Учитель

Александр Викторович Зайцев
Как вы думаете, с кем больше всего разговаривает школьник? С родителями? С учителями? С одноклассниками? Нет. С самим собой. Вот и получается, что самое главное – это научить ребёнка говорить. Научить грамотно излагать свои мысли. В первую очередь самому себе. Это и есть развитие. Этим и занимается учитель русского языка. Так что его вклад в гагаринское «Поехали!» был ничуть не меньше, чем физика, химика, математика. Если не больше. А вы говорите: «Жи-ши».

В аттестате зрелости у Иры Цирулёвой была одна четвёрка. По русскому языку. Сочинение на тему «Дубины народной войны» по Толстому вышло на шесть листов. Написать такой объём, а потом проверить все досконально за время экзамена невозможно. Так она осталась без золотой медали, а серебряных ещё не придумали. Но вопроса «куда пойти учиться?» не стояло. Всё было решено заранее: только учителем. Уговаривали на историю.
В те годы исторический факультет Костромского пединститута открывал перед выпускниками двери райкомов комсомола и партии. А это перспектива. Но Ира пошла учиться на филологический факультет. Потому, что обожала читать, и потому, что на этот факультет поступала подруга. Подруга не поступила. Но любовь к литературе у Иры осталась. Так что не прогадала.
В 1979 году Ирина заканчивает институт. И в этот раз злой рок решил показать свой норов. Одна четвёрка. Нет красного диплома, нет свободного распределения.
 
Мы часто грешим на рок, не понимая, что, зачастую, лишая нас малого, он дарит нам Судьбу. Распределение привело её в Парфеньевский район. Ирина должна была стать учителем в школе лесного посёлка Бор. Но вновь вмешалась судьба – учитель русского языка срочно потребовался в Матвеевскую школу. Туда Ирина и направилась. Хотя ехать в Матвеево категорически не хотела.


Умение выразить свои мысли письменно не менее важно, чем уметь говорить. Зачастую люди, которые могут объяснить в двух словах всё, что угодно, взяв в руки карандаш или ручку, не могут связать и двух слов – перенести свои мысли на бумагу сложнее, чем сказать вслух. Потому и переписывают школьники во время диктанта сначала чужие  мысли, потом пытаются передать их своими словами на изложении, и лишь потом доходит дело до сочинения.
Жить в Матвееве пришлось на квартире у тёти Шуры Старичковой. Но не это главное. Важно, что коллектив Матвеевской школы отнёсся к молодому учителю с любовью,  вниманием, заботой.

- Это они «виноваты», - Ирина Николаевна говорит о директоре школы Юрии Павловиче Шарове,  учителях Александре Владимировиче и Галине  Константиновне Костровых, Евгении Васильевиче и Марии Яковлевне Мусиных,  – что я осталась работать в школе. Брат звал в Новосибирск, приглашали работать и в райком комсомола. Но я не смогла уйти от этих людей, покинуть школу. Такая там была доброжелательная атмосфера. До сих пор вспоминаю всех с благодарностью.
Но Матвеевскую школу покинуть всё же пришлось. И «виноват» в этом тоже оказался учитель. Молодой физрук Анатолий Жданов. Так Ирина Цирулёва стала Ждановой. А потом, в 1981 году, она уехала вместе с мужем, поступившим в медицинский институт, в Иваново. Вернулась семья в район через 10 лет и обосновалась в Парфеньеве. Ирина Николаевна пришла работать в школу.


Литература – предмет многогранный. Если человек любит читать художественные произведения, то ему волей-неволей становится интересна история, ведь множество книг основано на реальных событиях далёкого и не очень прошлого. Читающий человек не может не быть патриотом, ведь культура родного народа наиболее ярко отражена именно в литературе. Незаметно для себя человек начинает лучше разбираться в людях, в их характерах, хитросплетениях жизни и многом другом.
 
Человек продолжает развиваться до тех пор, пока он читает. В противном случае он просто становится специалистом в своей профессии.
- Любовь к литературе мне привила учительница. Она очень любила предмет, и эта любовь передалась мне, а теперь я пытаюсь передать её своим ученикам, - говорит Ирина Николаевна. – И вообще, мне почему-то попадаются только хорошие дети.

А может быть, наоборот: детям попадается хороший учитель? Любящий свою работу, свой предмет, своих учеников, готовый поделиться всеми своими знаниями. Научить писать, научить читать, научить говорить. Научить думать.
Да, всему этому учат в начальной школе. Начинают учить. Закладывают основы. В среднем звене эстафету подхватывают учителя русского языка и литературы, а также математики. Математика тоже имеет свой язык – язык цифр. Сухой и чёткий. Здесь не бывает разночтений. Здесь два плюс два всегда четыре. Русский язык здесь тоже имеет сходство с математикой – будь добр знать правила, а не выдумывать свои. Но вот литература… На этом предмете всегда ценилось собственное мнение, пусть даже отличное от остальных, но ты докажи свою правоту! Учись отстаивать свою точку зрения. Аргументировать не ссылками на теорему Пифагора, а опираясь на собственные размышления. И лишь потом в жизни ученика появляются такие сложные предметы, как химия и физика.
Они тоже имеют свой язык. Язык формул, язык реакций. Эти языки дают не меньший толчок к развитию. Но думать-то человек продолжает на родном, на русском языке.


О человеке принято судить по делам его. Об учителе лучше всего судить по его ученикам. Не тем, кто учится у него сегодня, а тем, кто давно окончил школу, осознал и оценил тот труд, который в него вложили учителя.
- О Ирине Николаевне могу сказать только хорошее! – делится своим мнением бывшая ученица Ольга Соколова. – Это профессионал. Разносторонний и очень интересный человек, увлечённый своей профессией. Мне всегда нравилось, как легко и доступно Ирина Николаевна объясняет материал. Я всё понимала с полуслова. Это учитель с большой буквы. Хотя в отношении Ирины Николаевны справедливо будет сказать, что в слове «учитель» все буквы должны быть заглавными.

- При поступлении в ВУЗ мне пришлось сдавать литературу, - рассказывает другая ученица Ирины Николаевны Мария Максимчук. - После такого учителя экзамен проблем для меня не представлял, но я бы сказала о другом: мне очень нравилось, что Ирина Николаевна занималась нами не только на уроках. На любых внеклассных мероприятиях она была первой заводилой. И это при её высокой нагрузке.

И таких отзывов можно набрать много. Потому, что большинство выпускников Ирины Ждановой - состоявшиеся люди. Потому, что её уроки и внеурочные мероприятия, её труд принёс свои плоды. Кто-то скажет, что зерно упало в благодатную почву. Это так. Но ведь и зёрна бывают разные.

"Русские выиграли космическую гонку за школьной партой" Джон Кеннеди.
Американский президент знал, что говорил. Именно за школьной партой формируется личность. Или не формируется. Это зависит не только и не столько от самого ученика, сколько от учителя. От его желания, умения и терпения. Иной раз приходится прежде, чем бросать зерно знаний, подготовить для него почву. Поэтому знания, которыми заполняют детские головы учителя, вторичны по отношению к тем качествам, которые они прививают в детские души.

Именно из-за школьной парты вышли те личности, которые готовы были работать сутки напролёт, забывая о еде и сне, о личной жизни, чтобы Гагарин смог сказать своё знаменитое «Поехали!».

И работали они не за рубль, не за доллар, а за возможность гордиться своей страной. Потому американцы, даже используя учёных и ресурсы половины Земли, проиграли космическую гонку, что у нас были лучшие в мире школьные учителя.
Есть они и сейчас. Те, кто сам учился в старой советской школе, кто несёт её традиции в сегодняшний день, кто свято верит, что то, лучшее в мире образование, однажды вернётся в наши школы. Ирина Жданова – яркий, но далеко не единственный тому пример.

Пользуясь «служебным положением», поздравляю всех своих учителей с их праздником – Днём учителя. С самым важным профессиональным праздником в мире. Более полувека назад это признал и Джон Фицджералд Кеннеди. А он знал, что говорил...