6. Зооморф. образы в языч. веров. др. славян

Элеонора Ковалева
6. Зооморфные образы в языческих верованиях древних славян

Пантеон славянских богов богат и разнообразен. Нам, в первую очередь, интересны божества, имеющие отношения к животным. Хорошо известны два праславянских божества – Перун и Велес, или Волос. Перун, громовержец, был богом воинов, его жилище помещалось на вершине горы, а капища возводились на возвышениях. Он преследовал змееподобного Велеса за то, что тот украл у него скот, людей, в некоторых мифах – жену. В наиболее древних мифах Змей Волос (Дракон, а возможно, и Змей-Горыныч из более поздних легенд и сказок) «проглатывал» Солнце. Несмотря на свою «змеиную природу», в качестве атрибута жизненной силы, он сохранял волосы, от чего и происходило его название. Поэтому иногда он являлся в медвежьем облике. От Перуна хитрый Велес прятался на земле: то под деревом, то под камнем. Перун метал в него стрелы (молнии), а завершался их поединок тем, что на землю проливался благодатный дождь, необходимый для земледелия. Таким образом, Велес жил на земле и отражал хозяйственную деятельность человека и окружающую его природу. Постепенно его образ претерпел изменения. Он превратился в «скотьего бога» - защитника домашнего скота.
   В славянском пантеоне божества олицетворяли также природные стихии. Например, Сварог, бог ветра (ведет свое происхождение от греческого бога-кузнеца Гефеста), имел сыновей, Сварожичей: Огонь, Молнию, Солнце. Атрибуты Сварога – конь и копье или огромный вепрь. Бог солнца, Даждьбог, раздавал земные блага: ведь от солнца зависели природные и земледельческие циклы. Главным женским божеством служила Мать сыра земля. С плодородием и коллективной деятельностью земледельцев была связана Мокошь, или Макошь. Олицетворением непреодолимой воли к жизни служил Ярила.
   Наряду с высшими, существовали божества, стоявшие на ступеньку ниже: Род (покровитель людей), его помощницы Рожаницы, Чур (отсюда - выражение «Чур меня, нечистая сила»!) и др. Существа следующего уровня выполняли определенные функции или являлись отражением абстрактных понятий. Они часто объединялись в пары (так называемые, двоичные персонифицированные противопоставления, или бинарные оппозиции): Правда – Кривда, Доля – Лихо. Самыми абстрактными из них были Чет-Нечет. Противопоставлялись мужская и женская сущности как правая и левая стороны, что учитывалось при обрядах и ритуалах. Женщины были связаны с магией и колдовством, а также с Морем (в паре Море – Суша). Славяне были земледельческим народом, и море не любили: в море обитали Морской царь и 12 его дочерей, неблагоприятных для человека - Лихорадок и Лихоманок.
   Кроме того, рядом с человеком соседствовали сущности, принимавшие различные обличья; в более ранних верованиях они имели зооморфный образ, который сменился (но не заменился совсем) антропоморфным. Это домовой, леший, водяной, русалка и др. Из животных главные роли играли медведь и волк.
   Славянские праздники и обряды привязывались к определенным  календарным датам, т.к. для земледельцев смена времен года, соблюдение определенных сроков при работах в поле были крайне важны. Праздновались дни летнего и зимнего солнцестояния, Масленица, Купала, Кострома и пр.