Былинные земли. И окопы вдоль дорог...

Василий Азоронок
                (Документальный рассказ)


Сколько же лет Старому Изабелину? Каким он был до волеизъявления Сапеги – пока не вошел в число приобретений «святомихальских бернардинок», вселившихся в белые окоемы? А самое главное, можно ли его считать тем самым городом, который узрели посланники Иоанна Васильевича Грозного в период описания полоцких рубежей? 

…Мы не можем ответить. Путешествие, предпринятое в августе, пока не дало ответа. Надо исследовать глубже.

Дорога вдоль эссенских лугов очень старинная. Думается, она шла из Полоцка в Белый край - вдоль Белого озера, и раздваивалась: одна сворачивала на запад – туда, где был Изабелин (Свободная Жизнь), а вторая, через более древний Старый Изабелин, вела на юг, к Плоской Горе, и повторяла водный маршрут на юг. Ею могли пользоваться, пока не возник Новый Лепель, оттуда пролегла новая южная трасса – по Борисовскому тракту. Та уже тянулась по правому берегу Эссы, где «прописались» «боленские паны».

На Луговской веретее мы открыли еще одно знаковое место. Это – окопы. Они змеились по западному склону, над профилем старой дороги. Почему-то вспомнилась воинская застава – боевое охранение младшего лейтенанта Раздобудько, курсанта Лепельского минометного училища. Она первой приняла на себя фашистский удар, вступив в бой с передовыми частями немецких завоевателей, вторгшихся в край.

Неужели здесь была оборонительная позиция первых дней июля 41-го? То, что это направление интересовало военных стратегов, свидетельствуют факты: немцы активно использовали для перемещения воинских обозов старинные лесные шляхи. Предки вспоминали также, что боевые части вермахта, отступая и спасаясь, бежали вброд чрез водные преграды. Много разбитой и изрешеченной пулями воинской техники валялось в прибрежной полосе Эссы (Ясы), в районе Лугов…

На снимке: одна из лесных дорог, что вела к Плоской горе.
02.10/17