Книга - друг, учитель и целитель

Рудольф Ложнов
               
                «Чувства  добрые я лирой  пробуждал!»               
                А. С.  Пушкин               

               
    Не представляю себе жизни без книг, -  рассказывает  Иванова Ф.  А. из села Такмык  Омской  области.   Какое счастье – проводить свободное время, в мире книг, несущих  человеку свет, добра, знание, отдыха и радость. Мне  близки  слова французского  писателя,  педагога и богослова  Франсуа  Фенелона: « Если бы к моим ногам положили короны всех королевства мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все».
  В послевоенное  время  зачастую  книги  становились и друзьями, и  учителями, а  позднее и целителями  души и тела. В  детстве и юности с книгой было  интересно, весело,  грустно и, конечно, поучительно. А то, что это даёт ещё и здоровье, осознаётся  лишь с годами.
  Книги помогали   постепенно,  как этого  требовали  душа и ум,  познавать изменчивый  мир,  людскую и земную  красоту.  Помню, как впервые  глазами  С. А.  Есенина глядела на «принакрывшуюся  снегом, словно серебром», зимнюю берёзку, а  первую майскую грозу слушала, вспоминая стихи  Ф. И.  Тютчева:
                Когда весенний, первый  гром,
                Как бы резвяся и играя,
                Грохочет в небе  голубом…
 Он так же хорошо описал осеннюю панораму, придавая ей  особый  блеск и красоту:      
                Есть в осени               
                первоначальной
                Короткая, но длинная пора –
                Весь день  стоит как бы
                хрустальный,
                И лучезарны  вечера…
Как великолепно он же сказал о Пушкине:
                Тебя ж,  как  первую 
                любовь,                ,         
                России  сердце
                не  забудет!..      
       От автора. Не  менее впечатляющее  стихотворение написал про зимнюю природу, современник  Доронин  Александр Павлович из города  Пушкин Ленинградской области                -               
                Окутаны  снегом  берёзки.
                Под  саваном  белым  поля,               
                Исчезли  лесные  дорожки,
                Сменила  наряд  свой  земля.
                Всё  сразу  вокруг  посветлело
                И  снег  засиял  серебром,
                И  будто  земля  поседела
                Под  белым  пушистым  ковром.                Читаешь эти стихи,   душа  светлеет, и становится  радостно.
               Это потом, повзрослев, в стихах и прозе любимых авторов находила не только светлые, радостные чувства, но и тревожные  нотки, которые заставляли задуматься, сострадать, сопереживать.  Именно сопереживание , возникшее при встрече с человеческой  болью, высказанной  писателем,  заставляет сжаться сердце, просветлить, очистить душу, вызвать нежность и благодарность.  А ведь это то, что делает человека  человеком.
    Идея излечивать, изменяя  людские  эмоции и настроение, известна издавна.  Древние философы Сократ,  Платон,  Аристотель, Аристофан и другие, чьи мудрые мысли и сегодня восхищают нас, знали о лечении КНИГОЙ.  Аристофан рекомендовал свои комедии преступникам для исправления их натур.  Древние считали, что мудрые  книги нужно читать для лечения сердца.  Сегодня  учёные и лучшие врачи мира  рекомендуют чтение  книг  для  тренировки  мозга, ибо, во – первых,  при этом формируются новые связи между зонами  мозга, которые отвечают за кратковременную и долгосрочную  память. О – вторых, при чтении мы получаем эмоции и удовольствие, что увеличивает психическую  активность и способствует оздоровлению  организма.
  В детстве  очень любила  творчество М. М. Пришвина, продолжает Фаина Андреевна. Как – то, находясь не в лучшем состоянии, решила перечитать его рассказы о ленинградских /блокадных/ детях.  Начала с рассказа «Бабушка и внучка».  В этом произведении бабушка Евдокия  Ивановна за неимением другой возможности помочь голодной и измождённой детдомовской девочке, даёт ей две ложечки повидла:  одну – от головной боли, другую – от животика.  Бабушкина доброта и сердечность сделали чудо: «Ну вот, бабушка,  мне кажется, теперь у меня всё прошло», - сказала сиротка. От чтения, я наполнилась радостью за этих двух одиноких людей, нашедших друг друга.
    А вот что сказал о чтении книг английский  священник,  писатель и полемист
ХV11  века Джереми  Кольер: « Книги – наши  руководители в юности и утешители  в  старости. Они – поддержка одинокому и позволяют ему не тяготиться самим собой. Благодаря им  мы легче переносим  коварство  людей и обстоятельств, смиряемся с заботами и разочарованиями».
   Книги всегда  рядом, и мы верим им.  Для избавления от депрессий и неврозов  можно выбрать  произведение  любого автора, любого  жанра и любой эпохи.  Важно, чтобы читателю были знакомы и понятны чувства, ситуация, обстоятельства героя, описанные в книге, чтобы они не оставили равнодушным.
        Другой известный английский философ, историк, политик Френсис Бэкон однажды сказал, что «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению».
 С давних пор книга не только источник знаний, умный друг и памятный подарок. Это целый мир прекрасных сказок, интересных историй и классических образов.
 Книга – наш первый друг, и какой  будет эта дружба, зависит от нас с вами. 
  Интересная мудрая книга научит мечтать, быть добрым и вежливым, говорить правду, различать добро и зло, верить в чудеса.
        Мне  75  лет, - пишет Лебедев  Геннадий Васильевич из г. Копейск  Челябинской  области, - прочитав  статью Фаины  Андреевны  Ивановой из Омской области «Книга – друг, учитель и целитель», и захотелось и мне кое – что дополнить.
  Преподаватели  русского  языка и  литературы  бьют  тревогу;  дети  мало читают.  Телевидение и Интернет вытесняют  книгу.  По  телевизору  в основном  стрельба,  мордобои да  рекламы. Что же  удивляться,  что идеалами  молодых  становятся  бандиты,  супермены,  олигархи…
    Когда я учился, - продолжает  Геннадий  Лебедев, - нашими  идеалами  были  люди  благородные,  мужественные,  готовые к самопожертвованию  на  благо  Родины  герои,  такие  как  Павка Корчагин из книги «Как закалялась сталь»  Николая  Островского,  Олег Кошевой, Сергей  Тюленин и другие из «Молодой гвардии» Александра  Фадеева,  Алексей  Маресьева – писателя  Бориса Полевого и другие.   Мы  тогда  много  и  жадно  читали. Благодаря своему  старшему  брату  в  семь  лет я уже  умел  читать.  В  5-м и 6-м  классах  читал  Льва  Толстого, Ивана  Тургенева, Фёдора  Достоевского…
  Литература и  русский  язык  были  моими  самыми любимыми  предметами.  Все  диктанты и сочинений я писал на  отлично.  Мечтал  получить  литературное  образование, но,  увы,  семья  была  большая, а  жили  очень  бедно,  поэтому  пришлось  идти  работать.  30 лет  отработал  под  землёй  в  угольных  шахтах.  Прошёл  трудовой  путь навалоотбойщика  до  начальника  участка.  Но  любовь  к  книге   сохранил  на  всю  жизнь.  Встречая  хорошую  книгу,  мне  хочется  как  можно больше  узнать о  её  авторе.  В  его  лице я как бы   приобретаю  доброго  друга.  Когда  стою  возле  книжного  шкафа,  мне  кажется,  что  от  книг  исходит  какая – то  аура.  Ведь  в  них   собрана  многовековая  человеческая  мудрость.
    Ничто так не развивает воображение, как  книга!
… Пусть Книга явится чудом открытий и будет верным другом на всю жизнь. /Светлана Ночка/
. …Дом,  в котором нет книги,  подобен  телу,  лишённому  души!  -  так выразил свою мысль великий  ЦИЦЕРОН
       Хорошие книги дарят нам радость, - пишет  Мальцева О. С. из деревни Аникиевской  Архангельской области, - читать папа  научил  меня  очень рано. В  три – четыре года любимым занятием было чтение вывесок  на улицах. В ту пору наша семья жила в Соломбальском районе, историческом центре Архангельска. В первом классе я уже читала весьма бегло. Как – то на день рождения мама подарила мне книгу Евгения Коковина «Детство в Соломбале»,  и эту книгу храню до сих пор. Кроме  школьной, записалась в две библиотеки.  Уроки  литературы любила и позже, когда училась в техникуме. Даже повзрослев, по-прежнему люблю  читать книги.  Когда перелистываю  любимые  книги, кажется, забываю о болезнях. Желаю  всем любителям  литературы  жить здоровой и радостной  жизнью.
      Мне 48 лет, - пишет  Долгих Татьяна  Викторовна из  города Харабали Астраханской  области.  Я с детства  люблю  читать  книги.  Нас с сестрой  до  сих  пор  помнят  в  городской  детской  библиотеке,   потому  что  мы так много  читали.  Любовь к  книге  привила  и  своей  дочери  Марии.
  Убеждена,  что книги – это  проводники  в  жизни.   Они  заставляют  нас  думать,  сопереживать,  радоваться.
    Как трогательно, тепло и  с благодарностью  вспоминает о своих учителях, Носенко А.  И. из Волгограда: «Мы дети войны, Жили и учились в голоде,  холоде.  А наши учителя  не только воспитывали и учили  нас,  но и подкармливали  кусочками  кукурузных  лепёшек  или  варёной  свёклой.  И всегда  был чай,  заваренный  на  травах. Называет учителей,  давших ей путёвку  в жизнь:  историк и географ, классный  руководитель  Георгий  Пантелеймонович  Кваша,  математик – Сергей Климентьевич  Устименко, химик – Наталья Павловна  Горская,  литератор – Мария  Александровна  Горская,  биолог -  Тихон  Фёдорович  Горский. 
  Низко кланяюсь их светлой памяти. Благодаря им  я получила   образование,  воспитала  с мужем  двух замечательных  детей.  Это об учителях  поэт  Андрей  Дементьев  написал:
                Они нас ждут,
                они следят за нами.
                И радуются всякий
                раз за тех,
                Кто снова  где – то
                выдержал экзамен
                На мужество, 
                на честность,  на успех.
                Не  смейте  забывать
                учителей,   
                Пусть будет  жизнь
                достойна  их  усилий.               
                Учителями славится  Россия,
                Ученики  приносят  славу  ей.         

    Когда я была ребёнком, наша семья жила в посёлке  лесорубов, - рассказывает Билалова Валентина Фёдоровна из города Перми.  – Школа располагалась в  7 километрах от посёлка. Во время учёбы я жила в интернате, в котором воспитателем работала  Таисия Алексеевна Шестакова. Время было голодным и холодным, и потому я часто белела. Однажды  прохворала всю учебную четверть, и мама  решила, что  в школу  я больше не пойду. Неожиданно к нам приходит Таисия  Алексеевна.  Не поленилась прошагать  7 километров в лютый мороз, чтобы убедить мою маму, что мне надо учиться.
  Таисия Алексеевна учила нас жизни, а если видела, что мы голодные, приносила из дома буханку хлеба и каждому раздавала по кусочку. После окончания  школы я получила  высшее образование и отработала на авиационном  заводе  49 лет.  Всю  жизнь я помню и благодарю  замечательного  человека  большой души и доброго сердца  - Таисию  Алексеевну за то, что её забота определила  мою судьбу.               
        Как  трогательно и от  чистого сердца  и  души написала  о своей первой учительнице Устюгова  Валентина  Павловна  из села  Берёзово Курганской области.  -  В   1935  году я пошла в 1 – ый класс Мариинской школы /Хабаровский край/.  – Самое яркое  воспоминание  детства  -  первый день в классе,  знакомство  с учительницей  Ольгой Тимофеевной  Александрович.   71  год прошёл с тех  лет, а её улыбка, добрый  взгляд, прикосновение тёплой  руки  к голове не  уходят из  памяти.  Она  открыла нам  окно, через  которое  мы  увидели  свою огромную  Родину,  научила  гордиться  званием гражданина,  ввела в мир  наук и  человеческих  отношений. И те из её  учеников,  кто  выбрал  впоследствии  профессию  учителя,  своим  делом продолжили  её,  нашу Ольгу Тимофеевну.
      
      У каждого  человека есть или был любимый  учитель, - вспоминает Белякова  Надежда  Борисовна из города Ардатов Мордовия. – У меня это преподаватель зарубежной и русской литературы  Михаил Михайлович Бахтин, талантливый учёный, педагог, литературовед и философ.
  Когда он в первый раз  вошёл  в аудиторию, меня поразили его глаза:  удивительно умные и по – отечески  добрые. Наш  староста Володя  Гобов  поспешил поставить к кафедре  стул, преподаватель был на костылях, но  Михаил Михайлович за всю лекцию  не присел ни на минуту.  Говорил он так красиво и так много  знал, что мы сидели, как  заворожённые.  С первой  лекции  он буквально покорил нас. И мы, чтобы не ударить лицом в грязь, засели за книги. И мы читали, конспектировали, от семинара к семинару, становились всё активнее, наши рассуждения всё больше наполнялись  смыслом.
 Общаться с Михаилом  Михайловичем было  одно удовольствие.  Он не обрывал студентов на полуслове,  давал  возможность высказать своё  мнение и только потом указывал на огрехи, ошибки, неточности. И делал это в очень  корректной  форме. Иногда он приглашал  студентов на консультации к себе  домой. Столько книг, как у Бахтиных, я никогда не видела!
 М. М. Бахтин многое нам  дал, научил смотреть на происходящее  своими  глазами, иметь собственное мнение.  В жизни это очень важно.
 О культуре этого человека можно говорить бесконечно. Она проявлялась во всём: в опрятной и скромной  одежде, в безукоризненно правильной  речи, широком  кругозоре и богатом духовном мире.  Он хотел, чтобы мы много знали и пришли в школу «сеять разумное, доброе, вечное».
  Желание своего преподавателя я, надеюсь,  выполнила: начала  работать в Ардатовской  школе после университета и осталась в ней на всю жизнь. И я счастлива, что по краешку  моей  судьбы прошёл  известный  всему  миру учёный, исследователь, литературовед,  настоящий  советский  Учитель и просто  замечательный человек – Михаил Михайлович  Бахтин.

    Тридцать лет я проработала в сельской  школе  учителем  русского  языка и литературы, - пишет Шумейкина Валентина  Сергеевна из села  Ивановка  Саратовской области.  – Учила школьников не только грамотному  письму и чтению, но и готовила к жизни в разных её проявлениях, чтобы  взрослея,  они могли отличить  хорошее  от плохого и, конечно же,  любить  свою Родину.
      «Поклонитесь учителю» - так назвала свою статью Черкашина К. И. из села  Ладовская Балка Ставропольского края.  -  2015 года  объявлен  Годом литературы.  А  вспоминается  мне год 1937,  когда отмечали столетие со дня смерти  А. С. Пушкина.
 В школах тогда  проводили  утренники, вечера,  читали  стихи и пели песни на стихи  поэта. Портрет и стихи Пушкина  были на обложках  ученических тетрадей.
   В нашем классе уроки русского языка и литературы  вёл  Борис  Александрович  Крючков  Всегда чисто выбрит, опрятно одет. В класс входил Учитель. Все  дружно вставали, приветствовали его, и … начиналась сказка!  Он декламировал стихи,  читал прозу.  Я очень любила его уроки, благодаря  которым  стала много читать.  Правда, книг в доме не было, так как мы жили очень бедно. А сельская  читальня от нашего дома  находилась на приличном  расстоянии. Зато, на моё  счастье, близко располагалась  машинно – тракторная станция, где работал папа комбайнёром. Там была большая библиотека. Друг отца, дядя  Ваня разрешал мне брать книги.  Это было счастье!
  Любовь к книгам осталась со мной  до старости, передалась  детям и внукам.  А вот правнуки сидят за компьютером.
  Помню, меня очаровала  книжка «Ребята и зверята» . О. Перовской.  С какой  любовью она написала о братьях наших меньших!  И  только через сорок лет я увидела в киосках эту книгу и, не раздумывая, купила.  Читала  её по вечерам своим  детям, и они слушали, раскрыв  рты.  Теперь, спустя годы, от имени  учеников  Бориса  Александровича  передаю последний поклон нашему Учителю.
     Люблю  профессию  учителя, - пишет Кузнецова  Евдокия  Ивановна  из  посёлка Пинеровка Балашовского  района  Саратовской  области.  – Среди  моих  учеников  есть  и  врачи, и  лётчики,  и  доктора  наук,  и  просто  хорошие  люди.  Не  пропал  даром  мой  40 – летний  труд  учителя в  школе.  Радуюсь,  что  часто  приглашают  на  торжественные  мероприятия,  а  бывшие  выпускники  -  на  встречу  с ними.   Школьники  и  учителя  нередко  приходят  ко  мне  домой  в гости.  За  такое  внимание  благодарю  администрацию  и  учителей  Пинеровской  средней  общеобразовательной  школы.  В  ней сейчас  трудятся  педагогами  шестеро   моих  учениц.  Горжусь!
     В библиотеках всегда были очереди, - вспоминает Амосова Л. В. из города Ярославль. – Летнее утро. Выхожу из дома. Рядом на своём крылечке сидит сосед дядя  Лёша. В руках у него  толстая книга.  Заглядываю на обложку – Лев  Толстой «Война и мир». Удивляюсь:  я ещё только рассказы и сказки читаю, а он…
  В послевоенные годы у большинства людей не было ни телевизоров, ни телефонов. Но были у большинства – КНИГИ.  Мы жили  интересно, много читали, общались, давали друг  другу почитать понравившиеся литературные произведения, обсуждали  жизнь героев.
  На 13 – летие  родители подарили мне  книгу «Весна света»  Михаила Пришвина с дарственной надписью  - пожеланием  здоровья и счастья. Я храню её до сих пор, как знак любви  и памяти о моих родителях. Имея  четырёхклассное  образование, они умели ценить настоящее богатство.
   А сколько радости  было, когда я узнала, что жемчужина древнерусской литературы «Слово о полку  Игореве»  было найдено в Спасо-Преображенском
монастыре,  моего родного города.  В холодные зимы поздно вечером ищу на чистом небе Большую  Медведицу и думаю о юной Наташе Ростовой из «Войны и мира», ведь  ей столько же лет, сколько и мне тогда. И мне тоже хочется на первый в жизни бал, и я  не чувствую  холода, потому что в душе теплится  радость ожидания чего – то большого и чистого, что может быть только в 15  лет.
  Обидно,  что  многие современные дети предпочитают  Книгам Интернет.  А ведь самое  ценное – не в компьютере, не в  дорогих  вещах.  Самое  важное – чувства  добрые пробуждать  в  тех,  кто  рядом,  расти  духовно.  Это, на мой взгляд, и есть  здоровый образ  жизни.

   …Книгу  люблю  с  раннего  детства, - говорит  Татьяна  Васильева, писатель, из Москвы. – Мне  посчастливилось  родиться  в столице,  потому  были  доступны  крупные  библиотеки.  Перечитала  множество  хороших и  мудрых  книг. До  сих  пор  предпочитаю  бумажную  книгу  электронной.   В ней хороший  дух и  колорит. 
       Ни одного дня без книг, -  пишет человек, проживший 80 лет – Козионова В. Д. из города Осинники Кемеровской области; - Чтобы не впадать в уныние и депрессию, читайте  больше книг, газеты, журналы, слушайте хорошую музыку, декламируйте  стихи, восхищайтесь красотой природы.  Берите  пример с меня.
  Уверена, - продолжает Валентина  Даниловна, - что я  и  сверстницы  моих  лет,  уже  бабушки  и  даже  прабабушки,  часто  говорим  своим  взрослым  детям,  что  нельзя  малышам  практически сутками  играть  в  компьютерные  игры,  что  это  опасно  для  здоровья.  В  ответ  же  слышим: «Иначе  ребёнок  не  будет   знать  компьютер!  Он что,  хуже  других?».  И  взрослые  суют  в  руки  ребёнку  2-3  лет  телефон  - айфон и  говорят: «Сиди  тихо,  играй,  только  не  мешай!».  Считают,  что таким  образом  учат  ребёнка  жить в  современном  мире.
  Конечно, родители   дают образование,  заботятся  о  здоровье,  развивают  занятиями  в  кружках.  Но  ведь  воспитание  идёт  на  собственном  примере.  А  что  видят  дети?  Спины  своих  родителей,  сидящих  перед  компьютерами.  Дети  же  недопустимо  мало  времени  проводят  на  свежем  воздухе.  У  них  нет  возможности  познавать  мир и  себя.  Родители  порой не  знают,  как  оторвать  ребёнка  от  монитора,  чтобы  он  хотя  бы  уроки  сделал.  И  как  быть?
  Для  этого  надо  самим  выйти из  сети,  отключить  все  гаджеты.  И  вспомнить  своё  детство,  свои  игры. После  работы,  невзирая  на  усталость,  пообщаться   с  подростком,  погулять  с  ним,  побеседовать,  сходить  в  музей,  на  концерт.  Наладить  с  ним  отношения,  понять  его  настроение  и  тревоги.  Научить   его  гулять,  играть,  готовить  уроки,  помогать  на  огороде  или  на  даче,  поболтать  перед  сном и так  далее  Вот  это  есть  нормальная  жизнь,  такая,  какой  она  и должна  быть!.
   
    …Почему  молодёжь  перестала  читать? – задаёт вопрос  Соколова  Татьяна  Николаевна из города  Павлово Нижегородской  области.  – Разве  информация в Интернете о каком – либо художественном  произведении  может заменить само  произведение, то есть подлинник?
 Я  училась  в сельской школе и  помню,  как  после  уроков  мы  выстаивали  очередь  в библиотеку, чтобы  взять нужную  книгу.  С каким  упоением  мы  читали,  а потом  обсуждали «Коварство и любовь» Шиллера, «Ромео и Джульетту» Шекспира!
 Я поддерживаю учителей и учёных, которые  утверждают, что  любовь к  книге  надо  прививать с детства.  Ибо, как  сказал  великий  просветитель  Дидро: «  Человек перестаёт  мыслить  тогда,  когда  перестаёт  читать!»
      
 « Хочешь  жить  долго?»  Вспомни  песню  из  кинофильма «Семнадцать мгновений  весны»  «Не  думай  о  секундах  свысока!»  Под  таким  девизом  жили и живут,  работали  и  работают  наши  легендарные   нелегальные   разведчики.  Несмотря  на постоянные  психологические  испытания,  без  которых  разведчику  не  обойтись,  неизбежное  напряжение  и  почти  всегда  огромную  ответственность,  они  живут  долго.  Приведу  несколько  примеров.
    Вот что  говорил  легенда  советской,  российской  научно – технической  разведки   Барковский  Владимир  Борисович,  проживший более 90  лет,  о долголетии  разведчика.  Приведу   дословно  его   слова: «Разведка – эта  такая  сфера  деятельности, которая здорово  укрепляет  память.  В  условиях  экстрима,  нервного  напряжения,  риска  профессионал  вытаскивает,  выжимает  из  себя  все  силы и  ресурсы. Иногда даже ему неведомые,  скрытые.  Если  это  удаётся, разведчик  повышает  класс. Его  мозг  постоянно  работает, в  действии: читает  книги, разгадывает  кроссворды, разную  литературу.  Когда  тут  стареть?  Истязая  себя   мыслью,  вы  удлиняете  собственную  жизнь.  И если  уж  добрались  до  каких – то  возрастных  вершин, то  приобретённые и  постоянно  используемые  интеллект,  память,  умение  спокойно  и  точно  анализировать  продлевают  ваше  активное  существование.  До  вечности  далеко, а до 80 и дальше  -  вполне  и  вполне».
    Борис   Игнатьевич Гудзя – старейший  чекист  ушёл из жизни в возрасте 105  лет.
    Александр  Семёнович  Феклисов – Герой  Советского  Союза,  разведчик по атомной энергетике  и Карибского  кризиса,  прожил  93  года. 
   Не могу не  включить  в  список  разведчиков – нелегалов , долгожителей – супругов:  Михаила  Исааковича  и  Елизавету  Ивановну  Мукасей.  Михаил   ушёл  из жизни на 102 году,  а его  жена  Елизавета  ушла, когда  ей  было  97 лет.
  Не  дай  Господь  испытать  столько,  сколько  выпало  нелегалу,  герою 
 России  Алексею  Михайловичу  Козлову.  Выданный  предателем,  он  отсидел   2  года  в  тюрьмах Южно-Африканской  Республики.  В  каждую  пятницу  из  камеры  смертников  его  водили  на  казнь,  но  судьба  улыбнулась. Его  обменяли.  Через  определённое  время,  снова  нелегал -  разведчик.  Дожил  до  80  лет.
    
         Алексей  Николаевич  Ботян  -  разведчик -  диверсант,  а  потом,  после  войны,  нелегал,  герой  России,  ставший  одним из  прообразов  майора  Вихря,  спасшего  Краков  от  разрушения в Великую   Отечественную,  по  сей  день  пользуется  глубочайшим   уважением.   В 2017 году  исполнилось  100  лет и здравствует и  ныне.
        Геворк  Андреевич  Вартанян, Герой  Советского  Союза прожил  88  лет.  Будучи  нелегалом,   он  столько  совершил:  вот лишь  небольшой  эпизод – о  предотвращении  покушения   на  Сталина, Рузвельта  и  Черчилля  в  Тегеране – 1943  г.  Он говорил: «Столько  в  жизни  было  всякого.  Но мы  не  вспоминаем о  плохом,  мы  его  отбрасываем.  Это  не  бодряческий  оптимизм.  Живём  хорошим. Это  тоже  продлевает  жизнь».  Его, ныне здравствующей  жене – Гоар  Левоновне – тоже разведчица – 91 –й год.
      Список  можно  продолжать:  в  95  умер  один  из  руководителей  «Красной  капеллы»  Гуревич,  месяца  до  этого  возраста  не  хватило  Громушкину,    военная  разведчица   Троян  дожила  почти  до  90.
  Казалось  бы,  работа  у  шпионов  тяжёлая,  живут  они  в  постоянном  состоянии  стресса.  Несмотря  на  стрессы,  они  живут  долго.
      Как  объяснить  этот  феномен?  О  том,  что  профессии,  связанные  с  интеллектом  и  творчеством,  помогают  жить  дольше,  прекрасно  знает  известный   геронтолог,  профессор,  член -  корреспондент  РАН  Владимир  Анисимов.  Полученные    нами  данные  говорят  о  том,  что  высокий   интеллект  и  образование  способствуют  увеличению  продолжительности  жизни.  Учёные  выявили  интересные  закономерности.  Например,  общественное  признание  играет  важную  роль, поэтому  дольше  других  живут  нобелевские  лауреаты /  старше  90  лет из  них  каждый  6 –ой/  и  академики / каждому  13 –ому  из  них  за  90  лет/. 
   Смертность  людей  с  высоким  уровнем   образования  в  4  раза  ниже,  чем  у  малообразованных.    Их  биологический  возраст /  показатель  реального «износа»  организма/   тоже  меньше,  чем  у  сверстников,  не  получивших  такого  же  образования.  Мозг  у  них  работает  лучше,  ведь  без  нагрузки,  он  стареет  быстрее.    
     Послушайте  мнение  долгожителя:  Как  прожить  дольше?  Юлия 
Ксюнина,  который  прожил  103  года и  ещё  живёт.   Как  говорит  Юлий, про  секрет  долголетия  не  скажу – есть  в  этом  тайна.  Не зря  же Господь  каждому  его  собственный  век  отмеряет.  А  вот  своими   способами  могу  поделиться.  Первый  и, наверное,  главный -  ТРУДИТЬСЯ.  Служил  подводником.  Капитан  1 -  го  ранга.  Вышел  в  отставку и ни одного  дня  без  работы.  Не  увлекался  алкоголем  и  курением.  Кушал  свежие  овощи  и  фрукты,  выращенные  на  даче.   ПИТАНИЕ – это  второе.  Третье,  КНИГИ.  Я очень  много  читаю  и  пишу  мемуары.   
   
 «Если  ты  желаешь  долго  жить  --  старайся  быть  хорошим  человеком!»  -   так  высказал  ветеран  Великой  Отечественной  войны – 97  летний  Фёдор  Данилович  Коваль,  подполковник  медицинской  службы  и  ещё  работающий  в  этой  сфере.  Смысл  жизни  для  меня  в  том,  чтобы  быть  полезным  обществу,  людям,  природе  и  земле  матушке.  Веду  здоровый  образ  жизни:  не  курю,  пью  редко  спиртное.   Питаюсь  умеренно,  но  ем,  что  хочу:  кислое,  солёное,  горькое,  сладкое.  Мозг  должен  работать  постоянно -  много  читаю.  Я  ещё верю  в  силу  ауры,  то  есть  симбиоз  души  и  духа.  Положительная  аура  даёт  человеку  хорошее  самоощущение,  работоспособность,  ну  и,  наверное,  долгую  жизнь.  Злоба,  ярость,  уныние,  тоска,  зависть  -- эти  чувства  разрушающие!
 
    Как отмечает  научная  медицина,  главным  фактором,  влияющим  на  продолжительность  жизни -  ПСИХИКА.  Все  болезни  начинаются  с головы.   Человек  нервозный,  злой  своими  эмоциями  убивает  в  первую  очередь  себя.  Есть  известное  библейское  выражение – «дух  животворит».  Объяснение  тому,  почему  немощные, но  добрые,  светлые  люди  доживают,  несмотря  на  свои  многочисленные  недуги  и  болячки,  до  глубокой  старости. Другой  пример,  верующие  люди  живут  дольше, чем  не верующие.  Верующие  нужны  Богу и  потому  ОН   никогда  их  не  бросит.
               
     Продолжение  будет