сторон чеховского творчества составляет раскрытие коллизий между рабским сознанием и формированием человека; между состоянием духовной подавленности и стремлением к осмысленной, свободной жизни. Вспомним высказывания писателя о том, как он по капле выдавливал из себя раба, о том, какое значение имеет для человека его достоинство и независимость.
Ощущение того, что надвигаются крупные перемены в жизни, было органичным для Чехова. Он неизменно сохранял веру в будущее человечества, в творческие возможности людей, в их разум. Ему было чуждо представление о катастрофичности исторических событий, о внутреннем драматизме человеческого бытия, столь характерное для Достоевского.
Автор «Степи» и «Вишневого сада» избегал исключительности, как в выборе ситуаций, так и в обрисовке героев. Одна из черт реализма Чехова – раскрытие драматических коллизий в процессе воссоздания обыденной жизни, без всякого рода внешней красивости, выспренности.
Давно и правильно указывалось на то, что в реалистическом стиле Чехова заметное место занимают импрессионистические начала. К этому можно добавить и тот ассоциативный способ изображения различных явлений действительности, который ясно сказывается, например, в его драматургии и справедливо отмечается исследованиями литературоведов.

Влияние Чехова на русскую литературу начала 20-го века очень велико. Хорошо известно также и то, какой огромной популярностью пользуются произведения Чехова во многих странах мира. Французский писатель Веркор справедливо отмечал: «Вряд ли существует в наши дни хоть один французский романист, который решился бы утверждать, что не испытывал на себе прямого или косвенного влияния Чехова» - это еще в 1954 году.
Воздействие художественного опыта Чехова ясно ощущается также в творчестве Хемингуэя, О Нила, Шервуда Андерсона, Пристли и многих других художников слова.

Конец.