Былинные земли. Кто же тот удельный князь?

Василий Азоронок
               
                (Документальный рассказ)


ЧТО ЖЕ ТАМ НА САМОМ ДЕЛЕ?
ИЗАБЕЛИН...

Где же находился Старый Изабелин?

А там, сразу за Лугами, в дельте Эссы (Ясы). Там, где "прописана" сейчас деревушка Кулеши. Да-да, именно там, причем по соседству со Святым озером. Все привязочные ориентиры в документах за 1891 год – те же, что и у Кулешей. Разница только в объемах удельной земли. В Старом Изабелине ее меньше, но зато выделена усадебная с огородами. Значит, было когда-то поместье, был некий центр.

Неужели Старый Изабелин и есть тот самый «литовский город»?

Проанализируем еще раз заметку из дополнительного тома «Словника», составленного в начале XX века. Она говорит, что к числу «добра скарбове» (казначейской собственности) относилось 18 населенных пунктов. В отчете о Франопольской волости за 1891 год тоже 18 деревень плюс три частных владения (к уже названным ранее надо добавить имение Дражно, которым распоряжался наследный надворный советник Алексей Богословский), однако только Изабелин в двух номинациях. Это наводит на мысль, что поселение было в кои-то времена очень весомым. Представим семь тысяч десятин – это семь тысяч гектаров. В свое время сравнительно меньшую территорию занимала Каменская волость на востоке от Лепеля, земли которой принадлежали когда-то Друцким-Соколинским.

Не исключено, что Изабелинская гмина, если можно так сказать, доминировала в Лепельской округе, предшествовала не только Франопольской волости, образовавшейся после Речи Посполитой, но еще раньше составляла особую зону, на которую неожиданно наткнулись грозновские писцы. Скорее всего, это территориальное образование возникло из удельной собственности, распространенной в крае до великокняжеского объединения. Видимо, некий князь когда-то управлял западной областью Лепельского (Белого) озера.

Кто же это мог быть? Кому принадлежало побережье до Сапеги?

«Литовские люди» в представлении писцов – не инородцы, они как бы свои, но живущие в другом измерении, в ином государстве. Называет ли их конкретно Василий Низовцов? Да, называет. Он отмечал, что на тот момент волость Лепль «...была бискупа виленского да князя Степана Избарского…».

Если с бискупом все ясно, – это католический епископ, коему для религиозных целей была выделена часть полоцкой земли при образовании ВКЛ, то кто такой Избарский?

(Продолжение следует).

P.S. Чем больше сведений, тем шире взгляд на прошлое. Старый Изабелин "всплыл", когда я еще не знал всей истории Лепеля. Новый поход в государственный архив Латвии стал для меня шокирующим: на средневековых картах Лепель обозначен совсем в другом месте - в сорока верстах восточнее нынешнего. Разве не сенсационно?
Я никогда не слышал ни о чем подобном!

Если это так, если действительно первоначальный Лепель находился в другом месте, а современный открыт на новом месте, то понятно словосочетание "Новый Лепель". Он повторил название прежнего, старого. Тогда селение Белое, "званое Юрковой", никакого отношения к Старому Лепелю не имеет. Название искусственно закрепилось за Белым после возведения южнее, на том же побережье озера, нового города.

А вот Изабелин, тем более - Старый, вполне мог предшествовать новому городу - Новому Лепелю, охватившему, в частности, широкое устье Эссы. Сколько же тебе лет, Изабелин? 

На снимке: фрагмент статистического отчета Франопольской волости за 1891 год.
30.09/17