20. Вода - стихия жизни и смерти

Элеонора Ковалева
     Мы знаем, что воздух, земля, вода и огонь – 4 основные природные стихии, почитаемые всеми народами мира. Причем, вода – фундаментальный элемент мироздания, первобытный Хаос, из которого выстраивается упорядоченный Космос человека. Она одновременно служит символом жизни и смерти, судьбы и пути-дороги. И в самом деле: жизнь и судьба - это вечное путешествие по текущей воде, мимо берегов с меняющимся пейзажем. А смерть – напоминает впадение реки в море, возвращение в первичную субстанцию, где зародилась жизнь.
   На реках возникали поселенья, перераставшие в города. Реки служили единственными дорогами в лесистых краях. Они соединяли поселки, а также вели к полям, местам охоты, сбора грибов и ягод, рыбным промыслам. По ним пробирались первопоселенцы. По реке некоторые народы оправляли в последний путь умерших: «переплыть» реку или «уйти вниз по реке» означало «умереть» или совершить путешествие в царство мертвых.
   Без воды были немыслимы многие языческие и религиозные обряды. Омовение в воде возвращало человека к первоначальной чистоте. Кроме того, ряд гаданий был основан на таких свойствах воды, как зеркальность, возможность увидеть свое отражение.
   Хозяином воды, рек и озер и живущих в них рыб в различных мифах является водяной. У славянских и угрофинских народов водяной отождествляется с огромной щукой, покрытой мхом, которая плывет против течения, держа голову над водой. Так, в деревянном зодчестве Среднего Поволжья элементы домовой резьбы носят вид полурыбы-получеловека. Позднее водяной превращается в «царя» подводного царства, и в его облике появляются антропоморфные черты. Он представляет собой нечто среднее между конем и человеком, но еще долго «сохраняет» рыбий хвост. Некоторые рыбы превращаются в его излюбленную пищу, другие (сом в реке, акула в море) играют роль «транспорта». Сам же «хозяин» имеет способность «оборачиваться» в любую рыбу. По среднерусской традиции его называют «навной» («навь» - царство мертвых). В легенде о Садко водяное чудовище «затворило» путь торговым судам и тогда Садко пришлось сыграть роль искупительной жертвы – добровольно отправится в подводное царство.
   От водяного зависит хорошая работа мельниц. Поэтому ему приносят в жертву черных животных: петуха, козла и даже старую лошадь, которую предварительно откармливают и украшают. (Этот обычай просуществовал до XIX века, когда внешность водяного стала уже полностью антропоморфной).
   Связь с лошадью прослеживается и в легендах о волшебном «водяном коне»: такой конь пасется на лугах и полях, но при попытках поймать его, мчится к ближайшему водоему и исчезает под водой.
   Кроме животных, в легенды попадают и водяные растения. А излюбленными мифологическими животными, связанными с водой, конечно же, являются  рыбы. Народное сознание часто не делает различия между рыбами и водными млекопитающими, такими, как киты и дельфины. Вплоть до XIX века неграмотные китобои, знавшие все о повадках китов, тем не менее, считали их особой породой рыб!
  Летящие в небе птицы вызывают восторг, ощущение свободы и… неосознанную тревогу. Таково, собственно, мифологическое восприятие гусей и лебедей в легендах народов мира: оно двойственно; эти птицы несут как добро, так и зло.

     В мифах, легендах и истории

     Белая лилия ассоциируется с чистотой и невинностью, а также властью. Человек, сломавший лилию, как бы лишает девушку девственности. Другое название водяной лилии - «одолень-трава»: с помощью этого растения человек может преодолеть все тяготы пути. Одолень-трава, рожденная сырой землей от живой воды, отгоняет нечистую силу. Одновременно лилия связана со смертью и загробным миром. В облике лилии воскресают души невинно убиенных. Изображение водяных лилий желтых и красных цветов символизируют плодородие. У азиатских народов, белая лилия, как и лотос принадлежит солнцу и одновременно служит цветком забвения. У славян таким цветком служит кубышка, или желтая кувшинка.

    Основные обитатели вод, рыбы, выполняют множество мифологических функций. Их изображения, выполненные художниками палеолита, можно встретить на стенах пещер. Древнейшими скульптурками, сохранившимися до наших времен, также считаются рыбы. Они выполнялись из камней, имевших подходящую форму: первобытному автору оставалось только пририсовать им глаза и процарапать намек на чешую. В те далекие времена рыбы считались фаллическим символом; каменные рыбы долгое время служили магическими предметами удачливого промысла.

   Чуть позже рыбы стали основой нижнего мира, хтоническими чудовищами и одновременно - персонажами космогонических мифов, тотемами и демиургами, «транспортным средством» солярных божеств. На рисунках человека времен палеолита рыба изображается в виде фаллоса. В мифах различных народов земли рыба либо помогала создавать землю, вынося со дна первичного моря ил, либо поддерживала саму землю.

    Буряты верили, что при движении рыбы-опоры возникают землетрясения. В легендах алтайцев землю поддерживают три рыбы: если одна из них опускает голову, то начинается наводнение. В мифах народов Закавказья  Мать рыб говорит на человеческом языке. На Северном Кавказе рыбью внешность принимает божество плодородия, умирающее осенью и воскресающее весной.    Сибирские шаманы изгоняют злых духов с помощью сазана. Кроме того, из рыб изготавливают целебные средства; части их тела служат амулетами. В русских народных сказках три заветных желания, по традиции, выполняла волшебная щука. А.С. Пушкин впервые вывел в этой роли заморскую Золотую рыбку. Под влиянием христианства ловля рыбы ассоциируется с ловлей человеческих душ. Однако удача во время рыбалки остается уделом Фортуны. Известнейшая аллегория европейского Средневековья – это рыба, пожирающая собственную молодь как олицетворение бездушной Природы.

    В пантеоне древних славян Солнце выступало в качестве Даждьбога  - «дающего блага». Проходя днем с востока на запад, Даждьбог светил яви, а ночью – с запада на восток, нави. Дважды в сутки он пересекал Океан-море на ладье, запряженной гусями, утками, лебедями. Изображения этих птиц из кости или дерева считались оберегами. Птицы выполняли ту же роль, что и земные кони, поэтому их создавали в виде коней-птиц. Такую форму имели ковши для воды, ложки, детали печей и домов. В Сибири распространилось поверие, что   гуси ведают судьбой человека.

    Тотемом якутов является девица-лебедь; от нее ведут свое происхождение два бурятских рода, Шарят и Харят: люди этих родов появились на свет от брака шамана с девицей-лебедем. В кетских мифах лебеди сопровождают божество весны, выполняя роли вестников весны и тепла.
    В легендах и сказках русских и др. народов России, девушка-лебедь оставляет на берегу свое птичье одеяние перед купанием, а красивый юноша – его похищает. Но девушка оборачивается птицей и улетает, и ему приходится отправляться за ней в тридевятое царство. Подобные сказки неоднократно подвергались литературной обработке разными авторами.
      В XVIII – XIX веках в России в произведениях Г.Р. Державина, В.А. Жуковского лебедь выступал как образ поэта. Такое восприятие было навеяно легендами о том, что душа способна путешествовать по небу в виде лебедя. При художественном осмыслении птица символизировала гордость, одиночество, мудрость, мужество и… смерть. Девица-Лебедь использована также в искусстве модерна и символизма.

  Как антагонист лебедя в легендах выступает коршун. Он играет роль жестокой темной силы. На самом деле, это хищная птица значительно меньше лебедя и не может причинить ему вред. В сущности, «коршуном» люди называли любую хищную птицу: от рыбоядных орланов до мышеядных канюков. Правда, этих птиц невзлюбили, в основном, земледельцы-славяне. Например, в Древнем  Египте крыльями коршуна обладала богиня жизни и смерти, их вечного круговорота, Иссида.

    Киты, столь резко отличные от наземных животных, в мифах также считаются рыбами. В качестве фаллических символов к ним причисляются дельфин и даже змея. На «чудо-юдо – рыбе ките» держится мир. Арктические народы (чукчи, коряки, эскимосы) обожествляли кита и белого медведя; когда им приходилось убивать этих зверей, они делали это с великим почтением.

     В древнерусской «Голубиной», а точнее, «Глубинной Книге»  (XI век) содержатся ответы на «вечные вопросы», согласно представлениям своей эпохи. Ее название происходит от «глубины премудрости», в ней заключенной. В книге, в частности, описаны звери и птицы, «прародители» животного царства, оказывающие влияние на все происходящие на земле процессы; упомянуты «всем зверям мати», «всем птицам мати» и т.п. К таким «прародителям» относится «рыба кит»:
                А кит-рыба всем рыбам мати –
                И основана вся сыра земля,
                Вся сыра земля, вся подсолнешна;
                Когда эта рыба потронется
                Вся сыра земля поворотится,
                Потому и кит рыба всем рыбам мати…

     В природе

   Под названием «водяная белая лилия» подразумевается несколько видов водяных растений сем. кувшинковых (Nymphaeaceae). Нимфея, кувшинка белоснежная (Nymphaea candida), встречается в пресных стоячих и медленно текущих водоемах Европейской части России (кроме арктических областей и Кавказа), в Южной Сибири (до Байкала). Ее ареал пересекается с ареалами кувшинки белой (N. alba), растущей также в Европейской части и на Кавказе, и кувшинки малой (N. tetragona), попадающейся как в Европейской части, так и по водоемам Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время существуют садовые сорта белых лилий, украшающих искусственные водоемы.

    Кубышки желтая (Nuphar lutea) и малая (N. pumila) отличаются желтым цветом, захватывают всю европейскую часть России, Сибирь и Кавказ. Эти водяные растения имеют плавающие листья и цветы на длинных стеблях. Нимфеи «утягиваются» под воду во второй половине дня, строго по часам, чтобы «проснуться» и появиться на поверхности следующим утром. Подобные свойства растений породило у людей множество легенд. Кроме того, корневище желтой кубышки съедобно, из него делали муку в голодные годы. Девушки плели венки в праздник Ивана Купалы, украшали себя цветами, гадали на венках, пуская их в воду.

   Из представителй сем. лотосовых (Nelumbonaceae), столь почитаемых в Южной и Юго-Восточной Азии, в России известен лотос орехоносный (Nelumbo nucifera), встречающийся в мелких озерах, солоноватых лиманах на юге европейской части (дельты рек Волги, Кубани), на Дальнем Востоке (реки Зея, Уссури, Бурея). Он цветет розоватыми цветами, занесен в Красную Книгу России.   
   
   Щука обыкновенная (Esox lucius) – распространена в северных водах (реках и озерах) Евразии и Америки. Это свирепый подводный хищник: есть озера, где живут одни только щуки, которые охотятся друг на друга. Обычно эта рыба прячется в зарослях подводных растений, откуда стрелой бросается на проплывающих мимо рыб. Мечет икру сразу после таяния снега на мелководьях. Мальки вылупляются через пару недель и начинают охоту на других рыб, когда достигают размера в 5 см.  Продолжительность жизни до 20 лет. Крупные размеры (щуки весом 25 кг не были редкостью), хищный нрав и существование в любых водоемах сделали рыбу героиней мифов.

   Кроме описанного выше серого гуся, в России встречается еще несколько видов гусей.
     Гусь-гуменник (Anser fabalis) - широко распространенный в России и вообще в Евразии вид. Гнездится отдельными парами по озерам, болотам, берегам рек. В кладке 3-8 яиц. Птенцы, обсохнув под крыльями матери, покидают гнездо и переселяются во влажные луга. В конце лета собираются стаями и кормятся на полях, преимущественно ночью, днем отдыхают на озерах или болотах.  В выращивании гусят принимают участие оба родителя. При опасности взрослые птицы отлетают в сторону, а гусята – затаиваются. Гуменник много времени проводит на земле, прекрасно бегает, часто спасается от собак именно таким способом, особенно во время линьки. Питается зелеными частями растений. Зимует на побережьях Западной Европы, Средиземного и Черного морей. Пролетающие в небе стаи гусей, переговаривающихся между собой протяжным гоготом, невольно наводят на мысль: а не увлекут ли они человека в иные края? иной мир? Романтикам хочется присоединиться к стае, особенно, когда птицы возвращаются на родину с зимовки. Но… как бы не попасть в те края, откуда не возвращаются!

   Лебедь-кликун (Cygnus cygnus) – крупная и красивая птица, чей гордый внешний вид уже служит основой для легенд. Про лебедей рассказывают, что самец, потеряв самку, поет последнюю песню и разбивается о землю. На самом деле, лебеди, хотя и являются моногамами, при гибели партнера находят ему замену.
    В отличие от гусей, по земле передвигается медленно, зато плывущего лебедя трудно догнать на лодке. Населяют эти птицы дельты рек, иногда – морские заливы, а также – лесные и тундровые озера. В природе они очень осторожны, держатся посередине водоемов, вдали от берегов. Питаются животной и растительной пищей. Гнездятся на крупных озерах с берегами, заросшими тростником и др. водной растительностью. Гнездо (из сучьев, стеблей тростника) пара строит в густых зарослях прибрежной растительности. Лебеди не терпят чужаков на своей территории: гонят прочь, сражаются между собой за удобные для гнездования места. В кладке от 3 до 7 яиц. Насиживает самка, но самец держится поблизости. Лебедята, едва обсохнув, покидают гнездо и плывут вслед за матерью. Выводок держится вместе до осени, часто отправляясь вместе на зимовку. Зимуют лебеди на незамерзающих водоемах умеренной зоны Евразии. Часто содержатся как украшение парковых ансамблей. Здесь птицы легко приручаются, подплывают к людям, берут корм из рук, а иногда даже проявляют агрессию – прогоняют досаждающих им людей точно так же, как в природе они делают это с соперниками. Они бьют людей и собак сгибом крыла и могут нанести серьезные повреждения.
 
   Коршун черный (Milvus korschun) встречается почти на всех континентах: в Европе, Азии, Африке, Северной Америке, Австралии. В России известен повсеместно, кроме Крайнего Севера. Держится вблизи лесов и водоемов. Для гнездовья нуждается в старых высоких деревьях. Это всеядная птица, которая питается мелкими позвоночными (от мышей до лягушек) и крупными насекомыми, рыбой (за которой даже ныряет!), падалью и отбросами. Пары складываются на всю жизнь; иногда птицы гнездятся небольшими колониями. В кладке от 2 до 5 яиц. Насиживает самка с участием самца. На севере коршун перелетная птица, в южных областях – оседлая. Люди часто видят парящих над полями хищных птиц, но не всегда знают, с кем имеют дело. А пристрастие коршунов к падали автоматически относит их к «нечистым» тварям.   

     Киты (отряд Cetaceae) – морские млекопитающие. Они вторично перешли к водному образу жизни, примерно, 70 млн. лет назад. Подразделяются на усатых (подотряд Mystacoceti) и зубатых (подотряд Odontoceti). Первые – обладают пластинами китового уса; китовый ус - огромное сито, с помощью которого они цедят планктон. Вторые – хищники: дельфины охотятся на рыб, жертвой кашалота часто становятся гигантские кальмары, косатки опасны для котиков, морских львов, тюленей и даже других китов. Представитель усатых китов, синий (Balaenoptera musculus), является самым крупным животных на земле, достигая длины 30 м. Плавая под водой, киты могут задерживать дыхание до 1,5 часа. Ориентируются с помощью эхолокации. Самки рождают под водой 1, редко 2 детенышей, которые должны всплыть на поверхность для своего первого вздоха. Ведут стадный образ жизни. Способны к когнитивному поведению и сложным коммуникациям, взаимовыручке, хорошо приручаются. В течение многих веков человек вел промысел китов; в ХХ веке многие виды стали редкостью. Старые легенды заменились на новые: китам и дельфинам стали приписывать способность организовать параллельную с человеком  цивилизацию. «Сенсационные сообщения» о массовых самоубийствах китов, когда эти животные целыми группами выбрасываются на берег, объясняются высоким уровнем не только химического, но и шумового загрязнения морей и океанов, вызывающие повреждения органов чувств и ЦНС этих животных, а также инфекционными заболеваниями. Мелкие виды китов, дельфины и косатки – частые гости океанариумов.