Есть у меня в запасе гильза от снаряда

Владимир Калуцкий
Сам я не рыбак. Но с рыбаками вожусь, потому что они все философы и шибко умные. Как и искатели подземных сокровищ посредством удоч..., - пардон, миноискателей. Так, кажется, называются эти попискивающие палки с лаптем на нижном конце. Вот и сегодня охотно принял предложение белгородцев показать им места исчезнувших русских хуторов. Я знаю, что найти там уже ничего нельзя, а вот еще раз пройтись по волшебным местам Верхососенской Руси не мог отказать себе в удовольствии.
Белгородцы назвались Андреем и Юлианом. Поскольку они меня не просили писать о них - фамилии искателей пусть останутся для вас в неведении.
О них ещё скажу, что это два удивительных молодых человека. Грамотеи, эрудиты, люди, чутко чувствующие почву. Я много их брата повидал. Но впервый раз был очень приятно удивлен, увидев, как каждый из них всякий раз, раскопав запищавшее место, заботливо возвращал в углубление и почву, и дерн.
После них на земле не осталось шрамов.
Так вот посетили мы четыре хутора...
Вру.
Посетили мы места расположения четырех исчезнувших хуторов. Теперь тут даже нет пепелищ.
Бугрища и кустища.
Некогда плодовые дерывья одичали, некогда живые кладбища умерли. Если что и выдает редкое присутствие человека - так это бесчисленные ямки после черных копателей.
Которые оставили на земле шрамы и оспины.
Андрей и Юлиан не могли шага сделать, чтобы не замереть с зависшим над дерном лаптем. Пищал и верещал каждый квадратный метр.
Сказать, чем усыпана земля хуторов на глубину штыка?
Пробками от водочных бутылок. Советскими пробками времен "неперспективных деревень".
Тут нехотя станешь философом. Вот плюну на всё и засяду за диссертацию . "Влияние политических решений на почвенные отложения Черноземной полосы".
Редко попадаются части сельхозмашин.
У бывшего хутора Стукалов вышли на меловые откосы, фонящие по металлическому признаку. Такое впечатление, что находимся на железной горе. Пространство необъяснимой геофизики.
На огороде в Фомичёво Юлиан откопал гильзу от самолетной пушки. Вот она, на снимке. Кажется - русская.
И вот что я думаю, став рядом со спутниками тоже философом. Ещё Аристотель ввел в науку термин "энтелехия". Это утверждение о том, что всякая вещь имеет свою цель.
И вот я держу в руках гильзу. Я не знаю. Может - её целью было сразить самолет противника. Или спокойно доржаветь на складе. Или на огороде колхозника из Фомичева. Но вернее всего , целью гильзы было занять свое место у меня на полке, над письменным столом.
У гильзы тоже есть философия.
И расстался я с искателями уже в темноте. Не знаю - считают они нынешний день потерянным. Или, напротив - удачным. А вот мне они прибавили жизни.
Приезжайте чаще, друзья. Я не рыбак, но река времени меня тоже неудержимо влёчет на свои берега...