Иркутский Сент-Экзюпери

Александр Ведров
Твердый взгляд. Не суетлив. Сдержан в жестах и словах. Он из тех, которые многое испытали и многое понимают. Летчик, сибиряк, мужик, выросший из народной гущи. Таково первое впечатление о Валерии Николаевиче Хайрюзове, писателе, драматурге и кинорежиссере. Ему и его творчеству в конце сентября была посвящена встреча со зрителями в Иркутском городском театре народной драмы, ставшем подлинной лабораторией культуры и центром военно-патриотического воспитания населения, что на улице Мухиной.

Встреча прошла в необычной и захватывающей форме спектакля, на протяжении которого красной нитью проходил диалог двух служителей культуры, члена Союза писателей России Валерия Хайрюзова и заслуженного артиста России Михаила Корнева. Монологи, вопросы и ответы, а на них ярким бисером нанизывались театральные сцены, мужской хор, отрывки из документальных и публицистических фильмов. Вот мальчишки примеряют на себя летные шлемы, читают рассказ о полетах и запрокидывают головы, провожая завистливыми взглядами доносящийся с неба рокот легкого одномоторного самолета. Не так ли школьник Валерка Хайрюзов мечтал о романтической профессии летчика? Предместье Жилкино, школа номер 35, построенная в далеком 1728 году, в которой когда-то учился Святитель Иннокентий Вениаминов, апостол Сибири, а сто пятьдесят лет спустя – будущий «сибирский Сент-Экзюпери». Здание школы, раньше духовной семинарии, сохранилось до наших дней, и к нему всегда приходит на поклон по приезду на родину ее выпускник, мэтр иркутской литературы.

В следующей сцене – курсанты Бугурусланского летного училища, танцующие пары, девушки в ситцевых платьях моды полувековой давности, вызывающие щемящее чувство ностальгии у зрителей старшего поколения. И вот она, осуществленная мечта, путь от летчика до командира корабля. Кадры хроники, где мастер воздушного вождения запечатлен в аэропортах Усть-Кута, Мамы… Он летал на легендарной «Аннушке», самолете АН-2, который единственным в мире в своем классе выпускался промышленностью на протяжении шестидесяти лет. Взлеты и посадки, порой непредвиденные, преодоление грозовых фронтов и обледенений, воздушных ям и ураганных порывов, - все это знакомо пилоту первого класса Хайрюзову. Но, несмотря ни на что, летная профессия полна романтики, о которой мечталось в детстве, чувства свободного полета, когда из кабины аэроплана линия горизонта принимает очертания окружности, воспроизводящей далекую кромку круглой планеты. А под крылом – просторы Восточной Сибири, Якутии, красота обозрения, переплетенная с опасностями, требующими принятия точных и смелых решений.

Опыт, впечатления, раздумья заставили покорителя воздушных маршрутов взяться за перо. Его имя стало появляться на страницах газет, затем в известных журналах Сибири и России. Первая книга «Непредвиденная посадка» издана в конце семидесятых, с ней пришел первый успех, а  еще через пару лет писатель получил диплом об окончании факультета журналистики Иркутского университета. Следующая повесть «Опекун» - житейская история о простых людях, об укладе человеческой  души в мире взрослых и детей. Она навеяна собственным нелегким опытом воспитания младших сестер и братишки и принесла автору премию Ленинского комсомола. Так жизненный подвиг молодого человека, взвалившего на себя родительские обязанности и заботы, вылился в крупный успех. Следование правде жизни отныне и навсегда станет его литературным кредо.

Снова на сцене двое, когда Юрий Корнев, главный режиссер театра и ведущий программы, напоминает о значимых событиях в жизни писателя, задает очередной вопрос о ближайших творческих планах, и разговор переносится в плоскость кинорежиссерских устремлений. На экране – кадры хроники Великой Отечественной войны, включенные в документальный фильм, за ними – певческая группа мужских голосов театра с исполнением песни «Прощание славянки». Слова, мотив и исполнение песни "со слезами на глазах" не оставили места равнодушию в сердцах и умах людей. Зал в единодушном порыве встает, выражая дань признания защитникам Отечества всех времен. Да, не случайно фильм «Русская голгофа», снятый по сценарию Валерия Николаевича, награжден призом Международного кинофестиваля «Золотой витязь».

Когда же наступил час испытаний, Валерий Хайрюзов, депутат Верховного Совета РСФСР, не поддавшись на демагогические призывы ельцинских подстрекателей, сам встал в ряды защитников Белого дома, отстаивая законно избранную народную власть. Тяжелые кадры танкового расстрела здания парламента, толпы мечущихся людей, где-то трупы на дорогах. Потом вывод «побежденных», руки за головами, из здания, стены которого заволакиваются зловещими густыми клубами черного дыма. Что за необходимость подавлять гражданские инициативы орудийными залпами? Всевышний уберег страну от новой гражданской войны…

И снова большая литература. Книги одна за другой – о летчиках и дороге в космос, проложенной Юрием Гагариным, об исторических событиях и становлении стратегической авиации, а еще о жизни и деятельности последнего первого секретаря обкома КПСС и даже рассказ об Элвисе Пресли. Его творчеству характерны короткие повести, построенные на динамически раскрученных сюжетах, при  внешней сдержанности письма глубокое проникновение в психологию героев, сильных духом, не идеализированных манекенов, а живых людей, которые окружают нас в жизни и понятны нам. Они же в критический момент способны на героические поступки. По отзыву Василя Быкова, «литературная манера прозаика, неторопливая и обстоятельная, вызывает заслуженное уважение». В ней критик видел «стремление к ясности изображения, предельно точному выражению чувств и переживаний».

Пьеса Валерия Николаевича «Иннокентий» для меня лично особенно притягательна. Первый епископ Приамурья и Северной Америки Иннокентий Вениаминов, позже митрополит Московский и епископ Православной Российской церкви, был первым сподвижником Иркутского Генерал-губернатора Николая Муравьева в освоении Дальнего Востока и наряду с ним считается основателем Благовещенска. Они вместе, государственный дипломат и православный служитель, вели переговоры с Цинской императрицей, в результате которых левый берег Амура отошел к России. Те же события, составившие немеркнущую славу русской дипломатии, затронуты в моем историческом романе «Амурская сага», здесь и сошлись наши писательские интересы. К сожалению, в моем романе не отражена выдающаяся роль диакона Градо-Иркутской Благовещенской церкви, затем  архиепископа Иннокентия Вениаминова в истории становления Сибири, и эту промашку предстоит устранить при переиздании книги.

Наконец, последнее замечание  по тексту статьи, но не по значимости. Обратимся к кинозарисовке о местечке Чанчур, сибирской глубинке на верхней Лене, которая наводит на столь же глубокие размышления. Кинорежиссер Валерий Хайрюзов с такой любовью преподнес скромный хуторок, затерявшийся в необъятных таежных просторах, что буквально заворожил зрителей, затаивших дыхание при соприкосновении с первозданной красой природы. В Чанчуре, в переводе с эвенкийского – Чистая вода, когда-то насчитывалось до двух десятков домов,  а сегодня проживает один житель, инспектор Байкало-Ленского заповедника Владимир Трапезников. В летний сезон сюда приезжают на отдых горожане. Где им еще отдыхать, если по оценке Валентина Распутина, Чанчур – один из сохранившихся на свете райских уголков?

Россию со всех сторон обвиняют во владении незаселенной Сибири, намного превосходящей территорию перенаселенного Европейского материка. А ведь именно безжизненность природного пространства является лучшей гарантией сохранения биосферы земли,  ее живых организмов и среды обитания. Не случайно в Сибири создана огромная сеть национальных парков и заповедников, в которых тысячи видов больших и малых обитателей Земли успешно существуют, сохраняют и умножают численность. Такова планетарная миссия России, где мы, сибиряки, поставлены часовыми охраны природы.