Горожане

Олег Аникиенко
       На моей памяти,  что пишу  отзывы на «Киномагии»,  полемический треп  об арт – хаусе  возникает периодически.   Каждые год народ  проникается в тему,  - киномаги  шумят, спорят, составляют списки, какой фильм более атхаусней.  Заодно вспоминают, как обозвать такое кино:  – авторским, альтернативным,   элитарным, «для подумать» или как то еще…И  чем же  подобный продукт способен  попасть в душу,  взломать мозг и даже долбануть по мировоззрению.
        Я  тут  расскажу  о  фильме «Горожане», если б такой  осмелились снять. 
       О чем картина?  Формально, -  о жизни  людей одного из подъездов одного из домов  городка России. Не будем уточнять, какой это дом – скорее всего панельный, пятиэтажка.   Режиссер раскрывает  дом изнутри. Начинает с дверей подъезда, которые весьма разные, -  элитные  – новомодные, двери так себе и даже худые, как в общагах. Только не надо подолгу    рассматриваем на них  трещины с потугой узреть  космос.
         И почему фильм о простых людях кажется нам артхаусным, необычным?  Насколько мы отвыкли  от реалистичных, неброских картин… Но, - без шуток,  -  тем,  кто привык к динамичным сюжетам и спецэффектам, – досмотреть его будет  сложно. Картина не «хавается», хотя все элементы там есть – и мистика, и загадки и даже глупый гав-гав  на кухнях.
      Что за люди живут здесь? Самые обыкновенные – бывший военный,  пытающийся раскрыть тайну городского памятника; пожилая учительница, сочиняющая письмо гипнотизеру; трижды безработный Семен Иванович; молчаливый  клоун в отставке, буфетчица  Антонина, фотограф, поэт…
         Режиссер  не выморачивает  сюжеты  людских судеб.  Его субъективность (читай  - арт-хаусность) проста и человечна.  И, все-таки, авторский замысел не на поверхности. Что связывает этих жителей городского подъезда?  Существует ли она, эта связь?  Формально то,   горожане разобщены, не интересны друг другу. 
                ….Городская зима блекло-серых тонов,
                в ожидании выцвели двери домов,
                вязкий кухонь метан, подоконников ширь
                на которых в горшках сигарету тушить…
        Их внешние связи, как будто, - вынужденные, едва терпящие на себе узелки… Но, возможно, речь в фильме пойдет идет о связях внутренних? О тех невидимых нитях, которые в разные времена то укрупнялись, крепли, то – растягивались до опасного предела…
                Это нас, горожанин, скрепил переплет
                рам оконных, подъездов панельных пролет,
                где в часах неохотные стрелки – дугой,
                ожидающий город себя, никакой…
            Ощущение, будто авторы  фильма  не ставили целью пофилософствовать. Даже в острых кадрах картины.
           Журналист берет интервью у спасителей людей. Они,  отец и сын, случайно оказались на месте катастрофы автобуса. Сын, подросток,  мужественно  отвечает, как   он  оттаскивал обожженных людей от горящей  автобусной груды…Юноша  взволнован.  Но сдают нервы у отца.  Мужчина плачет, не в силах вспоминать стоны умирающих,  ползущих  людей… Его дрожащий голос: «…Некоторые  не просто стояли рядом. Но и снимали  на свои телефоны…»
         В другой  квартире  живут  гастарбайтеры. Они асфальтируют дворы, красят стены домов…Отношение к ним сочувственное. Их почти что любят. А вот к   вежливому мужчине  из органов иной подход,  соседи осторожничают, как бы чего не вышло.   
        У старушки с третьего этажа – убили сына.  Парень был честным депутатом горсовета,  на кого-то «наехал» и поплатился. Скорее всего, киллер был нанят   дорожной или мусорной мафией. . А может, - из ЖКХ…На похороны все жители подъезда принесли  деньги, даже плохо одетые  строители - таджики…
        Несовершеннолетнюю девицу с первого этажа тоже едва терпят. Таскает маленького Ванечку, но не любит его, родила ради пособия. От кого – Бог весть! Собирается  в Москву на  шоу.  А может, - в проститутки.   
        А еще в подъезде живет актриса, которой обещали  роль  «через постель» с режиссером. Не поддается.  Пусть в сорок, пятьдесят лет она добьется своего.  Тут есть смелый полицейский,  ведущий борьбу с коррупцией в своих рядах. Есть  и хороший, настоящий рабочий…
         Фильм о нас с вами. О наших победах и маленьких компромиссах с совестью, которую  мы роняем, проживая.  О тех, кто в эпоху успеха любым путем  - живет достойно.  О жизни в массе и  сопротивлении массовой попсе. Остаться личностью… Вот задача.
               Я с тобой, горожанин. Отхаркивай муть
               нездоровой тоски. Мы – еще – кто-нибудь.
               Но уже будто высветил март с потолка
               ожиданием лучших звонков у глазка.
         Хотя и тут есть  вопрос.  Если   человек – вселенная, как говорят, так мы знаем таких перцев,  что личностью и  не пахнут,  а имя им - жлобье. И утверждать, что в каждой квартире есть заслуживающий о себе рассказа  –  неверно. Написать то можно, а надо ли?
         Не призываю всех смотреть эту работу.  Да ее и не сняли  еще.   Я вот «смотрел» этот фильм и пишу  рецуху. Чем - то зацепило, хотя и не было там   модных штучек киношников. Фильм не получит наград, это здоровая еда, а не слоеный пирог к чаю.  Так мне видится.   А посему всем киномагам, -  полезных и корявых   мыслей.
         Ваш,  артхаусный  -  «Сталкер» – зануда.