15. Танцующая жар-птица

Элеонора Ковалева
 В мифах, легендах и истории

  Было у старика, как водится, три сына. Два умных, а один – дурак. И повадился кто-то потравлять посевы. Послал старик старшего сына – тот проходил дозором сутки вокруг поля – и никого не увидел. Послал старик среднего сына – тот устроился на краю поля, да хлебнул горячительного из заветной фляжки, чтобы согреться, а потом, ясное дело, заснул. Ничего, конечно, не увидел, а  посевы опять оказались потравлены. Тогда послал старик младшего сына. Тот спрятался в копне сена и увидел,  как на поле опустилась стая птиц, которые оборотились прекрасными девами. Выскочил наш Иванушка-дурачок – куда там! Снова стали девы птицами и взмыли в небо с печальным криком… Только перо ему на память и осталось. Взял его в руки, а оно – жжется. Понял он, что недаром они потравляли посевы: был это знак свыше. То ли прогневала семья старика чем-то живительные силы природы, и тогда надлежало ему, младшему сыну, быть принесенным им в жертву; то ли, наоборот, явились они провозвестниками счастья и удачи, и нельзя было их упускать… Закручинился младший сын – все никак не мог забыть про красоту волшебных дев. Да и отправился их искать…
   Примерно так можно было пересказать целый ряд русских народных сказок. (Правда, Ершов сделал это по-своему и добавил в свою сказку замечательных, подобных огню, коней и смешного, но волшебного уродца, Конька-горбунка.) Двоякость образа Жар-птицы породила недоверие к ее перьям: считалось, что они приносят несчастье. А уж потом это поверье было перенесено и на павлиньи перья. Поверье сохранилось до сих пор.
  Однако, если вы полагаете, что основой легенд о жар-птицах послужил гость из теплых стран – павлин, то вы ошибаетесь! Жар-птица – это журавль!
    Какое же отношение серые журавли имеют к сказочной Жар-птице – красивой, да расписной? Оказывается, самое прямое! Священными птиц сделали их танцы. А зачем птицы танцуют? Ясное дело, славят солнце! Иначе помыслить наши языческие предки не могли. Поверья о журавлях как птицах, неразрывно связанных с солярным культом, широко распространены не только у славян, но почти у всех народов Севера и Востока. В названии птицы «журавль» - «жаравь» - отразилось главное свойство солнца – жар. «Жеравик» – в некоторых русских говорах обозначал и журавля, и раскаленные угли. «Жеравый» переводился как «жаркий, горящий, раскаленный», а «жарявый» - как «горящий». Вот тебе и серая птица!
   Мотив танцующих журавлей широко использовался в орнаментах: журавли изображались вместе с семарглами, например, вышивались на полотенцах Среднего Приднестровья. На Руси журавли «танцевали» на женских украшениях, в деревянной резьбе некоторых церквей, на страницах старинных фолиантов. Один из древнейших украинских танцев-хороводов имитирует движение журавлей. А хороводами сопровождались не просто праздники, но и сакральные действия, связанные с приумножением плодородия.
  Журавлиные пары складываются на всю жизнь. Пройти мимо такого факта человек не мог, поэтому птица стала символом верности. В легендах потерявшие подругу журавли не разбиваются о землю, как лебеди, но навсегда остаются в одиночестве. В Китае одинокий журавль становился спутником монаха-даоса. В Японии его почитали за символ мудрости.
   Обычно журавли живут и гнездятся на болотах. А там, по поверьям, издавна селится и всякая нечистая сила. Однако птицам, посвященным солнцу, она не страшна! Кроме того, в христианстве им покровительствует сам Святой Георгий.
  Кто не взгрустнет, услышав курлыканье журавлей, а когда поднимет голову - увидит журавлиный клин: вот и кончились теплые денечки, впереди – хмурая осень, снежная зима… Совсем по-другому звучит журавлиная перекличка весной: вроде те же трубные звуки, а сколько в них радости! Прилет и отлет этих птиц символизировал фазы солнечного цикла и летнего солнцестояния.
При переходе от языческих верований к христианству, журавли вместе с аистами и соловьями легко превратились в «божьих птиц», несущих человеческие чаяние к небесам.
   Журавли - очень сторожкие птицы. Кормясь на полях, они не подпускают человека ближе, чем на 100-200 м. Тут их чаще всего и видят люди, но только издали. Поэтому в легендах птицы –девы, хотя и являются людям, но не  подпуская к себе никого, исчезают. Ночевать они возвращаются в родные болота. Осторожность журавлей была отмечена в геральдике. На гербах некоторых благородных домов появился журавль, застывший на одной ноге, с камнем в другой. Это означало, что владелец герба отличился, отражая нападение неприятеля.
   На Украине и Руси журавль, как и аист, служил символом любви к родному краю: куда бы не занесла человека судьба-дорога, птица навевала воспоминания о «малой родине» и о том, что умереть и быть похороненным предпочтительней на родной земле, а не где-нибудь на чужбине.
   Мифологические мотивы, связанные с журавлями, дожили до наших дней. И наше подсознание немедленно выдает их, даже если нам кажется, что мы ничего не знаем о них. Поэтому в ХХ века аварский поэт Расул Гамзатов создал стихотворные строчки столь понятные любому русскому (да и не только русскому):
                Мне кажется порою, что солдаты
                С кровавых не пришедшие полей,
                Не в эту землю полегли когда-то,
                А превратились в белых журавлей.
 
      В природе

     В России водится шесть видов этих птиц, и четыре из них, увы, нынче прочно обосновались на страницах Красных книг. Согласно Международной программе спасения журавлей, их специально разводят в особых центрах, помещая яйца, точно куриные, в инкубаторы.

   Самый редкий, самый охраняемый вид – белый журавль, или стерх (Grus leucogeranus). Стерх - птица не маленькая. Весит она 5-8 кг, а в размахе крыльев достигает 2,5 м. Старые птицы – действительно белые, с черными концами маховых перьев, а молодые – рыжеватые. Кроме того, у старых птиц клюв, лицевая часть головы и ноги – ярко-красные, будто горящие огнем.

   У японского (G. japonicus) и черного (G. monacha) журавлей, тоже живых редкостей, имеются «пылающие» шапочки, у даурского (G. vipio) – алое пятно вокруг глаз. И ареал их распространения раньше был несравненно шире. Птицы встречались и на севере, и на востоке нашей страны.

   Единственный журавль России, которому сейчас не угрожает полное исчезновение – это серый (G. grus). Он широко распространен в Европе (от Скандинавии до Дуная) и почти по всей России. Местами серые журавли живут в Закавказье, и Малой Азии. Зимовать птицы отправляются на север Африки, на берега Средиземного моря, в Иран и Ирак, на север Индии или юго-запад Китая.
 
   Образ жизни всех журавлей схож. Прилетев на родину, птицы некоторое время держатся стаями, - потом разбиваются на пары. Свой прилет они «празднуют» танцами. Зачем же журавлям танцы? Оказывается, для синхронизации сроков размножения; танцы помогают молодым – выбрать пару, зрелым – подтвердить правильность сделанного выбора, лишний раз продемонстрировать избраннице или избраннику свою верность.
   Для гнездовья журавли используют заболоченные луга или болото. Все виды журавлей – никудышные зодчие. Они складывают на кочку несколько ветвей или просто делают ямку, выстилая ее сухой травой или перегнившим камышом, куда самка откладывает 1-2, очень редко –3 яйца. Зачастую вокруг гнезда по колено стоит вода. Главное – чтобы вокруг гнезда был хороший обзор. Тогда враг (человек или зверь) не подберется незамеченным. Самка насиживает, а самец подает сигнал, если заметит опасность. Тогда самка незаметно сходит с гнезда и, отбежав на несколько метров, взлетает.
   Пары не нуждаются в соседях: расстояние между гнездами бывает 5-6, реже 2-3 км. Журавли, родившиеся в прошлом году, сбиваются в стайки по 6-10 штук, и все лето проводят вместе. В размножении они не участвуют.
   Между откладкой первого и последнего яйца проходит пара дней.  Насиживание длится 3-4 недели. Из 2-3-х журавлят в живых, увы, обычно остается только один. Но зато самый сильный. Птенцы относятся к выводковому типу: они зрячие, в пуху, сразу могут бегать. А то и лягушонка склевать. Учиться летать журавлята принимаются в возрасте полтора месяца. Они берут разбег, пуская в ход свои длинные ноги, и стараются догнать взрослых, отчаянно машут крыльями, чтобы с их помощью бежать быстрее, стараются, но никак не могут оторваться от земли… И вдруг в один прекрасный момент воздух начинает их держать, они взлетают.
    Журавли – взрослые и молодняк, ставший на крыло - летят кормиться на ближайшие поля и луга. Едят они как растительную (семена, ягоды, молодые побеги трав, в том числе – всходы хлебов), так и животную (насекомых, лягушек, змей, мышей) пищу. Вред хлебам от налетов журавлей невелик; нашими предками он воспринимался как искупительная жертва.
    Когда журавли летят, то вытягивают вперед голову, а назад – ноги, и равномерно машут крыльями. Журавлиный клин – весьма экономно рассекает воздух. Вожака у птиц нет. Когда тот, кто летит впереди, устает, он перемещается назад, а его сменяют следующие за ним. Этого люди долго не знали, полагая, что стаю птиц в чужую землю или, наоборот, на родину ведет мудрый старый вожак.
    Хотя доля правды есть и в этом: кроме инстинкта, журавлям требуется опыт старших. Птицы, выращенные человеком, привязываются к нему, но вернуть их в природу оказывается делом, весьма затруднительным. Человек не может обучить птиц всем журавлиным «премудростям». Осенью инстинкт вызывает у них смутное беспокойство, заставляя собираться в стаи. Но инкубаторские птицы не знают тех путей пролета, по которым дикие журавли устремляются в теплые края.
  Что только не предпринималось, чтобы выпустить журавлей на волю! Ученые специально отвозили их самолетом в Индию и Иран. Сотрудники Центров по спасению журавлей пускались на всякие хитрости, чтобы вырастить инкубаторских птенцов как  д и к и х  журавлей. Они надевали специальные серые балахоны, а на руку – рукав с клювом и глазом, служившими для молодняка ключевыми стимулами, по которым те «опознавали» родителей. В последние годы к работам по спасению журавлей подключились любители-дельтапланеристы, например, итальянец Анджело Деарриго. Его дельтаплану было придано отдаленное сходство с огромным журавлем, и он пытался «водить» за собой в воздухе стаю молодняка в Штатах, и у нас, в России. Когда-нибудь человек сумеет отправиться с журавлями и на зимовку. Должно быть, это удивительное ощущение – лететь вместе с птичьей стаей!