Василий

Иван Горюнов
               


Пригласил я его обрезать трубы отопления на кухне, жара несусветная  в этой части дома, где семейство моё проводит большую часть времени. А что? Двадцать один квадратный метр, диван имеется, два стола, телевизор – все удобства налицо, да и холодильник рядом. Но жарко.
 

« Уставать стал, Фёдорыч. Целый день трясусь по полям на своём тракторе. А годы-то уже не те».  Сварщиком работал Василий Николаевич Данилов в совхозе «Сакмарский», на тракорец Т-40 навесили сварочный генератор, и гонял Василий Николаевич по полям совхозным, чинил технику.
 А я главой посёлка был, забот тоже хватало. В организацию, снабжающую посёлок наш газом, нужен был  человек на газовое хозяйство.    Начальник этой организации, мой студенческий товарищ,  и попросил подыскать такого ответственного специалиста.
«А что, Василий, пойдёшь на хозяйство наше газовое? Зарплата вовремя и не плохая, чем не работа?»  Жёны наши работали в школе преподавателями русского языка и литературы, ну как не порадеть «коллеге».

«Вы это серьёзно, Иван Фёдорович?» - Василий даже газовую горелку потушил. «Очень даже серьёзно. Василий Николаевич. Лучше тебя спеца мне и не найти.»

Несколько лет отвечал Василий Николаевич за газовое хозяйство посёлка.  Товарищ мой студенческий не раз благодарил меня за такого ценного кадра, жители посёлка тоже. Плиты газовые, котлы отопления, колонки – да много чего чинил Василий Николаевич в домах односельчан, мзду, плату лишнюю не брал, на все вызовы откликался быстро.

« Фёдорыч! Ты бы подъехал ко мне часов  в пять, разговор есть, сможешь?»
« Давай на чердак поднимемся, я тебе кое-что покажу» - встретил он меня, когда я подъехал. Поднимаемся на чердак дома. А он пристройку к дому делать начал летом, две комнаты приличных готовы, внутренняя отделка осталась. «Девочки мои замуж выйдут когда – нибудь, не знаю, кто в мужья достанется, а я им жильё-то сделаю. Видишь,  какие комнатки уютные! И у мамы под крылышком».
 

Поднялись. «Вот видишь доски? Из них гроб мне сделаешь, а вот это брёвнышко на крест. Пристройку я успею закончить, а остальное…» он отвернулся, чуть помедлив, продолжил : «Лейкемия у меня, недолго осталось. Мужиков-то нет в семье, бабы одни, голосить станут, растеряются, ты уж  помоги им».

У меня всё съёжилось внутри, сердце захолонуло, как ответить, что сказать? Помолчал, обдумывая. «Всё сделаю, Вася, будь спокоен». На чай я не зашёл, как они меня не упрашивали. Я был просто ошеломлён, сбит на лету от такого поручения.

Всё так и случилось. Они пришли ко мне,  жена и две его дочки. Плакали, рассказывали что-то.  «Он нам сказал, чтобы к Вам шли, Вы знаете, что делать».  Исполнил я всё, о чём просил Василий Николаевич.
Сколько уж лет прошло,  а я каждый раз в родительский день  стою у его могилы и докладываю: «Я  всё сделал, как ты сказал, Вася».