Нестандартная ситуация

Владимир Лыгин
                Нестандартная ситуация


 Это случилось в конце  80-х годов, когда самолет Ту-154 становился самым  массовым в гражданской авиации, когда авиакеросина на тренировочные полеты еще не жалели, да и сами они проходили в реальных условиях, а не на компьютерных тренажерах, как сейчас. Это давало возможность научить пилота летать по-настоящему грамотно и умело в самых различных ситуациях, в том числе, аварийных.
 В один из дней, пилот-инструктор М. согласовал со мной тренировку по новой программе, включающей в себя посадку сразу после взлета разворотом на 180 градусов и с обратным курсом.

 Это делалось для того, чтобы экипаж сумел посадить машину сразу после взлета, не мешкая, и не выполняя полет по схеме, не теряя драгоценного времени, в случае внезапного и явного пожара на борту.

  Несколько полетов было выполнено, и вот после очередного взлета, на высоте примерно сто метров экипаж докладывает:
 - Уфа, 85525. Взлет, имитация пожара на борту, разрешите посадку с обратным курсом.

 Диспетчер дает разрешение,и все мы, находящиеся на диспетчерской вышке, наблюдаем, как экипаж разворачивает огромный лайнер, пытается стабилизировать машину по скорости и крену, вывести её к торцу полосы.

 В это время Ту-134, коих тогда летало еще много, и перевозили они обычно вахтовиков на Тюменские севера, двигался по рулежной дорожке к началу ВПП.
Очевидно у тренирующегося экипажа что-то пошло не так – он явно не успевал выйти на осевую линию, заходил с проворотом, и получалось, что снижался прямо на рулящий по магистральной РД борт.
 
Наверное, его экипаж тоже с интересом, как и мы, наблюдал этот сложный маневр тренировки, и вежливо, но не без доли ехидства, спросил, обращаясь к Ту-154:

 - На полосу-то попадешь?
 Вообще-то авиационные переговоры выполняются по строгим правилам, за нарушение которых наказывают, но, видимо, рулящему экипажу показалось, что огромный лайнер несётся прямо на него, от этого и сорвался с языка сей вопрос.
 Понятно, что стрессовая ситуация в кабине, возможно, амбиции пилота, в попытке вывести огромную, тяжелую махину большого Туполя, которую авиационные шутники называли «жеребец», и безопасно посадить его на скорости, приближающейся к 300 километров в час, не позволяли сделать это корректно, и ответ прозвучал примерно так:

 - Блин, не мешай! Продолжаем заход.

 Ситуация становилась напряженной, и я приготовился дать команду диспетчеру  "угоняй на второй круг", но первым не выдержал командир Ту-134, и нарушив все инструкции по правилам ведения радиосвязи, произнес в эфир очень убедительную тираду, которую я могу воспроизвести примерно такими словами:
 
 - Хулио Иглесиас, уважаемый, ну что ты мне сейчас говоришь! Уходи давай на второй круг немедленно и не выделывайся!

 Это отрезвило увлёкшихся в своей тренировке летчиков, и самолет, ревя всеми тремя турбинами на взлетном режиме, а это впечатляющий звук, пролетев почти над стоявшим на РД другим, начал выполнять обычный заход на посадку.

 Не знаю -  отрезвило ли это зрелище сидевших в салоне вахтовиков,  наверняка  видевших самолет в иллюминаторы, и, несомненно, обсудивших все это между собой, используя «великий и могучий», но экипаж еще одного самолета, который тоже рулил на вылет, поддержал по радио коллегу открытым текстом, что называется,  примерно так:
 
 - Ничего себе тренировка! Чкалов, ёлки-палки!


  К счастью, все закончилось благополучно, безопасность полетов была обеспечена, но я убедился, что и ненормативная лексика в эфире этому иногда очень способствует.
 Какими словами все переговоры были произнесены, оставляю додумать всем дочитавшим))).
 


  ВПП – взлетно-посадочная полоса.

  РД – рулежная дорожка.