Леонов Иван Сергеевич

Владимир Балашов
(Вместо некролога)
Леонов Иван Сергеевич (1931-2017),  заместитель председателя Домодедовского горисполкома (1973-1982) - по статусу и должностным обязанностям курировал отрасли строительства и коммунального хозяйства в Домодедовском районе, а значит и городской отдел по делам строительства и архитектуры, то есть был моим непосредственным начальником. Однако структура управления в Домодедовского горисполкома была не такой простой, как могло показаться на первый взгляд, во всяком случае, она точно не была линейной. Если вопросы коммунального хозяйства Иван Сергеевич вел в полном объёме, то отдел архитектуры курировал только в части индивидуального строительства граждан, и поэтому, я был достаточно редким гостем в его кабинете. Рабочие контакты зампредседателя и производственные интересы  решались с участием сотрудников отдела: Быкадорова Владимира Алексеевича (позднее он стал первым директором Домодедовского городского рынка, если я не ошибаюсь) и Колесова Константина Васильевича (Гектопаскаль - http://www.proza.ru/2014/01/18/961, Спецчасть - http://www.proza.ru/2017/02/15/666), военных отставников, мичманов Северного ВМФ. Ну и, обычно, раз в квартал с ним активно общался инспектор (ГАСК) Госарстройконтроля, Мозгунов Михаил Пантелеевич, (бывший полковник ВС СССР) в периоды сдачи в эксплуатацию объектов жилья и соцкультбыта, порой для получения очередных накачек, имевших целью продавить приемку объектов с недоделками.
А вот решения в части любого государственного строительства, а тем более крупных градостроительных вопросов в районе проходили без участия  Ивана Сергеевича, и замыкались исключительно на председателя исполкома - Третьякова Александра Константиновича. Однако протокол, или, как сейчас говорят, регламент, никогда не нарушался - проекты решений исполкома, формально подлежащие рассмотрению курирующего строительство заместителя председателя, попадали на подпись Ивана Сергеевича, и визировались им, но без вопросов ко мне, обсуждения и каких бы то ни было замечаний. Нужно отметить, что к чести И.С.Леонова, им никогда не высказывалась критика, оценки или неудовольствие подготовленными решениям в вопросах городской архитектуры и градостроительства. Возможно, так работали все заместители председателя исполкома, оставляя за председателем компетенцию по части тех функциональных задач, которые тот оставлял исключительно за собой.

Но не бывает правил без исключения, есть тому примеры и в наших "производственных" отношениях с Иваном Сергеевичем. Однажды ему с моим участием было поручено с выездом в Москву на совещание ознакомиться и подписать так называемое архитектурно-планировочное задание (АПЗ) на разработку проекта дороги Москва-Дон (ныне М4*). После достаточно длительных предварительных изысканий и проектных проработок институтом "Союздорпроект" была предложена трасса дороги от Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), в обход городов и других населенных пунктов с разделительными полосами, развязками в двух уровнях на пересечениях с другими дорогами по территории Московской области. Как тогда говорили, возможно в шутку, такие технические требования были установлены первым секретарем обкома КПСС Конотопом В.М. Эти проектные материалы и должны были одобрить представители руководства Ленинского, Домодедовского и Ступинского районов, по территории которых намечалось строить дорогу.

Существующее Каширское шоссе шириной дорожного полотна 7 метров с двумя полосами движения, построенное в 1959-1966 годы, как дорога третьей технической категории, было перегружено транспортом. В пределах Домодедова с севера на юг и в обратную сторону двигался неиссякаемый плотный поток транзитного транспорта, пересечь который по городским улицам было практически невозможно ни автомобилю ни пешеходу, тем более, что тогда - в середине семидесятых, в границах г. Домодедово на Каширском шоссе был только один светофор на пересечении с ул. Советской. Поскольку самым узким местом на Каширском шоссе все и проектировщики и дорожники и местные власти однозначно считали участок по городу Домодедово, первым этапом строительства дороги Москва-Дон объявлялся объездной маршрут г. Домодедово.
Так вот, в частности, этим АПЗ было намечено, что трасса М4 будет проходить по Рыбушкиному оврагу (долина р. Пахра) вплотную к восточной границам городских предприятий: 342 з-да, СМУ треста "Энергостальконструкций", Огнеупорного завода и др., по площадкам, которые город намечал использовать под строительство ППЖТ*, для развития магистральных инженерных сетей: ливневой канализации, водоводов и резервуаров от 6 ВЗУ на р. Пахра, ЛЭП 10-35 кв., для развития мощностей предприятий промзоны г. Домодедово. Мною эти аргументы были публично высказаны на этом совещании Но не смотря на очевидность ущербности для городского развития проектного решения "Союздорпроекта" и то, что я почти держал его за руки, Иван Сергеевич подписал АПЗ, полный гордости за выполненное им поручение.

Однако позднее судьба распорядилась по-своему - спасибо садоводам с/т Металлург 2, Металлург 3, чьи сады частично сносились по этой версии трассы. Их актив (работники Министерства) после многочисленных жалоб в Совет Министров РСФСР и неоднократных совещаний на уровне Мособлисполкома и Правительства РСФСР сумел добиться решения о переносе трассы за пределы этих садоводческих товариществ. И в один прекрасный момент я получил специальный телефонный звонок от С.А. Зарифьянц, главного инженера проекта дороги "Москва-Дон": "Балашов, радуйся, на твоей улице праздник, ждем предложений по переносу трассы". В итоге проектных уточнений, дорога была отодвинута от городской черты и уже с 1984 года по 1990 год был построен и сдан в эксплуатацию первый участок М4 - объезд г. Домодедово. В 1999 году было сдано в эксплуатацию уже 72 км дороги с 4 - 8 полосами движения, в 2000 году - 63 км дороги по Московской и Тульской областях. В результате сегодняшняя автодорога «Дон» стала продолжением Липецкой улицы в Москве.

Оценивая работу Ивана Сергеевича по курированию вопросов строительства и коммунального хозяйства, возможно, я никогда бы не сказал тех слов, которые будут ниже, если бы на собственной так сказать "шкуре" не испытал всех ее прелестей, приступив в 1984 году к исполнению обязанностей в этой расстрельной должности (заместителя председателя Домодедовского исполкома по строительству и коммунальному хозяйству). Вот список подведомственных ему учреждений и предприятий (Решение Домодедовского горисполкома № 407/6 от 12.04.85 г.):
Трест "Мособлсельстрой" № 11, отдел главного архитектора, Управление коммунального хозяйства, городское жилищное управление, эксплуатационные службы газового хозяйства, сетевой район "Мособлэлектро", распределительные сети "Мосэнерго", ДДРСУ, ДРСУ-6 участок № 2, спец.РСУ, Бюро технической инвентаризации, Участок от Видновской теплосети "Мособлтеплоэнерго", Управление водоканализационного хозяйства, Районный узел связи, Радиоузел, Общество охраны природы, Совет садоводческих товариществ, Уполномоченный по заготовке внеплановых кормов.
Координирует работу постоянных комиссий городского Совета по строительству и промышленности строительных материалов; по жилищно- коммунальному хозяйству и благоустройству; по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Возглавляет комиссии исполкома по проведению смотра технического состояния жилого фонда; по оценке строений и зеленых насаждений; по выбору земельных участков под строительство, по приемке объектов коммунально-бытового и жилищного назначения, административную № 2, содействия охране памятников истории и культуры. Координирует работу Совета уличных комитетов.

Помимо всего прочего, через человека в этой должности проходит 80-85, если не больше, процентов письменных жалоб населения, на нем ответственность перед начальством за их своевременное и качественное рассмотрение или решение поднятых в них вопросов. Поэтому, суть ее в том, что поднять и носить с собой и не только в рабочее время груз городских проблем: где-то нет света или воды, прорвало канализацию, или перебои с теплом, на крышах снег и сосульки, множатся неорганизованные свалки или процветает самовольное строительство и т.д. и т.п. ...
Вот небольшая иллюстрация фрагмента работы в этой должности.
ЖСК "Октябрь", три 5-ти этажных дома на ул. Советской. Ноябрь, резко похолодало, на улице в ночь ожидается минус 10. В квартирах немногим больше нуля. Газовую котельную, которая топит эти дома, газовики не разрешают включать. Побывал в котельной, посмотрел замечания газовиков - формальность, мелочи, практическая ерунда. Звоню в областную газовую службу сначала с рабочего места, потом из дома, перехожу от одного должностного лица к другому, выше рангом. Наконец, на достаточно высоком уровне, нахожу понимание ситуации - обещают дать команду на включение. И только в час ночи котельная начинает работать, наконец ложусь спать, засыпаю. Утром встаю с головной болью, боль не проходит а только нарастает день, два. На третий звоню в скорую помощь, приехавший врач делает очень болезненный укол огромной иглой ниже поясницы. Головная боль, вскоре уходит.

Я проработал в этой должности, как мой предшественник - Абросов В.П., бывший гл. инженер СПКТБ "Энергостальпроект" и преемник Леонова И.С., всего 2 года, поэтому снимаю шляпу перед почти 10-летним подвигом Ивана Сергеевича, отдавшего этой сложной и ответственной, сволочной, а для начальства - расстрельной, но безусловной важной и полезной работе над поддержанием жизнедеятельности городской среды. Иван Сергеевич - царство тебе небесное!

P.S.
* ППЖТ (Предприятие промышленного железнодорожного транспорта)  обособленное транспортное предприятие, либо отдельный транспортный цех завода, фабрики, электростанции или иного промышленного объекта, в задачу которого входит транспортировка промышленных грузов (продукции, сырья, отходов производства) с одного промышленного объекта на другой, либо, чаще всего, от объекта до станции, входящей в сеть РЖД. В Домодедово в рамках этой идеологии ныне действует ЗАО Домодедовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта.

**Федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон» - автомобильная дорога федерального значения Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск. Протяжённость автодороги составляет 1543,7 км.