Вопрос о власти Иисуса

Рыжов Александр Геннадьевич
(из конспекта разбора по Евангелию от Марка)

Вопрос о власти Иисуса: 11:27-33

Этот текст открывает цепочку текстов (11:27–12:40), в которых описано семь диспутов между Иисусом и представителями религиозной власти. (Предыдущая серия из пяти диспутов описана Марком в 2:1-3:6). Назначение это блока дискуссий, сгруппированных евангелистом:

• Показать атмосферу, в которой проходили последние дни жизни Иисуса
• Подготовить первых читателей Евагнелия от Марка к ответу на претензии со стороны посетителей храма и синагоги, на которые уже ответил Иисус
• Показать причины, по которым Иисус был отвержен религиозными лидерами Своего времени
• Показать причины, по которым Иисуса может сегодня отвергать человек, что-то узнавший о Нем

Думаю, разобрав все семь дискуссий, мы сможем составить перечень ошибок, приводящих к духовной слепоте. Сегодня сформулируем первые пункты из этого перечня. 

27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины

Эти три группы были представителями исполнительной, законодательной и судебной власти в Израиле того времени. В частности, они отвечали за порядок в храме. На первый взгляд, их вопрос резонен и разумен. Это как если милиционер подойдет к подозрительно выглядещему или вообще новому человеку и скажет: «Предъявите документы». Или как если пресвитер спросит приезжего проповедника, откуда он и кто он такой, перед тем, как пустить его за кафедру.

28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

Под «это» подразумевается следующее: особый въезд в Иерусалим, очищение храма, учение и, возможно, проклятие смоковницы. Подошедшие планировали поймать Иисуса в ловушку независимо от того, как Он ответит. Если бы Он заявил, что имеет власть в Себе Самом как Сын Божий, они обвинили бы Его в богохульстве. Если бы Он сказал, что наделен властью от людей, то они, как держатели земной власти, сказали бы, что его такой властью не наделяли.

Слово «власть» (exousia) – важно у Марка (упоминается в 1:22, 27; 2:10; 3:15; 6:7; 13:34, а также четыре раза в рассматриваемом фрагменте). Как и Матфей, Марк последовательно показывает, что Иисус действовал и учил как власть имеющий, а книжниками и старейшинами эта власть оспаривалась, что в конце и привело к распятию.

29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; [тогда] и Я скажу вам, какою властью это делаю.

Использование встречных вопросов было обычной практикой в раввинских кругах (см. 10:2-3), но во встречном вопросе Иисуса необычным было то, что он связал его с вопросом оппонентов. Это был не способ уйти, уклониться от ответа, но наоборот – дать ответ, только особым образом. Например, в этом случае подразумеваемый ответ на встречный вопрос Иисуса ясно говорит о власти Самого Иисуса, а также о всякой другой власти в духовной реальности.

31-32 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, - то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

Если бы они сказали, что крещение Иоанна было с небес, Иисус спросил бы их, почему они выступали против Иоанна. Кроме того, Иоанн ведь подтвердил, что и власть Иисуса с небес. Сказать же, что крещение Иоанна было только от человеков, они боялись, потому что в народе Иоанна очень уважали и почитали за посланного Богом пророка.

Отметим, что книжники и старейшины боялись Иисуса (стих 18) и боялись народа (стих 32), но не написано, что они боялись Бога. Может быть, они боялись Бога в третью или пятую очередь, но порядок должен быть другим.

Как указано в культурно-историческом комментарии, если власть Иоанна была только человеческой (Вт.18:20; Иер.23:16), то книжникам и старейшинам следовало занять по отношению к нему более жесткую позицию (Вт.13:1-11), если же от Бога, то Бог взыщет с них за то, что они не слушали Его пророка (Вт.18:18-19).

Баркли пишет, что вся эта история – яркая иллюстрация того, что происходит с людьми, которые отказываются видеть правду. Они вынуждены изворачиваться и обманывать и, в конце концов, попадают сами в безвыходное положение.

Перед нами один из немногих (если не единственный) случаев, когда Иисус отказался ответить на заданный Ему вопрос. Так как они не желали признать авторитет предтечи, то вряд ли признали бы еще более высокий авторитет того, о ком предтеча свидетельствовал.

Применение для нас: уничижительно отнесясь к человеку, говорящему от Бога, мы лишимся возможности познания Бога. Отвергнув вестника, потеряем весть и Отправителя вести. Разговаривая с верующим человеком, слушая проповедь, читая книгу или журнал, полезно задавать себе иногда вопрос: стоит ли за этим человеком, проповедью, книгой Бог? Если да, то как ответственно надо относиться к этой вести.

33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Первосвященники, книжники и старейшины попали в затруднительное положение, они не могли дать ни одного, ни другого из возможных ответов на вопрос Иисуса. Поэтому они вынуждены были сказать «не знаем». Не сознавая того, они фактически расписались в своей профессиональной непригодности. Духовные пастыри не знают, каков был источник власти главнейшего пророка их времени!

Кроме того, таким ответом они дали возможность и Иисусу уклониться от ответа (хотя фактически Своим вопросом Иисус уже дал ответ).

Итак, разобрав историю о людях, подошедших вплотную к источнику Света, но оставшихся духовно слепыми, сформулируем первые пункты в перечне ошибок, приводящих к духовной слепоте:

• Непонимание источника вести
• Непринятие вестника
• Нежелание делиться властью с вестником и Тем, кто Его послал
• Нежелание что-то менять в удобной для тебя обстановке в результате принятия вести

(Разбор прошел 29.09.2017)