Экскурсия

Вера Кириченко 2
«Экскурсия»

Это было  в конце апреля 1954 года. Мы заканчивали шестой класс.
В пятницу на большой перемене Вовка Сорокин предложил:
- Завтра у нас пять уроков. Из них только два экзаменационных – украинский и русский. У меня предложение: на уроки не пойдем. Я вас поведу в уничтоженный фашистами партизанский лагерь. Мой отец в командировке и не сможет нам помешать обследовать весь бывший лагерь.
Его отец был лесник и жили они глубоко в лесу. В школу Вовка добирался на велосипеде.
Мы сразу же - и мальчишки, и девчонки, согласились с его предложением.
С нашего класса на моей улице жило девять человек. Человек десять жили на хуторе Жадьковка, рядом с лесом. Договорились сказать домашним, что занятий не будет, а пойдем всем классом в лес на экскурсию по биологии. Хотя в классе было 34 человека, но в лес согласились пойти только 19 человек.
В субботу утром одноклассники с моей улицы зашли к нам во двор и свои сумки со школьными принадлежностями оставили у нас в сарае. Я маме сказала:
- Сегодня у нас экскурсия в лес. Там будет расширенный урок ботаники. Школьные сумки нам не нужны. Пусть полежат здесь, а после экскурсии ребята их заберут.
- Доню! Почему же ты меня не предупредила? Я бы дерунов нажарила . Целый день голодные будете.
- Тётя Маруся! Не беспокойтесь. Каждый взял с собой что-то перекусить – сказал Колька Стельмах.
- Ой, погоди! Я сварила картошку в мундирах для винегрета. Ведь сегодня приедут два твоих старших брата из Киева на выходной  день.
Завернув в пергамент картошку и два малосольных огурчика, протянула мне.
- Мама! Как я это понесу?
- Я сейчас выложу твои книги из сумки и вы все положите туда свои припасы еды.
Выложив все из сумки, мама положила туда пакет с едой. Еще налила в военную фляжку воды, а ребята из-за пазух достали свои припасы и девочки тоже, взяв свою еду, положили туда же.
- Ну, слава Богу! Дети, будьте осторожны. Сейчас в лесу очень опасные змеи. Вот вам тесак и пусть мальчишки срубят в лесу по небольшому шесту, чтобы отпугивать змей.
Колька засунул тесак за пояс, через плечо перекинул сумку с едой и  мы отправились в сторону леса, где нас уже ожидали одноклассники из Жадьковки.
Погода была чудесная. Никого не мучила совесть, что прогуливали уроки. Шумели сосны, воздух был насыщен ароматом хвои. К нашему удивлению между деревьями уже расцвели ландыши. Девочки бросились к ним, чтобы собрать в букеты, но Сорокин поспешил их предупредить:
- Зачем сейчас вам ландыши? Нам еще идти далеко. На обратном пути и наберете.
Чувство радости и свободы охватило всех. Уже шли по смешанному лесу. Мальчишки старались залезть на верхушки молодых березок, нагнув их, с криками Тарзана с одноименного фильма, спускались на землю «орлом».
Наконец мы пришли к домику, где жил Сорокин. Набрав в бутылку еще воды, взяв нож и топорик, Вовка повел нас в глубину леса. Чем ближе подходили к лагерю партизан, тем чаще появлялись глубокие воронки от бомб.
- Ребята, это немецкая авиация бомбила лагерь – промолвил Вовка.
Действительно, почти что через каждый метр зияли глубокие воронки, по краям которых росли молодые деревца березок, а в некоторых – кусты шиповника. Сохранились кое-где  и старые сосны. Местность просвечивалась насквозь. Молодые листики березок трепетали на ветру, казалось, что и воздух был прозрачен.
Вскоре мы увидели, торчащие из земли обгорелые бревна и сразу же сообразили, что это и есть уничтоженный немцами лагерь партизан. Ребята принялись обследовать каждую воронку. Собрали «трофеи»:  два котелка, каску и разные гильзы от патронов.
В противоположном конце лагеря, Витька Мацько зацепился за какое-то кольцо и упал. Увидев, за что он зацепился, позвал ребят:
- Хлопцы! Сюда! Здесь какое-то кольцо торчит из земли.
Тут же все мы подбежали к нему. Действительно, из земли торчало железное кольцо, куда могла зайти рука взрослого. Тесаком, ножом и топориком стали расчищать вокруг кольца. Под слоем земли и прелых листьев с хвоей, находилась крышка из дерева, покрытая истлевшим брезентом или же толью. Увидев край этой крышки, стали поддевать её. Это оказался люк в землянку. С большим трудом ребята смогли открыть люк, прежде очистив его от земли и прочего мусора. Из землянки пахнуло сыростью и затхлым запахом. Все стояли, разинув рты, испытывая страх. Заинтересовались – а что же там, внутри?
Стельмах уже курил и у него были спички и газета для самокрутки. Он первым вызвался осмотреть землянку. Вниз вела деревянная лестница. Когда Колька ступил на ступеньку, она затрещала и немного перекосилась, но продолжала стоять. Колька осторожно спустился на дно землянки. Потом крикнул:
- Бросьте мне сухую сосновую палку.
Нашли такую палку и бросили ему. Он с помощью бумаги и спичек зажег её тонкий край. Присмотревшись при зажженном факеле, он крикнул:
- Ребята! Здесь какие-то ящики! Спускайтесь двое, поможете их открыть!
К нему спустились Сорокин и Мацько. Оказалось, что это был склад оружия для партизан. Настоящее чудо, что во время бомбежки он не взорвался.
Ребята поднялись наверх с винтовкой и коробкой патронов. Сорокин тут же произнес:
- Я на велосипед е еду в военкомат, а вы оставайтесь здесь на страже, чтоб никто не смог залезть в землянку. Я мигом. Только вы не уходите, - и тут же бегом отправился домой за велосипедом, прихватив патроны и винтовку, а мы остались ждать его возвращения.
Уже нам не хотелось собирать ландыши, не любовались молоденькой листвой березок, и, даже забыли про еду. Все были возбуждены находкой     партизанского склада оружия. Даже не думали о том, что пропустили уроки, и что об этом теперь узнают не только в школе, но и в городке. Каждый, усевшись на край воронок, на обгорелые бревна, думал о тех событиях 1943 года…
А в это время во двор моего дома пришел наш руководитель класса. Увидев маму, которая убирала двор к первомайским праздникам, обратился к ней:
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, товарищ Мардук! Я вас знаю уже давно. Два моих старших сына учились у Вас, а теперь учатся Валик и Вера.
- Я – Александр Иванович  Балабай, классный руководитель Вашей дочери. Где сейчас Ваша дочь? Никто из ребят вашей улицы не пришел в школу.
(Мама даже не знала, что фамилия учителя - Балабай. Все дети дали ему кличку Мардук, потому что он преподавал историю, а  наивная мама, думала, что это его фамилия.)
- Так они же в лесу на экскурсии по биологии. Их сумки школьные лежат в нашем сарае.
- Ведите меня туда.
Мама повела его в сарай.  Он доставал из сумок дневники и что-то там писал, потом обратился к маме:
- Несите и Вы дневник дочери.
Хотя мама не умела ни писать, ни читать, но как выглядит дневник, она уже знала. Ведь уже пятый ребенок пошел в школу.
Написав что-то и в мой дневник, учитель произнес:
- Что они думают? Ведь конец учебного года и за этот срыв занятий их  могут не допустить к экзаменам, а значит останутся учиться в шестом классе на второй год. Прошу прощения, до свиданья.
… Нам казалось, что мы целую вечность ждали возвращения Сорокина. И вдруг увидели машину «Бобик», которая петляя между деревьями и воронками, направлялась к нам. За ней ехал военный грузовик зеленого цвета, в кузове которого находилось четыре солдата. С первой машины вышел начальник в погонах с большими звёздами, за ним показался Вовка Сорокин.
Посмотрев на ребят, начальник сказал:
- Это правильно, что вы сообщили о своей находке, но вы нарушили все правила поведения в такой обстановке. Ни в коем случае нельзя было самостоятельно открывать люк. Он мог быть заминирован. С рассказа Сорокина я понял, что вы в землянке с оружием пользовались огнём. Это преступление! В землянке мог собраться газ и вы бы все взлетели в воздух. И продолжил:
- Отдельная благодарность от руководства города будет вынесена Володе Сорокину за правильное решение – оставить ребят охранять этот склад. Могу заметить, что не обязательно было доставлять винтовку и патроны в военкомат, как доказательство находки. Мы в таких случаях верим и выезжаем немедленно по указанному месту.
Потом, подозвав солдат, приказал им помочь школьникам залезть в кузов грузовика и отвезти их по домам с немедленным возвращением к землянке, чтобы погрузить оружие.
Уже вечерело. Подъезжая к моему дому, я увидела маму, которая, как изваяние стояла у калитки. Увидев остановившуюся машину и меня, она тут же всплеснула руками:
- Доню! Что случилось? Уже так поздно!
Водитель помог мне слезть с машины, а Витька и Колька, спрыгнув на землю, бросились в сарай за школьными сумками и, передав их ребятам в кузов, снова залезли в него. Машина уехала.
Обняв меня, мама сказала:
- Девочка моя! Ты такая бледная. Наверное, голодная? Мы только поужинали и тебе оставили борщика. Умойся и садись за стол.
- Нет, мама. Я очень устала и есть не хочу. Просто налей в тазик воды и постели постель. Я помоюсь и буду спать.
В комнате за столом сидели: отец, Николай и Александр, которые приехали из Киева в гости на выходной день и первоклассник брат Толик, который раскрыв рот, пытался понять о чем разговаривает отец с братьями.  Валентин заканчивал убирать со стола посуду.
- Отец! Пожалуйста, иди с хлопцами во двор. Там тепло, никто не будет вам мешать в разговоре. Вера очень устала, хочет помыться и лечь спать.
Они сразу же ушли, и я, обмывшись, юркнула в постель, что мама постелила на деревянном диване с круглыми резными подлокотниками. Это было мое постоянное место для сна, а братья спали на полу на матах из камыша. Еще у отца с мамой была кровать.  Мы ютились семь человек в одной комнате.
Долго  я лежала в постели, но уснуть не могла. Перед глазами проносились лес, воронки. Торчащие из земли обгоревшие бревна землянок и блиндажей, зияющая дыра в склад оружия и покрытый ландышами  лес.
В то время мы занимались во вторую смену. Придя в школу, мы узнали, что приезжал сюда военком и рассказал о том, что мы обнаружили в лесу. Еще похвалил нас за то, что мы не пытались там тренироваться в стрельбе винтовками, а охраняли эту находку от случайных визитеров. Еще он принес  Благодарность Вовке Сорокину за бдительность, патриотизм и исполнение пионерского долга.
Позже обо всем этом было написано в местной газете, а на пионерской линейке  Вовке вручили Благодарность.
Дирекция школы не стала нас наказывать. Не хотели выносить «сор из избы» В  газете было написано, что это была запланированная экскурсия по местам боевых сражений партизан.
Нас всех допустили к экзаменам и мы перешли в седьмой класс. Но в дневниках всё же остались замечания нашего руководителя класса и двойка по поведению.