Что такое память и дежавю?

Гульмира Жамантикова
Человеческая, живая память не сосредоточена в каком-то одном месте – в мозге или где-то еще. Более того, она не является личной, принадлежащей только одному человеку. Как и сознание, память распределена в системе, и каждый объект является её носителем. И этот факт требует нового осмысления, нового, целостного мировоззрения.

Главная проблема современного человека – его раздробленность, субъективность, неспособность мыслить и чувствовать целостно. Этому способствует язык, который разделяет всё на противоположности: добро/зло, свет/тьма, внутреннее/внешнее и т.д.

Человеческое сознание должно не только видеть различия, но и понимать, что их ОБЪЕДИНЯЕТ. Человеческая речь лишь тогда бывает ясной, когда она отражает единство рассматриваемых понятий, демонстрирует их взаимосвязь. Если же она только раскрывает и углубляет противоречия, но не ведет к пониманию целой, объективной картины мира, то вводит лишь в заблуждение.

Структура языка должна отражать взаимосвязь раскрываемых понятий.

Чем больше мы обнаруживаем различий, тем целостнее и глобальнее должно становиться наше мировоззрение.

Чем богаче множество обозначаемых явлений, тем яснее должна быть их классификация, тем значимее и реалистичнее должны становиться те невидимые «узлы» структуры, которые объединяют вокруг себя множества.

Чем дальше мы погружаемся в изучение материи, тем отчетливее для нас должна проявляться её духовная, информационная структура, тем совершеннее должно становиться наше сознание.

В одной из дискуссий на тему нейронной сети мой оппонент сказал: «Для любой сети нужен ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ, у человека это чувства, память и разум…».  И очень многие, как и он, уверены, что чувства, память и разум – это источники, существующие независимо от материи. Однако исследование нейронных сетей и их компьютерное моделирование позволило понять, что на самом деле чувства, память и разум – это вовсе не первичные источники информации, а УЖЕ ОБРАБОТАННЫЕ данные. Первичные источники для нас – это сигналы от клеток, тканей, мышц…, их малейшие движения и взаимодействия. Все они суммируются, обрабатываются нейронной сетью и вызывают у нас определенные чувства, мысли, образы…

Именно поэтому у нас может возникать ощущение дежавю, когда воспроизведение определенной обстановки, движений могут вызвать кажущееся «знакомым» психологическое ощущение.  Это наводит на мысль, что человеческая память – это не хранящаяся запись, а СОСТОЯНИЕ системы (сознания), которое не считывается, а ВОСПРОИЗВОДИТСЯ. Иногда целенаправленно, а иногда спонтанно.

Далеко не каждое состояние системы является для неё значимым и требующим запоминания. Живое сознание фиксирует лишь наиболее значимые состояния – моменты, в которые оно ощущало наиболее полный контакт с миром. Именно поэтому здоровое состояние сознания всегда сопровождается хорошей памятью и вниманием. Непроизвольное внимание – это не что иное, как узнавание, понимание происходящего, т.е. непосредственная реализация памяти в режиме реального времени. 

Несмотря на то что нам кажется, будто мы существуем независимо друг от друга, это разделение мнимое. Реальность такова, что мы представляем собой единое целое и очень сильно влияем друг на друга. Понимая это, мы обретаем новое, целостное мировоззрение. И это не может не отразиться на нашей речи, нашем сознании, нашем образе жизни. Мы больше не можем жить по-старому и вести себя так, как будто каждый в этом мире сам по себе. Мы не можем скрывать друг от друга истинную картину мира. И до тех пор, пока мы будем избегать истины, мы будем чувствовать глубокую неудовлетворенность, и все наши дела, основанные на старом, противоречивом, раздробленном мировоззрении, будут тщетными и пагубными.