17. Управляющие зверями и духами и их помощники

Элеонора Ковалева
   Мы уже знаем, что человек поклонялся многим животным, как богам. К особо почитаемым зверям относились медведь и волк, а среди птиц выделялись орел и ворон. Зоолатрии - культы животных - существовали у большинства народов мира (в частности, этрусков, древних греков и римлян, славян). При отправлении культа люди одевались в шкуры зверей и птиц, устраивали особые праздники, которые сопровождались «медвежьими» или «волчьими» плясками. Они были призваны обеспечить успех в охоте или способствовать плодородию земли. Иногда эти ритуалы сопровождались инициациями, т.е. посвящением людей в другой социальный статус: мальчик становится охотником или воином, девочка – невестой. Для этого у первобытных народов существовали мужские или женские «тайные» общества. Как правило, инициация включала 3 ступени: выделить индивида из привычного сообщества и состояния, поместить в условия переходного периода, вернуть в общество обновленным. В детских сказках народов России и других стран остались пережитки этих обрядов: заблудившихся детей пытается съесть баба-яга или волк, унести в «иную страну» гуси-лебеди. В Европе были тайные общества «людей-медведей», «людей-волков»; до ХХ веке в Африке сохранились общества «людей-леопардов», члены которых также проходили обряды посвящения. Согласно языческим верованиям, надевание шкуры зверя (тотема или покровителя рода) придавало человеку его качества: силу, ловкость, смелость, непобедимость.
   У всех народов имелись свои посвященные в тайное знание: шаманы, кудесники, знахари и пр.
   Шаман – центральная фигура шаманизма, человек-посредник между миром людей и миром духов. Его всегда окружают духи-помощники, часто имеющие зооморфный облик (медведь, волк, олень, орел, сова или филин). Шаманские камлания – ритуализированные действия, вводящие всех участников в состояние транса. Магические ритуалы были призваны излечить больного; проводить в царство мертвых душу умершего; изгнать злых духов; «вселить» душу еще не родившегося ребенка в тело беременной женщины, обеспечив благополучные роды; смирить непогоду. А также – послать удачу охотникам и рыболовам, приманить к ним добычу, предварительно испросив у духов разрешения «возродить» души убитых ранее животных. Кроме того, в шаманских камланиях ученые видят зачатки народного театра.
   Шаманы, весьма условно, подразделялись на «белых» и «черных»: первые – использовали, в первую очередь, помощников, связанных с Верхним миром, вторые – хтонических чудовищ. Так, в неолитических культурных слоях Урала и Сибири попадаются бронзовые бляхи орла и совы (филина), принадлежащие к атрибутам шаманского культа: орел относился к божествам, сова – служила символом смерти.
    Жрецы или шаманы также проходили посвящение, в котором большое значение имели зооморфные чудовища подземного или подводного мира и демоны - они «проглатывали» посвященного, перевоссоздавали его в ином качестве или заставляли посетить царство мертвых. Инициированные шаманы обретали способность превращаться в разных животных и говорить на их языке.
   «Кудесник» - языческий жрец древних славян, одетый в куделю – волчью шкуру. По предположению российского историка и археолога Б.А. Рыбакова, куделя скрывала князей, которые считали «невместным» появляться среди простого народа в обычном виде, да к тому же они имели право совмещать свое княжение со жреческими функциями.
    Познакомимся с некоторыми наиболее почитаемыми представителями животного мира.

    В мифах, легендах и истории

   Орел – символ огня, небесной силы, бессмертия. Это птица солярного культа, демиург древних греков и римлян и многих других европейских народов, а также излюбленный объект гербов, как отдельных знатных фамилий, так и целых стран. Но и на более ранних этапах развития человечества, охотники, степняки-кочевники также обожествляли эту птицу, считая ее либо посланников богов, живущих на небе, либо самого неба.
   Человек издавна завидовал орлиному зрению, видя, как эти птицы парят на восходящих потоках воздуха и высматривают добычу. А также орлиной силе и ловкости, умению поймать даже крупную добычу. Орел являлся тотемом многих племен и до сих пор почитается многими народами России. У сибирских и алтайских народов (якуты, тунгусо-маньчжуры и др.) орел служил помощником шамана. У якутов божество, «Горбоносый орел», Отец орлов, наказывал того, кто причинял орлам вред. У кетов, енисейских остяков, тофаларов и др. народов существуют легенды, в которых культурный герой влезает на дерево и грозит разорить гнездо орла. Тогда орел вступает с ним в переговоры и добывает огонь с небес. В этом плане он конкурирует с вороном. Имеются легенды, повествующие, как один орленок был похищен другим орлом или каких-либо злым духом, а ворон – хитростью возвращал его в родное гнездо. В русских народных сказках орел помогает доброму молодцу добыть невесту или победить врага, например, Кощея Бессмертного. Распространены мифы о борьбе орла и змеи (жителях верхнего и нижнего миров). У европейских народов орел символизирует юношескую силу, бодрость духа, но также и гордыню. «Черная птица» (каракош) у ряда народов (в. т.ч., казанских татар) помогает богатырям-героям после того, как они спасли ее птенцов от нападения злого дракона. Орел (обобщенный образ) – непременный участник жестокой битвы, он парит над сражающимися воинами, одновременно вдохновляя их и ожидая падали. (Недаром германские валькирии имели орлиные крылья). Буряты поклоняются орлу-могильнику, охраняют его гнездовья. Сами птицы не избегают овечьих пастбищ, близости человека. Крупные хищные птицы часто служили символом царской власти: орлы изображены на гербах России, США и многих других стран.
 
    Нет второй птицы, которая бы в такой мере почиталась сколькими народами и Северной Америки, и Евразии как ворон!  Это и тотем, и демиург, и помощник колдунов и шаманов. Ворон был одновременно связан с солнцем, небом, землей, водой, подземным миром. В качестве культурного героя чукчей, коряков, ительменей, североамериканских индейцев ворон создал небо, свет, сушу, обучил людей рыболовству. Раскрасил других птиц, а сам стал из белого – черным. Вместе с куропаткой добыл свет – пробил дыру в земной тверди, а также высек огонь. Согласно легендам, ворон-тотем и патриарх рода имел большую семью и учил своих детей правильным социальным отношениям. Если ворон выступал против «чужих» - то побеждал их как герой. Если же против своих – превращался в трикстера, попадая в смешные положения. Кроме того, он почитался как Великий Шаман. Согласно чукотским легендам, Ворон защитил своих детей-людей от злых духов. Якуты полагали, что он всегда помогает Черному Шаману, а эвенки - богу-творцу, но из-за лишней самостоятельности только все портит. Его роль - проводника в страну мертвых - объясняется своеобразным криком, черным оперением и повадками (вороны не брезгуют мертвечиной). Ворон служил как дурным, так и добрым вестником. В русских сказках, Ворон Воронович, одним героям помогал, другим – вредил. Во многих мифах его антагонистами выступают волк и орел.

    В природе

    Орел беркут (Aquila chrysaetus) – имеет широкий ареал; попадается в Европе, Азии, Северной Америке и Северной Африке. В России обитает от северной лесотундры до Закавказья: на открытой местности, в тайге и горах. Беркуты – моногамы, пары образуются на всю жизнь. Гнезда строят на деревьях, в скалах. Кладка состоит из 1-3 яиц. На крыло орлята становятся на 75-80 день. Но держатся с родителями до следующего года.
    Беркут – прекрасный охотник. Его добычей становятся зайцы, сурки, суслики и более крупные животные – косули, молодые олени, горные козлы и бараны, лисицы. Кроме того, птица не отказывается и от мелких мышевидных грызунов, а также падали. Мы напрасно думаем, что орлы охотятся, пикируя на свою жертву с немыслимой высоты. Высматривают – с высоты. Но подкрадываются к ней, облетая склоны на небольшой высоте, мастерски используя естественные укрытия – скалы, камни, кусты – и появляются перед жертвой внезапно. Зазевавшийся сурок не успевает нырнуть в спасительную норку.
    Это ловчая птица, издавна пользующая популярностью у коренного населения Средней Азии. Ручные беркуты берут даже волков.

    Могильник (Aquila heliaca) – населяет Европу, Северо-Западную Африку и Азию. В России известен на юге Европейской части, Кавказе, Алтае, в Южной Сибири и Забайкалье. Держится на равнине и в нижнем поясе гор. Питается небольшими млекопитающими. Гнездится на деревьях или крутых обрывах. Яйца насиживают оба родителя. Орлята (от 1 до 3) становятся на крыло в 2-х месячном возрасте. Свое название птица получила за склонность сидеть на курганах (древних захоронениях). Сидящая птица также внимательно осматривает окрестности в поисках добычи или при охране своих владений от соперников.
 
    Ворон (Corvus corax) – самый крупный представитель сем. врановых (Corvidae). Распространен почти по всему Северному полушарию, в России – повсеместно. Населяет леса, степи, горную местность. Образует постоянные пары. Птицы вместе строят гнездо в конце зимы - начале весны, куда самка откладывает 3-7 яиц. Насиживание длится 3 недели. Молодые птицы покидают гнездо в конце весны - начале лета. Еще несколько месяцев они сопровождают взрослую пару. Вороны всеядны: ловят крупных беспозвоночных и мелких позвоночных, едят падаль, не отказываются от зерновых.
  Вороны – осторожные птицы, гнездятся в глухих местах, но не избегают человеческого жилья. В последние годы гнездятся в парках мегаполисов и на опорах ЛЭП.
    Это одна из умнейших птиц, способная к когнитивному1) поведению. Хорошо приручается и может подражать человеческой речи значительно лучше попугаев.