Книга - друг, учитель и целитель - Продолжение 1

Рудольф Ложнов
         Восхищённо и от души  пишет о своих чувствах,  о красоте природы и доброте,  Лаврентьева  Алла  Аркадьевна  из города Балаково  Саратовской  области, - «…  а над  головой во всю ширь нежнейшей  синевой  разлилось  небо. Солнце будто из леечки поливает  мир теплом  своих лучей. Как же хорошо!  И эта нега вместе  с  воздухом  весны проходит  сквозь меня, наполняя лёгкостью и радостью каждую клеточку.
   Хочется улыбнуться, обнять весь этот  светлый  день. Пожелать  всем добра  любви…  И петь, петь, петь…».   
     К вечеру небо очистилось от скучной серости, - продолжает далее Алла Аркадьевна, - и заголубело нежным шёлком.  Закатное солнце окрасило редкие облака в розовый цвет, и они, будто сказочные кораблики, плыли по бескрайнему голубому простору. Еле видимый серебристый самолёт прочертил длинную розовую  дорожку, и вот уже не «кораблики», а смешные « барашки» бегут, приплясывая, наперегонки в счастливую розовую даль…  Созерцание природы – это радость, наполняющая сердце покоем и нежностью.    Мне нравится радовать  других,  делать  сюрпризы, подарки. Стараюсь это делать нестандартно, с душой;  подбираю / или сочиняю/ стихи, песню, вкладывая во всё смысл и искреннее  желание  доставить человеку удовольствие.
  Ещё  меня радуют успехи и  хорошие  перемены в жизни  родных и друзей:  люблю читать газеты, писать и получать письма,  поднимают настроение  хороводы  звёзд  в ночном  небе, листопады и метели,  фильмы и хорошие  передачи по ТВ.  Оказывается,  жить в радости – это  так  просто. Ведь  умение радоваться  делает  человека намного  счастливее. 
  «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала  своё хорошее настроение», - сказал когда – то нидерландский философ  Спиноза.
 
        О лете так хорошо описала  Кузьмина  Галина Георгиевна,  из села  Засечное  Пензенской области,  что  я не мог не включить  её рассказ в свою книгу: - Ты приносишь  мне радость  и  удовольствие. Очень  люблю тебя за   благодатное  тепло,  яркие  краски и  богатые дары  природы. Удивляюсь способности солнечного лучика  будить  меня утром и,  играя, ласкать  моё  лицо и руки.  Встаю,  предвкушая  радость встречи с тобой.
  Летнее  утро  свежо и прекрасно!  Серебристая  роса сверкает  под  лучами  набирающего  силу  солнышка. Поднимаю голу,  смотрю  на голубое  бездонное  небо.  Весёлые  разноголосые песни  звенят в вышине.  Очаровывает  своим  пением влюблённая  парочка  соловьёв. Сердце моё  вновь и вновь замирает при звуках  их  трелей.  Хочется  петь вместе с соловьями.  Хочу, чтобы лето  было  жарким,  чтобы  вновь  испытать  блаженство  от  купания  в нашем Сурском  море.  Хочу  позагорать,  набраться  сил  здоровья.
   Очень  люблю  летний  дождь, приносящий  прохладу  в знойный  день.  Он  даёт силу  природе и  человеку.  Ему  рады  травы,  цветы, деревья. Рады дождю взрослые и особенно  дети.  В детстве, мы, ребятишки,  после  дождя  бегали босиком по тёплым лужам.  Брызги летели  в разные  стороны, а нам было весело и радостно.  О, лето!  Как ты прекрасно!
      
      Своё видение природы в осеннюю  пору,   так  вдохновенно описал  Сачков Н. А. житель города Зеи  Амурской области: - Оделись в золотой наряд  деревья.  Летят, кружась в воздухе,  жёлтые и  багрово- красные  листья, устилая землю  мягким ковром.  Лишь дуб не расстанется с ними осенью и будет всю зиму щеголять хоть и в побуревшем, но летнем наряде.  Дуб сбрасывает листья весной, с началом сокодвижения. Такая вот причуда у чудесницы – природы.
  Ах, осень!  В эту волшебную пору я всегда любуюсь нашими горами.  Одетые в багрец и золото, они очаровательны.  Особо  сильное впечатление производят наши сопки, когда въезжаешь в город со стороны Соснового Бора или Заречной  слободы.  Люблю бродить по аллеям городского парка. И вы, граждане, как бы ни были заняты, выкройте час – другой, пройдитесь по утопающим в осеннем  золоте улицам и переулкам, зайдите  в парк, полюбуйтесь  яркими  красками.
      
     Лучшего ничего не напишешь, как сочинила стихотворение об осени   Семченко  Людмила Павловна из посёлка  Архара  Амурской  области:
                Как я  люблю тебя,  ранняя  осень!
                Воздух  бодрящий  и  шорох  листвы,
                Белых  берёзок  янтарную  проседь
                Дарит  природа  нам  этой  поры.
                Ярко- пурпурная  ветка  калины
                Нежно  стучит  мне  в  окно,
                И  отлетающий  клин  журавлиный
                Вот  уже  уверенно  встал  на  крыло.
                Ранняя  осень!  Милая  осень!
                Сколько  ж  прекрасного  даришь  ты  мне!
                Юности  отблеск,  как  в небе  просинь…
                Шелест  шагов  на  волшебном  ковре.    
 
    Своё восхищение  природой так же красиво  описывает  Артемова Татьяна Андреевна из города Серпухов Московской области: Каждый раз, когда  смотрю на небо, не перестаю восхищаться его неотразимой, изысканной, ни  с чем несравнимой  красотой.  Я преклоняюсь перед  Творцом этого необъятного, таинственного и загадочного  небосвода.  Ни одному художнику, даже самому талантливому не под силу изобразить на холсте всю его красоту – в отличие от картин небесная панорама  живая! Она меняется каждое мгновение.
Если включить  воображение, сколько интересного  можно увидеть! Недавно я наблюдала забавные метаморфозы дождевого облачка.  Сначала оно походило на небольшую гору, через несколько секунд  превратилось в страшного динозавра. Он преобразился  в собаку с открытой пастью,  собака – в кита,  который быстро вытянулся и стал змеёй. А она вдруг разорвалась на три части, и от облака не осталось и следа, оно словно растворилось…
  Небо восхитительно в любое время суток: ночью – мерцанием  звёзд, утром – пылающей зарёй, днём -  причудливыми облаками и радугой после грозы, а вечером – прощальным багровым  закатом. Созерцая их, мы заряжаемся космической энергией.   Чаще смотрите на небо – оно успокаивает душу и дарит  умиротворение.
    
    Как можно остаться равнодушным, читая стихи Белгородской поэтессы  Татьяны Рыжовой о красоте природы и доброте, - говорит  Прасолова Любовь Васильевна  из  Белгорода.
                Я  деревню  люблю свою очень,
                Несравним  её  воздух  ни с чем.
                Здесь другие и лето, и осень,
                И особые  люди  совсем…
  Потеряв в детстве ноги, она сохранила чистую, светлую душу,  жила  по  принципу: «светить  всегда,  светить везде…».  Она умела увидеть красоту в малом, привычном,  близком  и всех  звала  полюбоваться и  удивиться  сиреневому  инею,  накрывшему  деревню,  васильку,  жмущемуся  к  пшенице,  квохчущим у крыльца  курам…  В её стихах   столько  нежности,  ласковости,  детского  и  мудрого. Их  читаешь не  глазами,  а  душой.  Она была певчей  птичкой  родного  края:
                Романс ночного снегопада
                Легко  и  медленно  звучит.
                Ни  слов,  ни музыки  не надо,
                Когда над  миром  он  летит.
                В  такую  погоду -  мечтать и мечтать…
                В такую  погоду  -  всю  землю  обнять,
                Снежинкой  на  ветке  её засверкать!               

      Не оставит  также  никого  равнодушным,  стихи Абрамова  Николая  Васильевича, жителя города Костромы, так трогательно и с такой любовью изложенные в стихах   о босоногом детстве и о своей малой  родине:
      Мне не надо богатства и славы            Босиком пробежаться по лужам
      И не надо  заморских  даров.             После тёплой весенней  грозы, 
      Мне милее  родные  дубравы               Соловьиную песню послушать,
      Да  луга, где раздолье  цветов.          Родниковой  напиться  воды.
   Там, где в зарослях  тихая  заводь,        На рыбалку уйти ранним  утром
   Шелест крылышек  синих стрекоз,            По холодной хрустальной  росе,
   Босоногое детство  осталось –              В жаркий полдень в реку окунуться,
   Мир забытых  мечтаний и грёз.              Полежать на горячем песке.
     С той поры  много лет пролетело,       И,  уставши, в дурман сеновала,
     Деревеньки моей уже  нет.              Не раздевшись, с размаху упасть.               
     Больно  сердцу. И всё же хотелось      И, как в детстве, забыв всё на свете,
     Возвращаться в  тот  мир детских лет.  До  полудня  беспечно  проспать.               
               
       Как красива природа  и как  велик  человек,  облагораживающий  её.  Эти  люди  не  случайные.  Это  умные,  образованные,   бесконечно  любящие  природу,  преуспевающие во  многих  других  областях  знаний  и  искусств,  ценители  прекрасного.  Они  оставляют  после  себя  яркий  след  на  Земле.
        Один мудрый человек сказал: «Превращайте эту землю в рай. Не ожидайте,  что кто – то однажды  позовёт  вас  в прекрасный   сад,  а своими  руками  творите  его!»
Вот о чём нам надо думать и делать каждому из нас!

 … Когда встречаю на страницах газет и журналов рассказы о любви к книгам, очень радуюсь, -  говорит Бурундукова Т. В. из города Шахты Ростовской области. – Ведь я посветила им всю свою  жизнь.  С семи  лет мама брала меня в библиотеку,  где  она работала техничкой, и я словно растворялась в этом литературном  царстве. После  школы окончила библиотечное отделение  Пермского  техникума. Проработала  библиотекарем два года и ушла в книжную торговлю. Очень любила свою работу!  Покупатель мог потеряться в море книг; не найти нужную, и тогда я спешила на помощь – подсказывала,  советовала, и он  уходил довольный.  Сама  много читала, да и сейчас записана в две городские  библиотеки, хотя дома своя  большая.
   
     Читать  люблю с детства, - говорит Иванова  Наталья  Павловна из посёлка Кошурниково Красноярского края.  – Но если меня спросят, какая  из  прочитанных  книг  самая  любимая, ответить не смогу. Потому что нравится  очень многое:  классика,  фантастика,  исторические  произведения,  издания  о  путешествиях,  природе, животных…
  Как Наталя Павловна претворяет в жизнь описанные  события в книгах:    « Сегодня, к примеру, - пишет она, -  гуляю по тайге с героями произведений  Виктора Астафьева и Владимира  Топилина, завтра совершаю морские прогулки с человеком – амфибией  Александра Беляева  или знакомлюсь с островом  погибших кораблей из его одноимённого романа. А послезавтра отправлюсь  в кругосветное путешествие с персонажами Жюля Верна…»
     Никогда не стоит забывать о книге, ведь чтение учит, воспитывает, приносит
удовольствие и радость…
      Книга – мой друг, - пишет Артемова Татьяна из города Серпухов, - она, как и песня, сопровождает меня всю жизнь.  В детстве я обожала сказки и фантастику, в юности увлеклась романами и классикой, а сейчас интересуюсь познавательной  и духовной литературой. Мы больше уделяем внимания оздоровлению тела и  забываем о том, что первоначально надо заботиться о состоянии  души.  А самым  действенным лекарством для души являются книги. Воистину книга для меня не только источник знаний, но и интересный собеседник, верный друг и душевный лекарь!
    ,,, Всем лучшим в себе я обязан книгам! – сказал Максим Горький.  Гениальная фраза!  Ещё он добавил: «Любите  книгу -  источник  знания!».  Эти слова Максима Горького многие из нас помнят ещё со школьной скамьи, - продолжает Артемова.  -  Однако,  читая некоторые  книги, мы приобретаем не только знания, но и развиваем умственные способности, воображение,  тренируем память, лечимся от депрессии, спасаемся от одиночества, учимся заботиться о своём здоровье.
 
     После окончания войны,  мы хуторские дети учились в начальной школе в своём хуторе, -  рассказывает  Зацепе Анна Филипповна из города Ейск Краснодарского края.  - После начальной  школы, уже в 5 – класс ежедневно ходили в соседний хутор «Таманец», где была семилетка. С утра детвора собиралась  в небольшие группы, чтобы отправиться за 4 километра от дома. Так учились три года.  Был ли дождь, снег или светило яркое солнышко – в пути было очень весело!
 После семилетки, пришлось идти  в школу за 5 километров в другой хутор при любой погоде.  Буфета в школе не было, поэтому «дорога к маме», к её наваристому борщу и свежему молочку несла нас обратно с удвоенной скоростью.
   Учились мы хорошо. Пообедав, сразу же садились за уроки.  Заданное пересказывали,  много  читали. С родительского собрания родители возвращались с радостными  лицами.
  Уже нет родителей, да и мы давно пенсионеры,  ветераны  труда…  Но послевоенное  детство, пусть трудное, не очень сытное,  но такое  счастливое,  мы вспоминаем с улыбкой.

    …Знаете, что способно защитить нас от болезни Альцгеймера, снизить стресс,
избавить от уныния и тяжёлой депрессии, улучшить сон и мозговую активность? – пишет  Папуша В. С.  из г. Харькова.  Ответ – чтение книг!  Не зря учёные считают:  чтение способно лечить. Оно улучшает память, развивает мозг и мыслительные способности. Это универсальный способ сохранить живой ум даже в старости. Всего 6 минут чтения на 2/3 снижает уровень стресса. Уважаемые граждане, добавьте чтение  книг в свой ежедневный график дел – вы на себе убедитесь в пользе этой  терапии! Я, к примеру, уже  лет 60 не расстаюсь с книгами и на себе ощущаю их благотворное влияние на здоровье. А ведь на днях отметил своё  80 – летие…
       Британские  учёные пришли  к выводу, что тягой к знаниям  обладают люди, склонные  жить долго. Оказалось, что  клетки у  образованных  людей  стареют  в несколько раз  медленнее,  чем у малограмотных испытуемых.  Часть ДНК – теломер,  находится  на концах  хромосом. Чем  теломер  короче – тем  процесс старения протекает  быстрее и, видимо, тем меньше информации человек  приобрёл, то есть мало читал, мало  занимался   самообразованием.  Кроме того,   образование  помогает  людям  принимать  верные  решения, лучше  справляться  со  стрессами и точнее выбирать  путь  в  жизни.  Из зарубежных материалов Александр  Крылов.
     Двенадцатилетнее  исследование немецких учёных – геронтологов показало, что кто посвящает чтению белее трёх с половиной  часов в неделю, проживает в среднем на два года дольше, чем те, кто предпочитает обходиться без печатного слова.
     Как отметила в своём стихотворении  Лец Л. А. из села Кужбал Костромской области, - чтобы прожить сто и более лет:
                Я знаю секрет долголетия,
                Хочу его людям открыть;
                Чтоб в жизни достигнуть
                столетия,
                Мир надо беречь и любить.
                Пусть каждый листок
                и букашка
                Родными  нам будут вовек,
                И белая в поле  ромашка,
                И старый больной человек. 
                Пусть сердце любовью пылает,
                Пусть в нём только
                радость  живёт,
                Божественным светом сияет
                И к вечному счастью зовёт.
                В любви,  укрепившись
                духовно,
                От зла мы планету спасём
                И в правде, в добре,
                безусловно,
                Сто  лет на земле проживём.    
 
         Вот что  говорит  о современном языке Виноградова Е. А. из города Владимир; « Я люблю родной русский язык.  Он не только « великий, могучий, правдивый и свободный», но ещё выразительный и богатый словами. Всегда слежу за тем, что и как говорю. Избегаю ненужных слов, люблю  вставить  образное  выражение.  И так обидно бывает за наш  язык, когда  слышишь  убогую,  невыразительную  речь,  да ещё  с  матом,  которым  грешат  сейчас  даже  женщины.
  Иногда  слышу,  как  молодые  люди идут по улице и громко  бранятся.  Делать им замечания  бесполезно – не поймут, чего от них хотят. Ведь они привыкли  общаться  только на таком языке.
  Проходила как – то  мимо школы.  Была тёплая погода.  Ученики на перемене высыпали на улицу.  Приближаясь к ним, я придержала шаг. Прислушалась. И – какой ужас! -  услышала бранные слова из детских   уст!  А ведь, может быть, они  только что вышли с урока  литературы, где читали  великих  поэтов  Пушкина  или  Лермонтова,  где звучала прекрасная  русская  речь.  Почему же  между собой  они говорят на другом,  а не на русском, языке?   
 
       Обидно за родной язык, -  добавляет  Черноштанов  И. Ф. из города Оренбурга, - прочитал в газете ЗОЖ  заметку  Клавдии Налимовой  из г. Анапы в защиту родного  русского  языка  и  тоже  решил высказаться. Мне, как и Клавдии, 87 лет. И половину из них я борюсь за чистоту  языка, особенно последние 10 лет.  Иностранщина  на  майках и штанах – это ещё терпимо, а как бороться с надписями аршинными чужими буквами везде и повсюду?
  В нашем  областном  центре три года назад  построили  огромный  торговый  супермаркет «Север».  И снаружи, и внутри прекрасная отделка, всё блестит, идеальная  чистота, этажи связаны между собой эскалаторами и лифтами.  Пошёл полюбоваться им в первый раз и не понял:  туда ли попал?  Надписи сплошь на иностранных языках!  Настроение резко упало, хоть поворачивай  назад.  Но вдруг на входе  в один из торговых  залов  увидел надпись крупными  русскими  буквами:  «Оренбургский пуховый платок» и как будто бальзам глотнул. Сердце забилось ровно и спокойно. Присел на диванчик и подумал: мне ни разу  не приходилось  бывать за границей, но уверен, что вряд  ли в  Лондоне, Париже  или  Вашингтоне  можно   увидеть столько вывесок с использованием  русского языка, как у нас – с использованием иностранных… Очень  обидно за русский родной язык.
        Мне 87 лет, - пишет  Налимова Клавдия  Павловна из посёлка  Шушенское  Красноярского края. – До пенсии  преподавала  русский язык.  А теперь куда ни посмотри – на майках,  штанах,  на всём и везде иностранщина. Такое в наше,  советское время не было. Так обидно сейчас за родной русский язык!

 …Когда исчезает народный язык – народа нет более!-  писал великий педагог и учитель Ушинский.
          
          Помните В. Маяковского:  - Да будь я и негром преклонных годов,
                И то, без уныния и лени,
                Я русский бы  выучил только за то,
                Что им разговаривал Ленин!               

 …  Учёные  считают, что самый простой способ привить ребёнку к чтению – читать ему вслух до тех пор, пока он не научится читать сам. Читать вместе с ребёнком, обсуждать прочитанное, объяснять непонятные слова и так далее. Важно также не перегружать ребёнка большим объёмом текста. 30 минут  чтения в день вполне достаточно. Почему   СССР был самый читающей страной в мире?  Потому, что во многих семьях тогда царил  культ чтения – в любой квартире на видном месте стояли книжные полки. Люди покупали книги, доставали, дарили. Одалживали друг другу почитать на вечер, на день. В библиотеках на книгу записывались на очередь.  Не читающий ребёнок выглядел странно – сейчас так же странно выглядят  дети без мобильных телефонов.
 Поэтому родителям, прежде чем прививать ребёнку любовь к чтению, нужно самим полюбить  читать,  - так призывает  Марина Степанова – профессор.
   
    Умение читать самостоятельно помогает ребёнку  развивать память и воображение, учиться  мыслить и формировать  собственное мнение. Под влиянием  прочитанного  самостоятельно его речь  становится  более  грамотной, яркой и образной,  что способствует  дальнейшей хорошей учёбе в школе. Вот почему многие  родители  хотят привить  своему чаду  интерес к чтению. Как можно раньше.  Но как это сделать, чтобы процесс  был  увлекательным и без принуждения? На этот вопрос отвечает  Ирина Антонова – логопед – психолог клиники «МЕДСИ г. Москвы;
   Залогом успеха должен стать личный пример:  если в семье много читают,  шансы на то, что книги заинтересуют и ребёнка, достаточно высокие.  Читайте ему  вслух с пелёнок! И пусть это станет вашей общей привычкой и потребностью, своеобразным ритуалом.  Чтение  успокаивает  ребёнка, помогает переключить его внимание и развеселить, когда капризничает. И удивительным образом  сближает.
  Отведите для посиделок с малышом  за книгой уютное светлое  местечко, и пусть он наслаждается  вашим  голосом, наблюдает за выражением лица и ловит интонации  голоса.  Важно на это время выключить все посторонние источники звука  - телевизор,  радио, шумные бытовые  приборы.
 Совсем  крохам декламируйте  стихи – они их очень любят!   Гармонией и напевностью  рифмованные строки действуют на младенцев  умиротворяюще.
  Детям  постарше читайте книжки с картинками, на котором  можно  увидеть  то, о чём идёт речь в сказке  или  рассказе.  Рассматривайте  героев, обсуждайте  их действия  и поступки.
  Со временем у малыша появятся первые  любимые книжки, которые он будет множество раз с вашей помощью «перечитывать».  И это хорошо – ведь чем чаще он будет слушать ту или иную сказку,  тем быстрее научится пересказывать услышанное.  Затем ребёнок самостоятельно листать понравившуюся книгу, рассматривая картинки и подражая вашей манере  чтение – сначала лепеча что – то мало разборчивое, а затем  чётко проговаривая отдельные слова и целые  предложения.  Но важно не переусердствовать  - если малыш не желает  слушать, а хочет поиграть, отложите  чтение на более  подходящее  время.
  В заключение скажу, что научить ребёнка рано читать самостоятельно ещё не значит привить ему  интерес к книгам.  Научившись читать,  малыши в большинстве  своём делают это чисто механически, не вдаваясь в смысл прочитанного.  Поэтому они не  в состоянии понять и тем более пересказать сюжет.  В таком случае чтение может превратиться для них в нелюбимое и даже ненавистное задание. Когда же  книгу им сначала  читают  взрослые, дети сосредотачиваются не на узнавании букв и не на сложении слогов в слова, погружается  в мир  фантазии и воображения.
       
                Продолжение будет